Обмен заложниками состоялся, а страсти не улеглись. Самая горячая тема – выдача в ОРДЛО пятерых бывших бойцов "Беркута": Олега Янишевского, Сергея Зинченко, Павла Аброськина, Сергея Тамтуры и Александра Маринченко, которых обвиняют в массовых убийствах активистов Майдана. Экс-милиционерам грозило пожизненное заключение. Но 29 декабря они переступили "нулевую отметку" в пункте пропуска "Майорск". Теперь получается, что за трагедию февраля 2014 года некого наказывать. И те, кто не может смириться с этим фактом, пророчит развал всему большому "делу Майдана".
Участники обмена, которые уже выслушали приговор, получили президентское помилование. А бывшие "беркутовцы" находятся в статусе подсудимых. За день до обмена по отношению к ним применили ту же процедуру, которую исполняли много раз – сменили арест и содержание в СИЗО на личное обязательство. Но никогда еще это не выглядело так громко и так болезненно.
Чтобы выполнить политическую волю, главе ГПУ Руслану Рябошапке пришлось сменить группу прокуроров – те, кто раньше поддерживал обвинение, категорически противились заведомо известному решению суда. Активисты пытались блокировать выезды из СИЗО, ничуть не смущаясь тем, что весь обмен может оказаться под угрозой срыва. Жаркие споры о том, что дороже - месть за погибших или спасение живых, доходили до истерик.
Следующее заседание суда по делу экс-"беркутовцев" назначено на 14 января 2020 года. Согласно данному обязательству, Янишевский, Аброськин, Зинченко, Тамтура и Маринченко должны на него явиться. Как будет на самом деле, догадаться несложно. Скорее всего, все пятеро уже будут в России. В Украине они оставили дома, родных и близких, но с этой потерей все же легче смириться, чем с тюремной камерой до конца своих дней.
Что будет с судом дальше, можно только предполагать. Первое в новом году заседание Святошинского суда, скорее всего, перенесут. На втором могут принять решение о принудительном приводе обвиняемых, а потом их объявят в розыск.
Чтобы выпутаться из неудобной ситуации, от Рады, скорее всего, потребуют принять закон об изменениях в Уголовно-процессуальный кодекс о процедуре заочного осуждения. Тогда в деле "беркутовцев" можно будет поставить точку.
Большое "дело Майдана" - много разных дел. Это судьи, которые в 2013-14 годах выносили решения по активистам. Прокуроры, которые поддерживали обвинения. Это политические и экономические дела представителей власти Януковича. Работы хватает и спустя пять лет. Худо-бедно, она должна продолжаться. Другой вопрос, с какой скоростью и будет ли качество следствия отвечать общественному запросу. Как минимум, потребуется время, чтобы группа следователей перебралась из Офиса генерального прокурора в Государственное бюро расследований и были назначены процессуальные руководители.
- Судя по тому, какие делают шаги по смене прокуроров в суде, я не вижу большого желания, чтобы дело Майдана двигалось, - говорит бывший руководитель Управления спецрасследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк. – Москва требует прекратить уголовное преследование освобожденных в Украине лиц. Но оправдать подсудимых из "Беркута" нельзя. Они совершили тяжкое преступление. Да и оправдание вызовет большой социальный взрыв.
Бывших милиционеров Аброськина и Зинченко судят с 2015 года, в 2016-м к ним присоединили уголовные дела Янишевского, Тамтуры и Маринченко. Почему вопрос об обмене встал именно сейчас, а не в 2017, например, году?
Адвокаты, представляющие пострадавшую сторону и обвиняемых, делают разные предположения.
- В следующем году должны были состояться ключевые допросы трех контрснайперских групп, - говорит адвокат родных "Небесной сотни" Виталий Титич. – И тогда стало бы ясно, что бойня на Институтской 20 января была специально спланирована для российской пропаганды – чтобы московские журналисты крутили картинку кровавого и беспощадного восстания.
По версии одного их адвокатов "беркутовцев" Игоря Варфоломеева, включение подсудимых в обмен – скорее инициатива нашей стороны, чем той.
- Реальных доказательств вины нет, дело фактически разваливается. Для Украины проще не получить ответы на вопросы о том, что происходило на Майдане в феврале 2014 года, чем получить неудобные. Особенно для тех, кто на этих событиях пришел к власти, - утверждает Варфоломеев.
Адвокат говорит, что ничего не знает о намерениях своих подзащитных бежать от суда и уверен - обвинение носит политический, а не фактический характер.
В обвинительном акте, который предъявили Олегу Янишевскому, Сергею Зинченко, Павлу Аброськину, Сергею Тамтуре и Александру Маринченко, речь идет об убийстве 48 активистов Евромайдана и ранении 80 человек. Все пятеро служили в так называемой "черной роте" - группе, которую в "Беркуте" возглавлял Дмитрий Садовник. В апреле 2014 года он был арестован вместе с Зинченко и Аброськиным, но судья заменила содержание в СИЗО на домашний арест. И Садовник сбежал в Россию.
Всего же в апреле 2014-го были задержаны 16 бойцов "черной роты", но под следствием оставили только троих. Прокуратура и милиция обвиняли друг друга в том, что остальным позволили сбежать, как Садовнику. Большинство экс-"беркутовцев" сейчас служат в РФ или осели в Крыму. Всего, по данным Генпрокуратуры, в расстрелах участвовали 25 человек из "черной роты". 20 из них официально находятся в розыске.
После ареста Зинченко и Аброськина прошел почти год прежде, чем следствие разыскало новых подозреваемых. Почему Янишевский, Тамтура и Мариченко не сбежали? Говорят, были уверены - их не коснутся страшные обвинения. Тем не менее, всех троих арестовали в 2015 году. Янишевский – бывший заместитель Садовника - к этому времени успел отслужить в АТО.
Все пятеро до последнего дня не признавали своей вины в убийствах 20 февраля 2014 года на улице Институтской. Хотя в тот день "беркутовцам" впервые за время Майдана выдали огнестрельное оружие. Такое решение принято после того, как рано утром на Майдане были убиты двое и ранен один милиционер из внутренних войск, которые стояли в оцеплении.
Следствием доказано, что первые выстрелы в этот день сделал участник Майдана Иван Бубенчик, да и сам он это подтверждал. Но по требованию патриотов Генпрокуратура во главе с Юрием Луценко изменила подозрение на более мягкое. Бубенчик попал под амнистию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ