Беспорядки под Генеральной прокуратурой 17 сентября вызвали общественный резонанс не столько сами по себе, сколько из-за нападения на журналистку канала NEWSONE Дарину Билеру. Особенно возмутило, когда у корреспондента пытались отобрать микрофон, швыряли в нее яйцами, а одна из активисток Елена Слюсар грубо ударила девушку.
Реакция СМИ заставила принять меры. По факту открыли уголовное производство – препятствование профессиональной деятельности, гражданку Слюсар доставили в участок, но отпустили под честное слово. Как выяснила "КП" в Украине", пока ей не предъявили подозрение, а стало быть, речь о мере пресечения не идет.
- Следствие продолжается, необходимо изучить аутентичное видео событие, а не фрагменты, которые были выложены в интернете, - сообщил "КП" в Украине" в пресс-службе столичной полиции.
В мае 2013 года, надо отметить, милиция сработала более оперативно. Вадима Титушко, который обидел журналистку "5 канала" Ольгу Снисарчук и ее мужа Вадима Соделя, оперативно разыскали по видео и отправили в суд. Тогда общественность возмущалась, что он легко отделался - вышел на свободу под залог 22 с лишком тысячи гривен, а потом получил условный срок.
"КП" в Украине" решила разобраться, что грозит, если представители разных профессий и социальный слоев будут друг друга бить.
Препятствование профессиональной деятельности журналиста карается не так чтобы очень строго – штрафом до 850 тысяч гривен, арестом на полгода или колонией-поселением на срок до 4 лет.
- В случае с Вадимом Титушко обвинения были отягчены тем, что ему инкриминировали также хулиганство в составе группы лиц. А это более тяжкая статья – заключение до четырех лет, - отмечает адвокат Алексей Сиротин.
Если журналист получит увечье, к "профессиональной" статье должны прибавить обвинение в умышленном нанесении телесных повреждений, что также усугубит санкцию.
За нападение на участников митинга отдельной статьи в Уголовном кодексе нет. Для журналистов также не предусмотрено превышение полномочий. Поэтому ситуация будет рассматриваться как конфликт обычных граждан.
Если это драка, то могут вменить хулиганство. Санкции те же, что и при нападении на представителя СМИ: штраф, арест, максимум - ограничение свободы.
- Если кулак оппонента оставил на лице или теле след, это могут квалифицировать как "Умышленное легкое телесное повреждение": штраф 850 гривен либо 200 часов общественных работ, - говорит адвокат. - Суд также вправе обязать отчислять в доход государства до 20% зарплаты - это исправительные работы. Если жертва слегла с сотрясением мозга, наказание будет строже - вплоть до угрозы загреметь на два года в колонию-поселение. Если травмы средней тяжести, наказать могут тремя годами тюрьмы.
К категории простых граждан относятся учителя, врачи, солдаты, клерки, которых Уголовный кодекс не выделяет в отдельные категории.
Удар в лицо или в голову полицейского, когда он находится при исполнении, будет грозить минимум 2400 гривен штрафа, максимум - ограничением свободы на срок до двух лет. Тут работает статья "Сопротивление сотруднику правоохранительных органов".
- Даже если конфликт произойдет вне службы полицейского и он будет в гражданской форме, все равно отвечать придется не так, как за обычное лицо, - отмечает Алексей Сиротин. – В этом случае полиция всегда на посту. То же самое относится к сотрудникам СБУ, членам общественного формирования по охране общественного правопорядка.
Еще могут вменить "Угрозу или насилие относительно работника правоохранительных органов". А это реальная зона на срок до пяти лет.
Активисты хоть и выделяют себя в отдельную касту, но юридически, напомним, приравниваются к обычным гражданам. Независимо от того, кого ударил полицейский, от должен ответить за превышение власти или служебных полномочий.
- Сотруднику органов грозит увольнение и лишение свободы на срок от 3 до 8 лет, - констатирует адвокат. - Но для этого вы должны доказать, что он применил силу без причины. А это трудно и чревато уголовным делом против гражданина. Проще уйти с разбитым носом, согласившись на хулиганство с вашей стороны. В таком случае полицейский ничего не нарушит.
Отмечаем: если полицейский стукнул вас после работы, ему вменят не превышение, а "хулиганку". Тут он не на посту.
Охота, но не стоит. "Угроза или насилие относительно государственного деятеля" по УК обещает тюрьму на срок от 4 до 7 лет даже за легкие телесные повреждения.
Если вы сумеете доказать, что конфликт был бытовым, дело будет рассматриваться по "хулиганке" или по "легким телесным".
- Судей также защищает отдельная статья Уголовного кодекса: за легкие и средней тяжести телесные повреждения можно загреметь на срок до шести лет, - замечает Алексей Сиротин. – Однако инциденты, когда активисты обливаю судей зеленкой, сейчас полиция расценивает как хулиганство.
Полученный вами синяк наверняка останется без сатисфакции. Депутата защищает неприкосновенность. Ради простого смертного ее не снимут.
- Единственное, чем можно попытаться наказать представителя законодательной власти, это подать на него гражданский иск о возмещении морального ущерба, - отмечает наш консультант. - Но шансов выиграть не много.
Задача с вариантами решений. Когда в ноябре 2014 года лидер "Оппозиционного блока" Юрий Бойко ударил "радикала" Олега Ляшко, дело открыли по статье о насилии в отношении государственного деятеля.
Драку между депутатами Николаевского областного совета Федором Барной и Владимиром Фроленко в 2017 году прокуратура квалифицировала как хулиганство.
Практика показывает, что потасовки между нашими избранниками – это что-то вроде петушиных боев, которые в юридическое поле не вписываются.