26 ноября
Загрузить еще

Ради безопасности Порошенко журналистку "КП" в Украине" в суде раздели до белья

Ради безопасности Порошенко журналистку
Фото: Ради безопасности Порошенко журналистку «КП» в Украине» в суде раздели до белья. Фото: Олег ТЕРЩЕНКО

В Оболонском районном суде Киева должен был состояться допрос президента Украины Петра Порошенко. Он проходит как свидетель обвинения по делу о государственной измене экс-президента Виктора Януковича.

Это имбирь, а не хрен

Готовились к визиту Петра Алексеевича всерьез: периметр суда оцеплен бойцами Нацгвардии, хотя на парковку неподалеку здания можно заехать беспрепятственно, полицейские внутри проверяют всех, кто входит в помещение. Немного поодаль стоят зеваки.

- Я хочу на президента посмотреть. На каком он автомобиле приедет и сколько будет с ним охраны, в каком костюме. Посмотрю и за внучкой в школу пойду, - рассказывает местная пенсионерка.

Женщина пришла с подругами, и они настроены подождать, тем более что погода позволяет. Как рассказали местные жительницы, к приезду гаранта тщательнее всех готовились местные дворники: убирать территорию начали с пяти утра, сразу же после них появились силовики и обыскали все мусорные баки и урны на предмет взрывчатки. 

Первая рамка металлоискателя традиционно стоит на входе. В контейнер возле нее просят сложить сумку, все металлические предметы, телефон, отдельно достать ключи и снять ремень, если на нем много металла. В сумку светят фонариком, а все вещи, которые вызывают вопросы у правоохранителей, просят достать и развернуть.

Так, например, под подозрение попал абсолютно невинный корень имбиря, выуженный на божий свет из бездонной женской сумочки.

- Достаньте и разверните. Это не хрен? – интересуется полицейский на входе и объясняет, что ждут атак со стороны Femen, а корень растения девушки теоретически могут "использовать в своих провокационных перформансах". 

Хоть обыщите меня до креста нательного

Судебное заседание проходило на пятом этаже. На входе - еще одна рамка металлоискателя, где порядком запыхавшихся посетителей обыскивают еще раз. К девушкам особое внимание – поначалу вежливо просят пройти в отдельную комнату, снять верхнюю одежду, открыть сумку, показать редакционные удостоверения, записывают фамилии и названия СМИ.

Ближе к 11 утра полицейские о вежливости забывают.

- Я попрошу всех женщин пройти в отдельную комнату для досмотра тела. Тех, кто досмотр проходить не захочет, мы выведем из здания суда. Вы на нашей территории и будете делать то, что нужно для порядка, - говорит полицейский в гражданском и отказывается представиться. Его помощник проводит журналисток к коллегам-девушкам для досмотра.

- Снимите, пожалуйста, верхнюю одежду и поднимите свитер, повернитесь спиной, - говорит одна из девушек. Не делают исключения ни для кого, даже для тех, кто пришел в платьях, и для досмотра должны задрать подол выше головы. Невольно закрадывается мысль о том, что теперь в суд - только в спортивном белье, где нет даже намека на интимность, кружево или оголенное тело.

Досматривают журналисток в отдельной комнате с открытой настежь дверью, в углу которой стоит железная кровать с зеленым одеялом и подушкой в разводах. На наш вопрос, зачем тут эта мебель, только пожимают плечами, мол "передохнуть, может, кто-то захочет".

Как выяснилось, вся процедура была нужна для того, чтобы выявить на телах надписи и найти "скрытую Femen", которая, по данным полиции, была блондинкой в темной верхней одежде. Правда, проверяли всех без разбора – и блондинок, и брюнеток, и рыжих. Досмотрели даже представительницу "Киевэнерго", которая пришла в суд совсем по другому вопросу.

Главное, что все это было напрасно. Позже выяснилось, что Петр Порошенко в суд не приедет – гарант предпочел свидетельствовать по Скайпу.

Есть мнение

Это унижение человеческого достоинства

Насколько законно раздевать журналистов до нижнего белья? По мнению адвоката, это не только унижение человеческого достоинства, но и вполне тянет на статью Уголовного кодекса.

- Во-первых, если раздевали и досматривали в комнате, где установлено открытое или тайное видеонаблюдение (СБУ вполне может следить за судьями), и если эти записи потом станут достоянием общественности, и кто угодно сможет в YouTube посмотреть на это, то тут правоохранители проявили служебную халатность. Это ст. 367 УК Украины – от 3 до 5 лет лишения свободы, - комментирует адвокат Иван Либерман. - Во-вторых - это препятствование журналистской деятельности. Такой внешний осмотр - это унижение человеческого достоинства. Я не исключаю, что может быть расценено как препятствование журналистской деятельности – статья 171. Власть показывает, что с помощью правоохранительных органов может взяться и за журналистов. И в следующий раз думайте, что вы надеваете, в каком белье ходите и т.д. Это говорит о том, что каждый журналист под контролем, и это негативно отразится на имидже всей страны.

Кстати, глава комитета Верховной Рады по свободе слова Виктория Сюмар в комментариях в Фейсбуке пообещала разобраться в инциденте, назвав низким уровень Управления госохраны.

Кстати

Движение Femen уже сделало заявление по поводу досмотров в Оболонском суде Киева. Они осуждают досмотр женщин в Оболонском суде, но при этом признают: их активистка там была и ее задержали правоохранители.

"Секстремистку Femen увезли в неизвестном направлении, связи с ней нет", - написали активистки на официальном сайте организации.