22 ноября
Загрузить еще

Зеленский – в интервью иностранным СМИ: Те, кто за Россию, могут уехать

Зеленский – в интервью иностранным СМИ: Те, кто за Россию, могут уехать
Фото: Фото: Alexey Furman/DER SPIEGEL

Владимир Зеленский дал интервью четырем иностранным изданиям: Der Spiegel (Германия), Le Monde (Франция), Time (США) и Gazeta Wyborcza (Польша). Журналистов пригласили в Офис президента в субботу, 30 ноября. Все издания отметили, что разговор состоялся за неделю до встречи нормандской четверки, которая пройдет 9 декабря в Париже. Зеленский в беседе высказал несогласие с пунктами минских соглашений, упрекнул США и высказался о жителях Донбасса.

Об ожиданиях от нормандской встречи

- Предыдущие встречи длились много часов и были разными, но в основном участники по очереди говорили друг другу одно и то же. Я изучал эти встречи. Все было таким образом, что в итоге ничего не вышло. По крайней мере, это мое впечатление. Франция и Германия много сделали для того, чтобы эти встречи состоялись. Для меня уже это победа. Я думаю, это победа, если люди могут говорить вместо того, чтобы стрелять.

Вы должны понимать, что для меня человеческие жизни имеют первостепенное значение. Вот так я и провел свою предвыборную кампанию, и это мое моральное чувство. И поэтому я не понимаю, почему мы все просто обсуждаем особый статус, районы, дороги и автоколонны с гуманитарными грузами. Если это не игра, и мы серьезно, давайте начнем с людей.

Первое - это обмен пленными с предсказуемыми сроками. Я уверен, что Франция и Германия за это, и пока я не понимаю, почему Россия может противостоять этому. Но есть очень деликатные вопросы. Например, боевики на Донбассе подтверждают список заключенных, но у нас есть информация о других числах.

О контроле границы с Россией

- Это будет самый сложный вопрос из всех - если мы придем к обсуждению этого. Я говорю им честно: я не согласен с тем, как этот вопрос был решен в Минске. Согласно Минскому соглашению, сначала пройдут выборы, затем контроль над границей… К сожалению, у нас есть противоречие. И, конечно, мы должны решить это.

Об отношениях с Путиным

- У меня было три телефонных звонка, и они были продуктивными. Ведь мы вернули наших моряков, арестованных в России, а также политзаключенных. Вот о чем были первые два разговора. И во время третьего мы говорили об энергетической безопасности в Европе. До сих пор мы получали от двух с половиной до трех миллиардов долларов в год за транзит российского газа через Украину. Конечно, мы ведем переговоры с трех сторон: Украина, Россия, ЕС.

О транзите российского газа

- "Северный поток-2" значительно ослабил наши позиции на переговорах. Хотя наши европейские партнеры утверждают, что это не политический, а экономический проект, я позволю себе не согласиться. Однако если нам удастся заключить новый транзитный договор на срок до десяти лет, если европейцы нам помогут, а Россия не будет противится этому, то этот аргумент, что "Северный поток 2" не является политическим проектом, встанет.

Он (президент России, - Авт.) принял к сведению нашу позицию… Что бы ни пожелали обе стороны, это никоим образом не должно быть связано с Донбассом. Хотя я не исключаю, что транзит газа также будет рассматривается в нормандском формате.

О США

- Что касается Соединенных Штатов, я не хочу, чтобы мы вели себя как нищие. Но вы должны понимать, что мы находимся в состоянии войны. И если вы являетесь нашим стратегическим партнером, вам не следует блокировать какую-либо помощь. Это речь о справедливости для меня. Речь идет не об "услуге за услугу", это просто история сама по себе.

О последних высказываниях Макрона

- Я выступил с украинской позицией вместе с ним, и он сказал, что, конечно, мы поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Украины. Лидеры Европы гарантировали мне, что политика санкций останется до тех пор, пока мы не вернем все свои утраченные территории.

О жителях Донбасса

- Распространяется опрос, что большинство людей хотят жить в России. Это неправда. Я верю и знаю, что есть люди, которые за Украину. Есть и потерянные. И наконец, те, кто за Россию. Те, кто за Россию, могут уехать, Россия в настоящее время раздает нелегальные российские паспорта. Каждый человек имеет право выбирать, где он хочет жить.

Но сказать на территории Украины - я гражданин России и это моя земля, я считаю это неправильным и несправедливым. Это не работает. Что касается тех, кто потерян: если кто-то имеет украинский паспорт, а затем дополнительно принимает российский паспорт и получает социальную поддержку как здесь, так и там, то он сбился с пути. У меня нет морального права говорить: "Тьфу". Вы должны вернуть этих людей, чтобы сражаться с ними. Но я бы не стал бороться за людей, которые считают себя только русскими.

О плане Б

Я не хочу сейчас говорить о моем Плане Б, поэтому его и называют Планом Б, потому что я верю в План А. Но он существует, конечно. И одну вещь, которую я хотел бы уточнить: мой план Б не в том, чтобы все осталось так, как сейчас.

Фото: LE MONDE

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Встреча "нормандской четверки": чья позиция будет сильнее

До знаковой встречи "нормандской четверки" осталось несколько дней. Накануне мы разбирались, с какими позициями подходят к ней ведущие мировые державы.

Три сценария развития событий после встречи "нормандской четверки"

9 декабря лидеры Украины, России, Франции и Германии будут решать судьбу Минских соглашений в Париже.