25 ноября
Загрузить еще

Новый закон о медиа: почему эксперты говорят о наступлении цензуры?

Новый закон о медиа: почему эксперты говорят о наступлении цензуры?
Фото: Фото: Григорий Константинов

Представители монобольшинства с первых дней работы Верховной Рады 9-го созыва заявляли о том, что одним из первоочередных законов, которые они планируют принять, будет закон о медиа – новые, более современные правила для СМИ.

Дискуссии о том, каким будет этот законопроект, длились с сентября. Было много манипуляций вокруг документа. Масла в огонь подлило распоряжение Владимира Зеленского подготовить так называемые нормы о дезинформации, то есть предусмотреть наказание за распространение недостоверной информации, клеветы. Эксперты и журналисты осторожно заговорили о том, что под благими намерениями депутаты могут предусмотреть механизм для "зачистки" СМИ, сделать их представителей марионетками, ввести цензуру.

27 декабря группа народных депутатов от "слуги народа" (Александр Ткаченко, Никита Потураев, Евгения Кравчук, Александр Кабанов, Андрей Боблях, Елизавета Богуцкая, Татьяна Рябуха, Павел Сушко, Дмитрий Нальотов, Татьяна Циба и представительница от  депутатской группы "За будущее" Ирина Констанкевич) внесли законопроект "О медиа".

"КП в Украине" изучила, что в нем прописано и почему отдельные нормы документа вызвали недовольство в экспертной среде.

Всех загнать в одно правовое поле и размыть термины

"Действующее законодательство в сфере СМИ, принятое в 1993-2006 годах, является устаревшим и не соответствует современному уровню технологического развития в сфере медиа. И как следствие: вопреки принципу технологической нейтральности законодательством установлены разные правовые режимы для одних и тех же медиа, независимо от их формы выпуска (печатная, электронная, и т.д.) Некоторые формы существования медиа находятся вне правового поля (не подпадают под действие требований, запретов или ограничений, которые установлены для таких же медиа, которые выходят в свет в иной форме)", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Инициаторы закона поясняют, что, например, законодательством предусмотрено регулирование "классического" ТВ (эфир, спутник, кабель) при полном отсутствии регулирования относительно "новых" способов вещания ТВ (IPTV, OTT), видео на заказ и платформ общественного доступа к информации.

"Слуги народа" считают, что уже давно нужно было предусмотреть "действенные механизмы защиты национального медиа-пространства и строительства информационной среды, способной противостоять актуальным реалиям гибридной войны, угрозам информационной безопасности". Как раз новая законодательная инициатива такие механизмы и предусматривает.

В то ж время медиа-эксперты уверяют, что новый законопроект выписан достаточно плохо. И одно из главных замечаний – терминологическая чехарда, которая на практике приведет к вольному трактованию закона и, соответственно, к его полярному применению. К примеру, "медиа" определено как "способ распространения массовой информации в любой форме, которое периодически или регулярно выходит в свет под постоянным названием в качестве индивидуального признака", то есть "доска объявлений" может стать "медиа", а политические ток-шоу приравняют к выпускам новостей.

- Неправильное определение терминов влечет за собой невозможность надлежащим образом реагировать на нарушения. Много терминов в тексте законопроекта не согласовываются с определениями, перечисленными в начале законопроекта, - сказано в экспертном выводе Института массовой информации.

12 табу на информацию

Законопроектом устанавливается, какую информацию нельзя распространять в украинских медиа. В статье 37 законопроекта указан перечень из 12 пунктов:

1.      Любые призывы к насильственному изменению, свержению конституционного строя Украины, отрицание территориальной целостности Украины, оправдание оккупации Донбасса и аннексии Крыма.

2.      Высказывания, разжигающие национальную, расовую или религиозную вражду или ненависть к отдельным лицам или их группам.

3.      Дискриминационные высказывания: на основе этнического происхождения, гражданства, расы, религии и верований, возраста, пола, физических недостатков, состояния здоровья, сексуальной ориентации или по другому признаку.

4.      Пропаганду или призывы к терроризму и террористическим актам, материалы или информацию, оправдывающие такие действия.

5.      Фильмы, распространение и демонстрация которых запрещены в соответствии с Законом Украины "О кинематографии" (прославляющие госорганы страны-агрессора, изготовленные после 1 августа 1991 года).

6.      Порнографию, особенно детскую. 

7.      Пропаганду употребления наркотических средств, психотропных веществ.

8.      Пропаганду жестокого обращения с животными.

9.      Инструкции или советы по изготовлению, приобретению или использованию взрывчатых, наркотических или психотропных веществ

10.  Программы, в которых пользователям предоставляются услуги по гаданию и гадания, а также платные услуги в сфере народной или нетрадиционной медицины.

11.  Фильмы, программы, информацией в которых отрицается или оправдывается преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов в Украине, а также преступный характер национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима (кроме случаев, связанных с развитием украинской науки и культуры).

12.  Материалы или информацию, в которых демонстрируется символика коммунистического или национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима с целью оправдания или отрицания их преступного характера.

Нарушение этих табу (или хотя бы одного) приравнивается к "грубым нарушениям" и влечет определенные наказания: для ТВ -  штраф в размере 25% лицензионного сбора, для "печатки" и онлайн - от 10 до 75 "минималок" ( 47 230 гривен – 354 225 гривен).

"Суд" для журналистов

Законопроект представляет мега-полномочия Национальному совету по вопросам ТВ и радиовещания. Он станет главным надзорным органом за украинским медиарынком. Если сейчас совет занимается в основном ТВ и радио, то после принятия нового закона о медиа под его властью окажутся все электронные СМИ и даже блогеры.

От Нацсовета будет зависеть, кто сможет вещать, печататься в Украине, а кто – нет, какое СМИ, когда и по какой причине прикрыть, оштрафовать. Орган сможет проводить проверки любого СМИ, затребовать даже тайную информацию (отказ предоставить ее как минимум повлечет штраф – от 20 тысяч гривен). Он будет рассматривать жалобы на СМИ от любого человека, инициировать закрытие через суд интернет-сайтов.

"Нечеткость формулировок относительно определения нарушений, отнесение к "грубым нарушениям", за которые предусмотрены самые большие штрафы, непредоставления Нацсовету любой информации, даже конфиденциальной и тайной, произвольное определение размеров штрафов ( с достаточно широким диапазоном) исключительно по решению 4-6 членов Нацсовета, широкие возможности для отмены регистрации, внедрение разрешающей системы на распространение информации, даже в случае необязательной регистрации (онлайн-медиа, платформ) приведет к цензуре в самый худшем виде – не только через прямые запреты, но и через экономические санкции и самоцензуру. Нацсовет создается как квазисудебный орган, который полностью контролируется властью и даже самостоятельно определяет "круг субъектов, на которые распространяется действие данного закона", - анализирует глава правления Национальной ассоциации Украинских медиа Татяна Катюжинская.

Предположения и опасения, что законопроект создает предпосылки для репрессий журналистов, один из соавторов документа Евгения Кравчук опровергает. По ее словам, не за Нацсоветом будет последнее слово, а за судом.

"Онлайн-медиа являются такими же игроками, как и традиционные медиа. Система же санкций меняется - сначала медиа получит предписание (обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование об устранении нарушений), и только потом, в случае повторов - штраф, а наиболее жесткая санкция будет применяться исключительно судом. Речь идет о реакции со стороны Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания исключительно на контент, который нарушает законодательство", - написала на своей страничке в "Фейсбук" Евгения Кравчук.

Медиаэксперты стоят на своем – предпосылки для закрытия неугодных СМИ, особенно во время предвыборных кампаний в стране, высоки.

- Есть риск сознательного прекращения деятельности медиа по решению Нацсовета во время избирательного процесса или других общественно важных событий в государстве. Возобновление работы возможно только по решению суда, при этом только одного суда в стране – Окружного админсуда в Киеве, который и уполномочен рассматривать все дела относительно решений Нацсовета. При этом, по обращению Нацсовета дела рассматриваются по сокращенному производству, а в случае обжалования решений Нацсовета сокращенное производство не предусмотрено, - отмечает Татьяна Катюжинская.

Язык раздора

До самого последнего момента было неизвестно, какие "языковые" нормы будут вписаны в законопроект о медиа. Соратники Петра Порошенко активно тиражировали информацию, что "Слуги народа" хотят в нем обойти "языковой" закон.

"В законопроекте от "Слуг народа" предлагается регулировать вопрос кинематографии только законом о медиа, а не языковым законом, где четко сказано, на каком языке должны быть фильмы и сериалы, изготовленные в Украине. Еще более позорным является то, что законопроектом фактически вновь хотят вернуться к русскоязычной прессе. Хотя с 2022 года, согласно языковому закону, все печатные СМИ должны иметь украиноязычный вариант", - писал на своей страничке в "Фейсбук" 26 декабря глава ОО "За украиноязычный Киев" Андрей Смолий. Правда, уже 28 декабря, прочитав итоговый законопроект, лаконично сообщил, что зрада отменяется – все нормы языкового закона распространяются и на законопроект о медиа.

В "Слуге народа" нет единства мнений, нужно ли сохранять языковые квоты в СМИ. Парламентарий Максим Бужанский предупреждает, что если квоты останутся, то могут возникнуть проблемы с голосованием за законопроект.

"Если закон про медиа повторяет квотный принцип, существующий сейчас, найти за него голоса будет непросто. Диктовать частному бизнесу на каком языке ему вещать, это абсурд. Предыдущая власть попробовала и очень плохо закончила", - считает Бужанский.

В первом чтении законопроект о медиа планируется рассмотреть в конце января –начале февраля 2020 года.

Реестр врагов

Законопроект предусматривает создание некого "реестра врагов" - "перечня лиц, которые создают угрозу национальному медиа-пространству Украины". Что влечет попадание человека в этот реестр, в документе не расписано. Депутаты лишь указали, что реестр утверждает и обновляет Нацсовет. Предполагается, что в него будут включены лица, в отношении которых открыто уголовное производство за совершение преступлений против основ национальной безопасности, преступления против мира, человечества и международного правопорядка. Также автоматически в реестр попадают лица, включенные в санкционные списки, и те, кто позволял себе запрещенные заявления.

"Внесение в реестр лиц без решения суда и исключение из него на основании оправдательного вердикта суда – вопиющее нарушение прав человека. Не сомневаюсь, что первыми номерами в этом реестре будут добровольцы и волонтеры, которые "много говорят", - предполагает Татьяна Катюжинская.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

О клевете поговорим в январе

В конце декабря министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский анонсировал, что проект закона о дезинформации они планируют представить общественности в начале января 2020 года. Затем последует публичный диалог. Если журналистское сообщество одобрит инициативы команды президента, законопроект переадресуют в парламент на рассмотрение. Что будет в окончательной версии законопроекта о противодействии дезинформации пока неизвестно.

Ранее в Минкульте говорили о том, что в документе пропишут деятельность омбудсмена по вопросам информации, предусмотрят механизмы саморегулирования журналистского сообщества, распишут и ужесточат порядок опровержения информации, запретят российским физлицам и компаниям владеть и(или) финансировать украинские СМИ, введут четкую градацию ответственности за распространение дезинформации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Законы, вступившие в силу в Украине с 2020 года