26 ноября
Загрузить еще

Иду в президенты. Сколько денег нужно?

Иду в президенты. Сколько денег нужно?

- А почему бы и нет? - подумали в "КП" в Украине" и решили выдвинуть в президенты своего кандидата. В этот момент в офисе находился только редактор отдела "Общество" Эд Бакканский, остальные, как всегда, курили на улице. Поэтому выбор пал на него. Чем он хуже, допустим, Ильи Кивы, Дмитрия Гнапа или Владимира Зеленского? С виду порядочный, когда трезв. А когда не трезв, то для народного кандидата это даже плюс.

Все в ЦИК

По закону Эд подходит по всем параметрам. Он уже давно перешагнул необходимый для баллотирования возрастной порог в 35 лет. О чем уже достал напоминать своим ностальгическими "А вот у нас в конце восьмидесятых…". Паспорт один – украинский. Когда узнал, что идет в президенты, даже купил патриотическую обложку (с трезубцем и надписью "Паспорт казака").

Какие там еще требования? Проживать в Украине в течение последних десяти лет перед днем выборов? Без проблем. Он и из квартиры бы не выходил, но надо же выносить мусор. Государственным языком владеет так же, как и Арсен Аваков (тот считает, что говорит на слобожанском диалекте украинского, а Эдуард - на донецком).

Так как Эд у нас беспартийный, ибо кому он, кроме нас, сдался, то пополнит ряды самовыдвиженцев.

Пора собирать документы в ЦИК. Наш кандидат уже заполнил шаблонную анкету кандидата: ФИО, где родился, когда и на ком женился, есть ли дети, где трудился, проживает. Сейчас Эд завис над автобиографией. Весь трудовой путь, общественную и личную жизнь нужно поместить в текст до 2 тысяч печатных знаков. Были сомнения, что в эти 2 тысячи он свои грехи и достижения не сможет вместить, но оказалось, что знаков не хватило только на перечень грехов.

В ЦИК нужно принести и предвыборную программу "кандидата Бакканского". Знакомые политтехнологи, услышав, что мы выдвигаем кандидата, предложили свои услуги: "Две тысячи у.е. - и через три дня программа у вас на столе". О, нет, ребята – дорого! Тем более, судя по обещаниям других политиков, они тоже на этом явно экономят. Списывают лозунги друг у друга. Никакого креатива.

Например, Тимошенко обещает снизить цену на газ в два раза, Каплин – в четыре. А наш Эд заявляет: "Гарантирую. Газ в квартирах будет веселящий!" Или вот у Порошенко, например лозунг: "Армия! Язык! Вера!". У нашего кандидата тоже про язык: "Язык! Лаврушка! Заливное!".

Хотели вписать еще что-то патриотическое, типа "Мы идем своим путем", но не вспомнили, кто это сказал - Моисей или Иван Сусанин.

С миру по нитке

Увлекшись программой, мы плавно подошли к болезненному для нашего кандидата вопросу – финансовому. Во-первых, нужно заполнить е-декларацию, в которой указать доходы и имущество. На фоне конкурентов Эд - классический нищеброд: переписать на родственников может только свои недостатки. Но с другой стороны - бедный, потому что честный: воровать ума не хватило.

Во-вторых, для регистрации кандидату нужно внести денежный залог в 2,5 миллиона гривен. "Где взять такие деньжищи порядочному журналисту, обделенному любовью грантовских организаций и олигархов-покровителей, когда у тебя нет частного популярного горнолыжного курорта и ты ни дня не занимался бизнесом?" – дней десять сушил голову наш кандидат.

Думали-думали и решили организовать флешмоб под условными хештегами #дайтечестномучеловекустатьпрезидентом, #выиграюпереплюнуГолобородько, #яже лучшеЮлиПетиОлегаТолиВовы - с целью собрать "с миру по нитке" на внесение залога. Вдруг получится?

Наивные и бедные

- Ребят, ну вы и наивные. Вам нужно насобирать не 2,5 миллиона гривен, а хотя бы "лимонов" 3-5, и не гривен, а долларов. Только тогда сможете по-взрослому потягаться на президентских выборах, - на правах анонимности рассказал политтехнолог, который сотрудничает со штабом одного из топовых кандидатов на пост президента. И озвучил абсолютно недетские цифры - необходимые расходы на предвыборку. 

  • Итак, для кандидата потребуется офис. В столице аренда помещения, которое подойдет под предвыборный штаб, потянет в 2-5 тысяч долларов (а то и больше) в месяц. С учетом того, что выборы назначены на 31 марта, арендовать придется минимум на три месяца. Еще нужно будет хотя бы по одному помещению для штаба в каждом регионе страны. Сумма может вылиться минимум в 100 тысяч долларов. Штабы нужно хоть минимально материально-технически оснастить. А это еще 100-150 тысяч долларов. В каждом штабе должен работать хотя бы один сотрудник и хотя бы на "минималку". За три предвыборных месяца только на зарплату придется отстегнуть "соточку зелени".
  • Агитация. Без нее никак. Для узнаваемости кандидат должен максимально часто мелькать в "ящике", улыбаться с билбордов и агитлистовок. Для попадания на ТВ и страницы газет нужно заплатить. Чего душой кривить, речь идет и о политической рекламе, и о "джинсе". Увы, но бесплатно кандидат с улицы вряд ли заинтересует журналистов. Конечно, можно попытаться выехать на эпатаже. Но после всяких там "дартов вейдеров" и "чубакк" журналистов будет сложно чем-то удивить. А если постоянно эпатировать, избиратель посчитает, что кандидат не дружит с головой.
  • Суммы за информационную поддержку деятельности кандидата абсолютно разные. К примеру, за 500 долларов может быть показан небольшой комментарий кандидата в телевизионных новостях рейтингового телеканала, статус "гостя студии" потянет уже на 1-2 тысячи долларов, роль эксперта в политическом ток-шоу – от 5 тысяч долларов… Если коротко, то на СМИ нужно заложить хотя бы 500 тысяч баксов. Минимум столько же потянет и внешняя реклама: изготовление билбордов, аренда рекламных площадей, печать листовок.
  • Раскошелиться придется и на социологию. Многие украинцы ориентируются на итоги социологических опросов, нередко предпочитая отдавать голоса за потенциальных победителей или хотя бы тех, кто имеет какой-никакой электоральный вес. А это означает, что придется заказывать проведение социальных рейтингов, договариваться с "социологами", чтобы они включили кандидата в анкеты и при проведении опроса рассказывали "Who is mister Ed?". Фирмы возьмут за такую работу 5-20 тысяч долларов. Затем данные таких соцопросов можно будет использовать в СМИ, подогревая ажиотаж, что рейтинг "темной лошадки" растет.
  • Тысяч 200 долларов необходимо иметь в предвыборном бюджете для поездок кандидата в регионы. В эту статью расходов включены траты на аренду авто (да, у нашего кандидата нет автомобиля), топливо, аренду помещения, в котором будут проходить пресс-конференции кандидата и его встречи с избирателями, аренду техники (микрофоны, динамики, колонки и прочее).  

P.S. И как теперь жить с этой информацией?! Только честный человек собрался идти в президенты, а его амбиции и желание помочь стране сразу же окунают в суровую реальность: без денег иди в солому спать - вход на Банковую только для толстосумов.

Эх, Эд, не быть тебе президентом. Пока не быть!

Важно! При выдвижении кандидатом ни один редактор не пострадал. Пострадало только его самомнение.

Читайте также

Обещания кандидатов в президенты - анализируем, кто о чем врет