Загрузить еще

Почему Конвенция о противодействии домашнему насилию встретила отпор в Венгрии и Польше

Почему Конвенция о противодействии домашнему насилию встретила отпор в Венгрии и Польше

Более 26 тысяч украинцев потребовали у Президента принять на законодательном уровне Стамбульскую конвенцию – международное соглашение по защите женщин до домашнего насилия и насилия в семье. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (также известная как Стамбульская конвенция) была открыта для подписания 11 мая 2011 года. Документ уже ратифицировали 34 государства. Но в некоторых странах голосование по Конвенции вызвало немалое сопротивление. К примеру, конституционный суд Болгарии признал конвенцию несоответствующей конституции страны. Отказались ратифицировать конвенцию такие страны как Великобритания, Латвия, Чехия и другие. Украина, хотя и подписала документ, также еще не ратифицировала его.

Однако это может произойти как ответ на электронную петицию, собравшую более 26 тысяч подписей. Проект закона о ратификации Конвенции может уже в скором будущем оказаться на рассмотрении Верховной Рады. Если голосование состоится, в законодательном поле Украины появятся понятия и обязательства, которые уже вызвали отпор в нескольких странах Европы. Причем, отпор на уровне правительства. Например – в Венгрии и Польше.

Польша инициирует выход из Стамбульской конвенции

Правительство Польши ратифицировало конвенцию еще в 2015 году. Но в июле 2020-го кандидат в президенты от консервативной партии "Право и справедливость" с трудом обошел конкурента в политической борьбе только после того, как начал кампанию против прав ЛГБТ сообщества.Представители партии "Право и справедливость" заявили, что хотят начать процедуру выхода из Стамбульской конвенции.

Министр юстиции Польши Збигнев Зьобро отметил, что Стамбульская конвенция является "наносящей вред", поскольку требует от школ обучать детей гендерным вопросам, нарушает права родителей и "содержит элементы идеологического характера". Кроме того, по его мнению, текущего законодательства Польши достаточно для обеспечения защиты женщинам.

По словам замминистра юстиции Себастьяна Калеты, Конвенция откроет границы страны для нелегальной иммиграции. "Мужчины, которые несколько лет назад переплыли море, чтобы попасть в Европу, скажут на первом же пункте пропуска, что они чувствуют себя женщинами или бесполыми... и попросят убежища, а Конвенция это допускает", - заявил он изданию Reuters.

Директор Центра международного права Института Ordo Iuris, Каролина Павловска в своей колонке на Цензор.net объясняет, что ратификация Конвенции не привела к повышению уровня защиты от насилия, поскольку никакие новые, неизвестные до сих пор в польском законодательстве механизмы не были введены. Однако, по ее словам, в результате принятия Конвенции в польское законодательство был введен ряд идеологизированных и спорных понятий, которые противоречат Конституции страны и ведут к изменению ее правовой системы.

Помимо изменений законодательного поля, Конвенция требует дополнительных затрат из госбюджета. "Опираясь на данные ООН, можем сказать, что если бы в Польше шаг за шагом внедрялись предписания Стамбульской конвенции, это стоило бы дополнительно $50 млн", – говорит доктор юридических наук, вице-президент польского Института правовой культуры Ordo Iuris Тимотеуш Зых  в эфире “5 канала”.

В Польше активно идет процесс выхода из Стамбульского соглашения. Премьер-министр страны обратился по этому вопросу к Конституционному суду. Кроме того, идет сбор подписей под петицией о выходе из Конвенции. Если петиция наберет 100 тысяч голосов, Сейм Польши должен будет рассмотреть этот вопрос на заседании. “На основе исследований, выполненных в Польше, мы видим, что домашнее насилие будет гораздо реже проявляться там, где есть традиционная семья”, –  говорит Тимотеуш Зых.

Венгрия категорически отказывается ратифицировать Конвенцию

Парламент Венгрии выступил с политической декларацией о том, что отказывается принимать Конвенцию в свое законодательное поле. В декларации говорится, что конвенция использует неприемлемый подход к определению гендера, и парламент не должен включать этот подход в национальное законодательство. Кроме того, правила Конвенции о принятии беженцев с учетом гендерного фактора, не соответствуют стремлению Венгрии пресекать нелегальную иммиграцию.

Не последнюю роль в отказе от ратификации сыграл премьер-министр Венгрии, лидер партии Христианских Демократов "Фидес" Виктор Орбан. Именно он ввел в Конституцию определение брака как "союза мужчины и женщины". А в 2018 выпустил декрет при поддержке Христианских Демократов, содержащий запрет преподавать гендерные вопросы в университетах страны.

Тем не менее, противники ратификации уверяют, что те ценные разделы конвенции, где речь идет о защите детей и принятии мер по борьбе с насилием в отношении женщин, должным образом встроены в законодательство Венгрии.

 

Что говорит закон

"Венгрия решительно выступает против ратификации Стамбульской конвенции, по той причине, что защита женщин от насилия гарантируется соответствующими венгерскими правовыми документами, в частности специальным разделом Уголовного кодекса, введенным в действие 1 июля 2013 года", – поясняет вице-президент правительственного Института демографии и семьи имени Марии Копп Молнар Балаж.

Действительно, в Уголовном кодексе Венгрии предусмотрена криминализация различных видов домашнего насилия. Так, за экономические притеснения виновный может получить до 2-х лет лишения свободы, за побои – до 3-х лет, и до 5-ти за насильственное ограничение свободы другого человека и физическое насилие. Кроме того, суд может запретить виновному доступ к определенным местам.

"У Венгрии уже есть гораздо более широкая сеть поддержки жертв, чем у многих других стран Европы. Но нашей целью остается постоянное расширение и развитие этой системы. Так, с целью более эффективной защиты жертв насилия со стороны родственников в этом году Министерство юстиции инициировало ряд поправок. Кроме того,  правительством была разработана новая ускоренная процедура оказания помощи жертвам преступлений, присуждения им компенсации и возмещения ущерба", – поясняет Молнар Балаж.

Видимая альтернатива

Несмотря на противодействие ратификации Конвенции, страны все таки серьезно и ответственно относятся к сути вопроса - домашнему насилию и его последствиям. И реагируют на проблему на уровне правительств. Из государственного бюджета системно выделяются средства на организацию помощи жертвам, и судебные разбирательства с виновными в насилии.

Как считает кандидат юридических наук и практикующий адвокат Анна Даниэль, Украина также не остается в стороне от проблемы. Она объясняет: "Наша страна постепенно развивает собственную систему борьбы с домашним насилием, в том числе путем имплементации отдельных положений Конвенции. Государственная политика в этой сфере направлена ​​на оказание всесторонней помощи пострадавшим лицам и утверждения ненасильственного характера частных отношений. Сегодня, имея собственное законодательство, необходимо сосредоточиться над реализацией Закона Украины "О предотвращении и противодействии домашнему насилию".