22 ноября
Загрузить еще

На что рассчитывал Зеленский, сделав ставку на Кравчука и Фокина

На что рассчитывал Зеленский, сделав ставку на Кравчука и Фокина
Фото: Фото Сергея Светлицкого / УНИАН

К назначению в Трехстороннюю контактную группу по достижению мира в Донбассе экс-президента Леонида Кравчука и экс-премьера Витольда Фокина общественность отнеслась неоднозначно. Во-первых, включился фактор эйджизма – неужели в государстве нет опытных, но более молодых политиков, готовых включиться в переговоры? Кравчуку – 86 лет, Фокину – 87.

Во-вторых, "всплыли" факты политического прошлого Леонида Кравчука. Например, его участие в политическом блоке "Не Так!" (среди лозунгов политсилы: "НАТО – нет, ЕЭП (Россия, Беларусь, Казахстан) – да, русский язык – да").
А Фокину припомнили неоднозначные заявления и формулировки в СМИ (см. "Цитатник"). И то, что, кроме немногочисленного общения с прессой, он как минимум последние 15 лет не принимает активного участия в политической и общественной жизни страны.

"КП" в Украине" вместе с экспертами проанализировала сложившуюся ситуацию и нашла ответы на наиболее задаваемые вопросы по теме.

Вопрос №1. Почему Кравчук и Фокин?

Опрошенные эксперты сходятся во мнении - при выборе переговорщиков Зеленский и его соратники руководствовались двумя факторами. Новые члены ТКГ должны пользоваться уважением не только в Украине, но и в России. И не вызывать отторжения среди жителей оккупированного Донбасса.

- Кравчук и Фокин – опытные политики, обладающие авторитетом в России, со своими связями и личными отношениями с политическими элитами РФ. Был важен и статус переговорщиков: уровень президента, премьер-министра, - считает политолог Руслан Бортник. - К тому же, их нельзя отнести к праворадикальным политикам. Но в то же время именно они стояли у истоков современной независимости Украины и сделали достаточно много для становления нашей страны как независимого государства.

В "плюс" сыграл и возраст новых переговорщиков, как бы это странно ни звучало. По мнению политолога Петра Олещука, у Кравчука и Фокина нет политических амбиций. Они не воспользуются минской переговорной площадкой как возможностью оказаться в эпицентре информационного внимания и таким образом наращивать электоральные баллы.

- Они не будет использовать "Минск" для личного пиара. У нас уже были соответствующие назначения - люди приходили, озвучивали не очень конструктивные заявления, а потом громко уходили, хлопая дверью – работали в основном на личный пиар и пиар своих политсил, - анализирует Олещук.

Впрочем, тут присутствует элемент тщеславия – желание попасть в учебники по истории как миротворцы, которым удалось вернуть Донбасс Украине.

Вопрос №2. Получится ли у них договориться о мире?

Все зависит от директив, которые они получат от Офиса президента. Если риторика официального Киева относительно алгоритма реинтеграции Донбасса не изменится, то и не стоит ожидать подвижек в Минске.

- Переговоры они на то и переговоры, чтобы договариваться, искать компромисс. Предыдущие годы диалог велся на языке ультиматумов. На сегодня важны не только персоналии, которые будут вести переговоры, но и какие директивы, с которыми они поедут на эти переговоры. Если президент сможет предложить что-то новое, то Кравчуку и Фокину вполне удастся донести эти позиции до другой стороны, - убежден Бортник.

Но на быстрый мир, по мнению экспертов, рассчитывать не стоит. Во-первых, потребуется время на "знакомство". Во-вторых, сначала каждая сторона попытается навязать свою формулу мира, а лишь потом начнутся поиски общего знаменателя.

Вопрос №3. Пострадает ли от такого назначения рейтинг Зеленского?

Придя в большую политику, Владимир Зеленский обещал перезагрузку и омоложение власти. А теперь, получается, он не сдержал свое предвыборное обещание?

- С одной стороны, привлечение "старых" политиков может подкосить рейтинг Зеленского. В 2019 году он шел во власть с лозунгом "новых лиц", которые предложат новые правила игры, в том числе и сценарии для достижения мира в Донбассе. А теперь оказывается, что таких "лиц" в обойме президента нет. Нужно обращаться к Кравчуку и Фокину, о государственных достижениях которых можно долго спорить, - говорит политолог Игорь Фещук. – С другой стороны, среди украинцев есть колоссальный запрос на мир в Донбассе. И если работа ТКГ при участии Кравчука и Фокина будет успешной, то и Зеленский окажется в выигрыше.

ЦИТАТНИК "КП"

Витольд Фокин об оккупации Донбасса и аннексии Крыма (в материалах для издания "Гордон" и интервью Дмитрию Гордону в 2016-2019 гг.)

"Группа политических авантюристов на Донбассе власть захватила и шахтеров, народ, соседа использует (конечно же, без России там давно все было бы иначе). Почему наши руководители договориться не сумели, почему в Минск во главе делегации человека послали, который, мягко говоря, популярностью у людей не пользуется, Донбасса не знает?"

"Зная подноготную, могу предположить, почему Путин Крым захватил. Полагаю – не знаю, но полагаю! – он угрозу почувствовал, ведь не случайно американские авианосцы тогда в Черное море вошли. Более того, из источников, заслуживающих доверия, мне известно, что секретная договоренность между нашими руководителями и Турцией существует о том, чтобы Херсонскую область для поселения турок-месхетинцев предоставить..."

"Все чаще я слышу: "Минские соглашения зашли в тупик – что делать? Может, плюнуть на все и отгородиться от мятежного региона, предоставить ему право "вариться в собственном соку"?"… Отказ от Донбасса станет первым шагом к дезинтеграции Украины – не к федерализации, а к развалу по типу Югославии, не говоря уже о катастрофе отечественной энергетики, которая неотвратимо приближается. Блокада Донбасса подозрительно совпала по времени с попыткой отменить все советские правовые нормативные и конституционные акты, в том числе и международные соглашения, а это начало политического коллапса".

"Без Донбасса я Украину не вижу. Сам бог велит искать пути политического решения восточного конфликта, нужно без промедления снимать блокаду и, отбросив чванство, садиться за стол переговоров, незамедлительно прекратить войну – иного не дано".

"Шахтеры – не "пыль под ногами", и зря на них батальоны пошли, зря высокопоставленный чиновник, за всю свою никчемную жизнь не сделавший полезного на копейку, заявил: "Петлю им на шею – приползут на коленях!". Уверяю вас, не приползут: шахтера можно убить, но согнуть нельзя".

"Когда украинцы по разные линии фронта убивают друг друга – это война, имеющая все признаки гражданской".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Политические ветераны опять "в обойме"