Несколько часов назад новый глава исполнительного комитета Нацсовета реформ при Офисе президента Михеил Саакашвили опубликовал в своем ФБ весьма эмоциональный
"В сети распространяются разные фейки будто бы из программы Саакашвили. Я не воспринимал это всерьез, пока не услышал, что даже депутаты Верховной Рады всерьез обсуждали эту программу, волновались в своих депутатских группах и чатах", - возмущается экс-президент Грузии и заявляет, что нет никакой отдельной программы Саакашвили.
"Есть Национальная Рада реформ, председателем которой является президент Зеленский. Любая программа Национальной Рады будет утверждаться президентом, и инициироваться президентом", - пишет он.
В конце поста Саакашивили еще раз подчеркнул, что он командный игрок, "в том числе собираюсь убеждать членов команды в правильности некоторых моих идей, но никак не заниматься самопиаром".
За время своей работы на новом посту (то есть, с 12 мая) он уже успел провести встречу с временным поверенным в делах США в Украине Кристиной Квин.Говорили в основном о том, как американские инвесторы могут содействовать продвижению реформ в Украине.
А сегодня, 13 мая, 13 мая, Саакашвили проведет первое заседание исполкома, на котором должен презентовать свой план реформирования страны.
Начнем с того, что четкого перечня реформ, которые должен претворять в жизнь Михеил Саакашвили, нет. Функционал его новой должности весьма "воздушный", поэтому и зона ответственности тоже обтекаемая. Он может заниматься всем и одновременно ничем. В публичной плоскости озвучивается несколько "пакетов" реформ для/или от Михеила Саакашвили.
Первый "кейс" озвучил президент Владимир Зеленский. Он публично заявил, что удостоил высокой госдолжности Михеила Саакашвили с целью, чтобы он в кратчайшие сроки помог запустить как минимум четыре реформы: тотальной дерегуляции, навести порядок на таможне, привлечь инвестиции и провести аудит пенсионной реформы.
- Результаты работы от Саакашвили ожидаю не на второй день после его назначения, но в течение ближайших месяцев они должны быть, - заявил Зеленский.
Со вторым кейсом ознакомил журналистов замглавы исполнительного комитета Нацсовета реформ Александр Ольшанский. По его словам, первые реформаторские шаги – очевидны.
- Экономика, налоговая система, 0дерегулирование бизнеса, запрос общества на справедливость… Это касается не только судебной власти , мы хотим изучить и предложить решения в этой сфере, - сказал Ольшанский и при этом подчеркнул, что как только президент поставит задачу, то они начнут консультироваться со специалистами,,возможно, даже международными, чтобы найти наиболее оптимальный вариант разрешения проблемы: - Иногда нужен взгляд со стороны, поскольку изнутри системы нельзя все заметить.
Содержание третьего кейса реформ озвучил непосредственно сам Михеил Саакашвили во время нескольких недавних интервью. Ничего нового он не сказал, лишь дублировал свои месседжи времен пребывания на посту главы Одесской ОГА.
- Прежде всего нужно освободить людей и бизнес от административного давления. Есть огромное количество глупых регуляций, от которых нужно освобождаться. Главное слово – "свобода". Без свободы не будет развития. Снижение и пересмотр налогов – второй этап, - сказал Саакашвили. Но детализировать свой реформаторский план действий Саакашвили не стал.
- Михеилу Саакашвили не нужно будет придумывать велосипед. Все реформы, которые Украине предстоит реализовать, уже выписаны, сроки обозначены. Бери
"КП в Украине" ознакомилась с этим президентским указом (в нем более 100 пунктов), узнала, по каким реформам наиболее "провисают" сроки реализации, и собрала экспертный срез мнений, как можно подтянуть "хвосты".
Президент Владимир Зеленский ставил задачу еще до 31 декабря 2019 года на законодательном уровне предусмотреть условия для "функционирования конкурентного рынка железнодорожных перевозок в Украине", "улучшения качества и доступности услуг перевозок железнодорожным транспортом". Задача провисла. Вместо качества пассажиры получили повышение стоимости ж/д-перевозок. "Укрзалізниця" по-прежнему сетует на убыточность и изношенный подвижной состав.
Эксперты не раз отмечали, что у Украины нет другого выхода, как пойти по пути допуска к ж/д-перевозкам частных компаний, а саму "Укрзалізницю" подготовить к приватизации.
- Следует отдать на прозрачные конкурсы и приватизацию всю логистику и перевозки, как это сделали в Великобритании, Франции, Японии и других развитых странах, - считает президент ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг" Олег Титамир.
Многолетняя головная боль страны – незаконная добыча января. В декабре 2019 года депутаты приняли закон об урегулировании добычи янтаря. В документе было четко расписано: кто, где, как сможет добывать янтарь, сколько будет стоить лицензия. Но закон не остановил искателей "солнечного камня". Периодически в СМИ появляются публикации о том, что силовики задержали на незаконной добыче, контрабанде янтаря очередного делка. То есть на данном этапе задача государства – обеспечить выполнение закона, на первый фланг борьбы должны выйти силовики.
Президент просил до конца 2019 года разработать программу содействия занятости населения и стимулировать создание новых рабочих мест. По итогам 2019 года количество официальных безработных в Украине насчитывалось около 1,4 миллиона человек, а карантин лишь усугубил эти показатели.
Премьер-министр Денис Шмыгаль только в апреле анонсировал создание около 500 тысяч "недорогих" рабочих мест с зарплатой в 6-8 тысяч гривен, а позже ввел запрет на выезд украинцев на заработки в другие страны.
Эксперты утверждают, что для тотального создания рабочих мест государству нужно запускать промышленность, создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, уменьшая при этом налоговую нагрузку и послабляя регуляторные функции государства.
Несмотря на то, что с октября запущен пилотный проект "Лес в смартфоне" и разработана онлайн-карта рубок, украинские леса по-прежнему тотально пускают под пилу. Ситуация лишь ухудшается. По словам главы Гослесагентства Андрея Заблоцкого, по состоянию на март за год объемы незаконных рубок выросли в семь раз и достигли почти 120 тысяч кубометров.
На многочисленных политических ток-шоу сами политики утверждали, что для решения проблемы вырубки леса достаточно проявить политическую волю – имена лиц, которые крышуют "древесный" бизнес, известны, пара-тройка арестов и громких судебных процессов с реальными тюремными сроками отобьют охоту наживаться на "легких" страны.
Глава государства ставил задачу провести аудит угольных шахт в стране – убыточные закрыть или реструктуризировать, а перспективные выставить на приватизацию. Задача поставлена, но воз и ныне там.
Зеленский просил "обеспечить в установленном порядке институциональную способность Антимонопольного комитета Украины", чтобы ведомство могло эффективно расследовать злоупотребление монопольным положением. Нынешняя редакция закона не позволяет АМКУ оперативно выявлять и пресекать многие монопольные проявления на рынке.
Некоторые сдвиги в этом направлении произошли. В апреле депутаты в первом чтении приняли изменения в закон об АМКУ. Но и они не помогут АМКУ, к примеру, оперативно реагировать на спекулятивные цены на те же маски и другие средства защиты во время карантина.