25 ноября
Загрузить еще

Секреты первого ленд-лиза: почему Сенат не хотел давать его СССР и при чем здесь Черчилль

Секреты первого ленд-лиза: почему Сенат не хотел давать его СССР и при чем здесь Черчилль
Фото: Taylor (Lt), War Office official photographer - media.iwm.org.uk

Ленд-лиз воспринимается сегодня большинством украинцев как панацея. Решение США, безусловно, историческое.   Эта помощь дает нам возможность повернуть войну в Украине в сторону победы. Пока в полной мере неизвестны детали ее поставки. Но мы попытались проанализировать ту роль, которую сыграл ленд-лиз №1, предоставляемый США СССР и многим другим странам в ходе Второй мировой войны.

Последний шанс для Черчилля и рациональная идея Рузвельта

Май 1940 года. В Европе бушует война, гитлеровские войска завоевывают одну страну за другой и всерьез нацелились на Британию. Премьер страны Уинстон Черчилль понимает – ресурсов своей военной техники (особенно кораблей) на полноценную защиту может не хватить. Как последний шанс – обращение за помощью к США.

«А что мистер Рузвельт, не одолжит ли твоя дружественная страна нам 40-50 эсминцев? Можно стареньких...» - скорее всего спросил сэр Уинстон. Рузвельт сначала опешил, потом поинтересовался – а зачем это США нужно? Черчилль привел железный аргумент: «завоют нас, проблемы возникнут и у вас!». Дальше пошли торги, вариант отдать безвозмездно – Штаты не устроил, второй вариант – американцам предоставляется доступ к морским базам и аэропортам Британии? Рузвельт подумал и снова не согласился. Сошлись на третьем варианте – аренда с последующей выплатой оговоренной суммы – лизинг. Отсюда и название будущего проекта  ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду).

Получилось. Эсминцы пришли, Британия отбилась. Сторонам проект понравился. Решили развить сотрудничество. Черчилль почувствовал себя уверенным в себе и защищенным. У Рузвельта мотивирующих факторов было больше. Он, отправляя на фронт «железо», не рисковал жизнями граждан страны, к тому же подобные заказы от правительства давали импульс для развития промышленности США.

Ударили по рукам, и после неизбежных бюрократических проволочек 11 марта 1941 года президент США подписывает закон о ленд-лизе.

Ленд-лиз, придуманный Черчиллем и поддержанный Рузвельтом, помог выиграть Вторую Мировую.  Photograph from the Army Signal Corps Collection in the U.S. National Archives.

Ленд-лиз, придуманный Черчиллем и поддержанный Рузвельтом, помог выиграть Вторую Мировую. Photograph from the Army Signal Corps Collection in the U.S. National Archives.

Лидеры Британии и США авантюрно подыграли Сталину

Летом 1941 года ситуация ожидаемо изменилась. Германия нападает на СССР, и акцент боевых действий смещается на восток Европы. Впрочем, боевые действия продолжаются и по другим направлениям. Черчилль понимает – Британия еще не выстояла, но уже может минимизировать боевые потери. Главное - это помочь Советскому Союзу, находящемуся на грани краха, с техникой. Понимает это и Рузвельт. Вот только в американском парламенте упорно не соглашаются поддерживать страну, еще недавно дружественную Германии (по пакту Молотова-Риббентропа).

Что делать? Военное производство на заводах увеличено в два раза, стратегическая заинтересованность в сотрудничестве с Москвой есть, а официального разрешения на отправку -нет. Схитрили. Новую технику отправляли якобы на нужды Британии, а та уже передавала ее Союзу.

«Лед тронулся» в ноябре 1941 года, когда США официально включили СССР в программу ленд-лиза. И хотелось написать – «и тут понеслось». Нет, не понеслось. Поначалу Штаты выделяли технику и комплектующие для Союза крайне осторожно, объясняя сложности с поставкой сбоями коммуникаций и недостатком производственных мощностей для производства необходимого оружия. Поставляли минимум. Многие историки предполагают, что в этом была и определенная стратегическая задумка – выжидали какого-то перелома развития событий на Восточном фронте. Определяющий ход войны объем поставок начался лишь к середине 1942 года, и это стало действительно важным фактором, решившим исход противостояния.

PQ17  В ходе переброски конвоя PQ17  союзники потеряли 22 корабля с боевой техникой. Фото: From the collections of the Imperial War Museums, commons.wikimedia.org

PQ17 В ходе переброски конвоя PQ17 союзники потеряли 22 корабля с боевой техникой. Фото: From the collections of the Imperial War Museums, commons.wikimedia.org

От кораблей до какао

Официальная советская историография впоследствии попытается максимально снизить значение помощи, полученной из-за океана. Сталин сказал, «она составила всего 4 процента от отечественного ВВП». Никто не вспоминал слова лидера СССР, сказанные им на Тегеранской конференции в ноябре 1943 года.

- Я хочу сказать вам, что, с русской точки зрения, сделали президент и Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне - машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8000 до 10 000 самолетов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия производит 3000–3500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты – это страна машин. Без этих машин, полученных по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну, – поднял Сталин тост на праздничном банкете в день закрытия конференции.

Действительно, количество полученной техники впечатляет, что бы там ни говорил Сталин.  До 70% всей автобазы (как грузовой, так и легковой) советская армии состояла из ленд-лизовской. Легендарные «Катюши» были установлены на грузовиках «Студебеккер». Любопытно, что уже в послевоенные годы Никита Хрущев срочно требовал поднять отечественное машиностроение, по его мнению, это был позор, когда базируемые в ГДР части были укомплектованы пусть и ленд-лизовской, но американской техникой.

Каждый третий корабль флота к концу войны был американским, пушек - 18%, танков – 16%, авиации - 15%.

Но есть момент, оставшийся не таким заметным и публичным: поставка листовой стали, заводских станков, комплектующих к ним позволили оперативно восстановить работу оборонных заводов и обеспечили выпуск своей техники.

- Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали, но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну, – это слова уже опального «маршала Победы» Георгия Жукова, зафиксированные в донесениях агентов КГБ.

А ведь была еще гуманитарная помощь: от легендарной тушенки, прозванной в народе «второй фронт», до шоколада и какао, которые многие солдаты и просто мирные люди в СССР попробовали впервые. 

Так что зря «товарищ Сталин» кривил душой...

Даже легендарные «Катюши» не на чем было бы возить, если бы не грузовики «Студебеккер». Фото: kolesa.ru

Даже легендарные «Катюши» не на чем было бы возить, если бы не грузовики «Студебеккер». Фото: kolesa.ru

Долг возвращали десятилетиями, а его итоговая сумма снизилась в разы

Поставки по программе ленд-лиз были прекращены 20 сентября 1945 года.  После чего начались торги по суммам долга и возвращении денег США. Речь шла только о стоимости уцелевшей техники, все, что было потеряно в ходе транспортировки (самый трагичный момент - это гибель конвоя PQ-17, когда немцами было потоплено 22 судна с техникой) или уничтожено в ходе боев – в расчет не бралось.

В США посчитали и в 1947 году назвали сумму – 2,6 млрд долларов. В СССР промолчали. Через год, в 1948 году, Америка уменьшила сумму до 1,3 млрд долларов. В Кремле между вариантами «Долг платежом красен» и «Кому я должен – всем прощаю» выбрали последний, предложив 170 млн долларов отступных. Естественно, Вашингтон не согласился. Надо помнить, в разгаре была   уже другая война - «холодная», и переговоры по долгам ленд-лиза стали ее политической частью. Переговоры шли ни шатко ни валко и лишь в 1990 году привели к какому-то результату. Тогда Михаил Горбачев и Джордж Буш-старший подписали документ, обязывающий СССР заплатить по счетам 674 миллиона долларов до 2030 года. Союз развалился, но, по официальным данным, долг был закрыт в 2006 году правопреемницей СССР.  Такая вот получилась история с шлейфом больше чем на полвека.

КСТАТИ

Американские танки и самолеты были хуже советских?

Такую версию активно разгоняла пропаганда в СССР, правда, уже после окончания войны. Якобы летчики отказывались пересаживаться с отечественных Ла-5 на заокенские «Аэрокобры», а танкисты - с Т-34 на "Шерман" М4А2. Современные эксперты этот факт не отрицают, но объясняют его причину. Дело в том, что присланная техника была на порядок выше уровнем, по сравнению с используемой в Красной армии. Боевые машины, более чувствительные в управлении и требующие соблюдения сложных технических норм, не всегда были понятны солдатам, подготовка которых зачастую ограничивалась уровнем «взлет-посадка» (помните, «В бой идут одни «старики»?). А вот асы и кадровые офицеры прелесть полученной техники прочувствовали. Легендарный трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин как получил свою «Аэрокобру» в 1943 году, так и долетал на ней до победы.