В удмуртском селе Гольяны семью Яковлевых знают и уважают все. Валентина Викторовна - учительница. Дмитрий Иванович - пожарный. Живут Яковлевы на окраине села. Хозяйство крепкое: скотина, огород, сад. Три года назад построили дом. Купили «Жигули».
- Смелая женщина! Сразу взять и удочерить шестерых! Я бы никогда не решилась, - с восхищением и уважением говорит соседка Мария Васильевна.
50-летние Валентина Викторовна и Дмитрий Иванович взяли на воспитание шестерых сестер и братьев Быковых. Хотя у них трое своих детей и даже внучка. Старший сын Павел к тому моменту уже обзавелся семейством. Средняя дочь Маша училась в сельхозакадемии, а десятилетняя Ксюша ходила в школу.
Дело шло к пенсии, Яковлевы и не думали, что в одночасье станут мамой и папой для шестерых. Просто захотели удочерить полюбившуюся им малышку...
«ПРИМЕТЕ БЫКОВЫХ? ТОЛЬКО ИХ ПЯТЕРО!»
В 2007 году Валентину Викторовну попросили поработать месяц в детском реабилитационном центре при больнице.
- В первый день ребятки построились на зарядку, - вспоминает она. - Им всем лет по 12. И тут прибегают два карапуза: девочка и мальчик. Головки белые, сами задорные, активные, а глазки грустные-грустные.
Малыши сразу потянулись к женщине, девочка и вовсе не отходила от нее. Каждое утро крохи встречали ее на крыльце больницы и, чуть завидев, мчались обнимать. Да и сама Валентина всей душой к ним прикипела. По вечерам дома рассказывала мужу, какая Кристинка милая, хорошая. А однажды просто спросила:
- Может, возьмем ее к себе?
Дмитрий Иванович согласился. Их дети решение одобрили.
Наутро поехали знакомиться. По пути Валентина рассказала супругу, что у Кристинки брат есть, Дима. Увидев ребятишек, обычно сдержанный и немногословный мужчина растаял:
- Хорошие дети! Лучше не бывает.
Но когда пришли в отдел опеки, выяснилось: у малышей есть законные отец и мать. Оба пьют, за ребятами не присматривают. Вот-вот будет суд по делу о лишении их родительских прав. Яковлевы не отступились, решили подождать. А пока навещали ребятишек.
Через три месяца им позвонили из отдела опеки:
- Вы еще хотите взять Быковых? Суд состоялся, можете оформлять документы. Только их не двое, а... пятеро. Может, всех возьмете? У вас полчаса на раздумье. Надо срочно этих детей устроить, места в приюте освободить для других.
Огорошенные Яковлевы посоветовались с родными детьми. И семейным советом решили: берем всех.
|
СНОВА ГОРШКИ И БЕССОННЫЕ НОЧИ
Новых родителей дети приняли сразу. Как родных. Будто просто расставались на время.
- Только в машину сели, средний Колька кричит: папа, а баранку покрутить дашь? - смеется Дмитрий Иванович.
А приехав домой, ребята разбежались и расползлись по углам изучать новые владения.
- Мы стоим растерянные: что делать, не знаем. Даже по именам-то их еще не различаем! Так два месяца и жили в страхе и в смятении, - вспоминает Валентина. - Самому младшему - Юре - было всего полтора года. Снова, как в молодости, горшки и бессонные ночи... Ребятишки худые, на теле сыпь непонятная. Врачи объяснили: от нервов. А потом все само собой вошло в русло. Приучили детей к порядку, к дисциплине. Со временем они поправились, все болячки прошли.
Справляться на работе и дома Валентина Викторовна уже не успевала и уволилась. Сейчас только подрабатывает воспитательницей в интернате. Да два раза в неделю детей на дому учит.
«МОЖНО МНЕ ТОЖЕ К ВАМ?»
Через пару месяцев после пополнения семьи Яковлевых к Валентине Викторовне подошел на улице парнишка лет 15.
- Я сразу поняла, что это Руслан - старший брат моих ребятишек. Дети рассказывали о нем. Только мы не знали, где этот мальчик. А тут сам нашел меня.
Руслан попросил разрешения повидаться с братьями и сестрами. Конечно, Яковлевы ему не отказали. Жил он тогда в общежитии училища, где обучался на каменщика. Несколько раз навестив сестер и братьев, Руслан робко попросил:
- А можно я тоже буду у вас жить?
Разве могли Яковлевы отказать? Руслан сходил в отдел опеки, написал заявление, что хочет быть вместе с братьями и сестрами.
Как ни странно, родных папу с мамой никто из детишек не вспоминает. Разве что Руслан, но говорить об этом парень не хочет. Мать однажды звонила Яковлевым. Спросила, как там дети. И после этого пропала.
РОДНАЯ ДОЧКА РЕВНОВАЛА
Валентина Викторовна говорит, что проблем с приемными детьми и не было. А вот родная, Ксюша, поначалу очень ревновала, истерики закатывала.
- Вы хоть помните, как меня зовут?! - кричала она на родителей. А теперь говорит совсем по-другому:
- С ними весело очень. Я рада, что они у меня есть.
В небольшой комнате - две двухъярусные кровати. Тут спят пятеро ребят. Маленький Юрка - в комнате родителей, а Руслан - в общей комнате, которую в российских семьях обычно называют залом. Яковлевы подумывают сделать пристройку к дому, чтобы у девчонок и мальчишек были отдельные комнаты.
- Вот пытаемся добиться субсидии, - беспокоится мама. - Да все никак не получается. Чиновники приходят, считают наши квадратные метры и уходят... А старшие уже компьютер просят. Но это уже, наверное, чуть позже. Поросят продадим, тогда...
Я как-то сразу поверила: так и будет. Яковлевы и пристройку к дому возведут, и компьютер купят, и всех ребятишек на ноги поставят. Самостоятельно, не дожидаясь, пока у государства дойдут руки до брошенных малышей.
- Да Валя ради этих детей любому глотку перегрызет! - уверены односельчане. - Она у нас боевая, сильная...