22 ноября
Загрузить еще

ОПЗЖ под запретом: как быть с «бело-голубой» фракцией в парламенте?

ОПЗЖ под запретом: как быть с «бело-голубой» фракцией в парламенте?
Фото: poltava.to

Деятельность одиннадцати политических партий, среди которых и парламентская политсила «Оппозиционная платформа - За жизнь», приостановлена на период военного положения. Такое решение 19 марта принял Совет национальной безопасности и обороны Украины и завизировал президент Владимир Зеленский.

Почему деятельность ОПЗЖ решили приостановить, а не запретить? И как теперь быть с народными депутатами, избранными от этой политической силы, лишат ли их парламентского мандата? «КП в Украине» изучила законодательство и нашла ответы на эти и другие вопросы.

Почему ОПЗЖ и Ко не запретили, а только приостановили?

В законе Украины «О политических партиях Украины» сказано, что можно запретить создание и ограничить работу политических партий, если их деятельность направлена на: ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины, подрыв безопасности государства, незаконный захват госвласти, пропаганду войны, насилия, разжигания межэтнической, расовой или религиозной вражды, посягательства на права и свободы населения, пропаганду коммунистического и/или национал-социалистического тоталитарных режимов и символики. Приостановить деятельность партии может и СНБО, и тот же Минюст. А вот для того, чтобы запретить политическую партию – нужно исключительно решение суда! Именно через суд около семи лет в Украине была запрещена Коммунистическая партия. Табу на деятельность «красных» ввел своим решением от 16 декабря 2015 года Окружной административный суд Киева.

Запрет политической партии означает, что политсила не может выдвигать своих кандидатов на выборы: местные, парламентские, президентские. Так в 2019 году ЦИК отказала Петру Симоненко, который возглавлял КПУ, в регистрации кандидатом на пост президента Украины.

Лишат ли мандатов депутатов, избранных в Верховную Раду от ОПЗЖ?

- Мы изучаем правовые последствия решения СНБО по запрету партий. Решения будут позже. Мы также ожидаем комментарии министерства юстиции о выполнении указа президента, - так на этот вопрос в комментарии «Украинской правде» ответил первый замглавы Верховной Рады Александр Корниенко.

Но с вероятностью 99,9% можно прогнозировать, что парламентских опзж-шником (таковых 43) не лишат депутатского мандата.

Статья 81 Конституции Украины имеет исчерпывающий перечень оснований для досрочного лишения полномочий народного депутата. Таковых всего семь. Первое – по собственному желанию. Именно по этой причина мандата лишили одиозного Илью Киву. Второе -  вступление в законную силу обвинительного вердикта суда против конкретного депутата. Таковых нет. Тот же экс-сопредседатель ОПЗЖ Виктор Медведчук по состоянию на 20 марта имеет только статус обвиняемого в госизмене, а не осужденного. Третье - лишение судом народного депутата недееспособным или без вести пропавшим. Четвертое- прекращение гражданства парламентария или выезд его на ПМЖ в другую страну. Пятое – если депутат совмещает парламентскую деятельность, допустим с бизнесом. Шестое – невхождение депутата в состав фракции политсилы, по спискам которой он избран в Верховную Раду. Седьмое – смерти депутата. То есть, как видим среди конституционных оснований для лишения мандата народного депутата нет пункта о приостановлении или запрете партии, по которой они избрались в парламент.

Большая вероятность того, что после решения СНБО нельзя будет принудительно распустить фракцию ОПЗЖ в Верховной Раде. Это если идти по пути действующих законов, а не политической целесообразности. Приостановление деятельности политической партии не может быть основанием для роспуска парламентской фракции, которую создали депутаты, избранные по спискам этой политсилы. В Регламенте Верховной Рады есть только одно основание для роспуска фракции – если в нее входит меньше депутатов, чем в самой маленькой фракции. На сегодняшний день самой маленькой является фракция «Голоса» - 20 депутатов. А это означает, что если фракцию ОПЗЖ покинет 23 и больше депутатов, то тогда фракция рассыплется. По состоянию на 15 марта только четверо депутатов написали заявления о выходе из фракции ОПЗЖ - Александр Фельдман, Игорь Абрамович, Татьяна Плачкова и Вадим Столар. В тоже время, нельзя исключать, что депутаты в экспресс-режиме могут внести изменение в Регламент Верховной Рады и предусмотреть пункт о том, что приостановка деятельности политической партии влечет за собой и «заморозку» деятельности фракции депутатов, избранных по спискам такой политической силы.

Если распустят фракцию, как депутаты будут работать?

Предположим, что фракцию ОПЗЖ все-таки распустят или временно приостановят деятельность. Что это будет означать на практике? Депутаты от экс-ОПЗЖ смогут голосовать за законы и пользоваться льготами и правами, предусмотренными для народных депутатов. Но, конечно, некоторые ограничения будут.

Представители этой политической силы потеряют голос во время заседаний согласительных советов Верховной Рады. Ведь только главы депутатских фракций, групп и комитетов имеют право принимать участие в Соглассоветах, рекомендовать законопроекты для первоочередного включения в повестку дня. Теоретически, можно пересмотреть присутствие депутатов от ОПЗЖ в парламентских комитетах, если они попали в них по квоте фракции. При рассмотрении законопроектов представители приостановленной фракции лишаются обязательного права голоса. Они смогут высказаться по законопроекту, только если успеют вовремя зарегистрироваться через систему электронного голосования «Рада» на выступление. А это еще та лотерея!