То, что в Украине можно купить практически любую должность, были бы деньги, - уже давно не кулуарные слухи. Периодически правоохранители сообщают о задержании чиновников или мошенников, пытающихся приторговывать тепленькими местами в органах госвласти.
"КП" в Украине" выяснила, кто, как и сколько зарабатывает на торговле вип-должностями и за какое время "отбивается" уплаченная "благодарность". Об этом нам на условиях анонимности рассказал человек, который за последние 12 лет успел поработать в Киевсовете и двух министерствах.
- Естественно, чиновник не ходит с объявлением, что за определенную мзду готов помочь с трудоустройством. Они же не самоубийцы, - смеется наш собеседник. - Обычно на нужных людей выходят заинтересованные лица.
В каждом ведомстве есть свои "решалы", которые могут помочь практически с любым вопросом, в том числе и кадровым. Схем договоренностей - множество. Самая короткая, но применимая к очень узкому кругу лиц, - когда в органах власти есть очень близкий человек.
- Условно я подхожу к своему куму (брату, свату, армейскому другу), который меня хорошо знает, и говорю: брат, нужно помочь одному хорошему человеку, очень хочет работать там-то. Все обсуждается с глазу на глаз, доверия телефонным звонкам, а тем более мессенджерам, нет. Если и звонят, то никаких фамилий, а тем более сумм не называют… При личной встрече "рисуется" сумма - на мобильном телефоне набираются цифры. Если эта сумма устраивает "хорошего человека", я созваниваюсь с "кумом" и договариваюсь о новой встрече, - поясняет чиновник.
Схема подлиннее - если нет прямого выхода на влиятельного "кума", приходится использовать теорию шести рукопожатий. Согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых.
- Выстраивается цепочка, каждое звено из которой берет свой процент за услуги. И если схема раскрывается, то большой начальник не пострадает. Ведь все переговоры велись и оформлялись подчиненными, - уточняет собеседник "КП" в Украине". - Меня очень веселят сообщения правоохранителей, что они повязали мошенников, которые выдавали себя за соратников президента (премьера и т.д.) и за миллион хотели посодействовать в получении какой-то должности. И якобы кто-то на такое повелся и даже им что-то заплатил. Абсурд! Поверьте моему опыту - человек, имеющий миллион и готовый заплатить его за руководящую должность, всегда наводит справки о помощниках и посредниках: где работает, сколько, на каком он счету в ведомстве… Никакие "левые" мошенники тут не проскочат.
- Должности покупают, чтобы потом зарабатывать на них (и речь вовсе не о зарплате), удовлетворить свое тщеславие или пристроить на непыльное место своего родственника (иногда даже и любовницу, знаю два таких случая), - рассказывает чиновник. - Четкого прайса на должности нет. Стоимость услуги при трудоустройстве исходит из потенциального заработка нового чиновника. Обычно платят столько, чтобы за полгода эта сумма могла "отбиться". Или договариваются, что на новом месте человек "отстегивает" определенный процент от заработка. А он обязательно будет неплохим. Существуют сотни "схем", как можно заработать, обладая властью - визировать документы, прописывать конкурсные условия и т.д.
Научились ушлые чиновники и политики обходить и новое законодательство, призванное упразднить коррупцию при трудоустройстве, повысить профессионализм госслужащих.
- Несмотря на новый закон о госслужбе, который предусматривает честный конкурсный отбор на госдолжности, не заплатишь - не поедешь. Ведь как работает закон - кандидат проходит несколько видов тестирования (компьютеризировано все), затем его ждет собеседование, включается человеческий фактор. Конкурсная комиссия своими вопросами и субъективным оцениванием ответов соискателя может его как "срезать", так и "вытянуть", - уверяет наш эксперт.
Все банально и просто - в "конвертах".
- Сумма обычно делится на две равные части - авансовый платеж и окончательный, который нужно уплатить в течение месяца с момента работы на новом месте. "Конверты" еще никто не отменял. По крайней мере, мне приходилось иметь дело только с ними, - вспоминает наш собеседник. - Хотя знаю, что некоторые чиновники перестраховываются. Один знакомый коллега принимал "благодарность" в коробке конфет "Тарас Бульба". Туда до 50 тысяч помещается.
- На высокие должности обычно назначают людей, чтобы получить от них экономическую или другую выгоду. Это процесс политического переформатирования, а не финансовый торг. Поэтому не думаю, что тут речь может идти о деньгах, - говорит бывший работник Администрации президента Виктора Януковича Денис Иванеско. – Вообще, за время своей работы в АП я не встречался с тем, чтобы торговали должностями. Рекомендации взять того или другого человека были, но мы всегда проводили открытый конкурс.
Премьер-министр Алексей Гончарук сообщил, что правительство упростило и усовершенствовало процедуру во время приема на работу на топ-должности госслужбы через открытые конкурсы.
"Отменили норму, из-за которой даже сильные кандидаты могли выбыть из конкурса, получив 0,5 и менее баллов по одному из требований. Тестирование на знание специального законодательства сделали не обязательным, а дополнительным, если это нужно для решения конкретных задач. Необязательными станут и ситуационные задачи, которые часто были препятствием для кандидатов из бизнеса, не имеющих опыта работы на госслужбе. Перед собеседованием кандидата будут проверять на добропорядочность. Информацию будет предоставлять НАБУ", - написал на своей страничке в Фейсбуке Гончарук.
По словам премьера, такие правила увеличат шансы сильных кандидатов успешно пройти конкурс и попасть на финальное собеседование.
Такую инициативу в комментариях под постом Гончарука раскритиковал экс-министр инфраструктуры правительства Владимира Гройсмана Владимир Омелян.
"Нужно начинать с простого: 1. Запретить своим друзьям, партнерам, знакомым принимать участие в конкурсах, чтобы не было конфликта интересов. 2. Нанять мощные кадровые агентства, чтобы нашли лучших среди действующих СЕО в частном секторе, и переманить их в госсектор… Все другое: 0,5 балла или литра, НАБУ, ГБР и т.д. - это только окозамыливание, и все останется так, как есть", - высказал свою позицию Омелян.