22 ноября
Загрузить еще

Волонтеры, которые возят авто для ВСУ: За помощь армии нам светит от 5 до 7 лет тюрьмы

Волонтеры, которые возят авто для ВСУ: За помощь армии нам светит от 5 до 7 лет тюрьмы
Фото: dniprorada.gov.ua (фото иллюстративное)

Если в Google ввести запрос "задержали волонтеров, которые торговали автомобилем для армии", мы увидим ряд отчетов правоохранителей о таких уголовных делах. Последнее сообщение - от полиции Винницкой области о преступной группе, которая под прикрытием благотворительного фонда якобы продала, по меньшей мере, 29 автомобилей, которые привезли в Украину как гуманитарную помощь.

Первая реакция – святое негодование. Но когда KP.UA углубилась в вопрос, поняла, что не все так просто. После более года (точнее 9 лет) войны Украина использует юридические понятия о волонтерстве и гуманитарной помощи, которые были сформированы еще в мирные времена. Но сегодня мы живем в другом мире. Из-за противоречий между законом и реалиями, в первую очередь, могут пострадать ВСУ.

Полностью доказаны факты

Полиция Виннитчины информирует, что организатором противоправного вышеупомянутого бизнеса стал основатель благотворительного фонда, действовавший совместно с родным братом и знакомым.

– Сначала они действительно занимались волонтерством, что-то там привозили для ВСУ, а потом решили на этом зарабатывать, – рассказали KP.UA в пресс-центре полиции. – Завезенные на особых условиях джипы и пикапы подозреваемые перекрашивали в защитный цвет, маркировали эмблемами ВСУ и продавали людям, которые собирали средства на авто для воинских частей, где служат их родные и друзья. Покупатели переводили деньги на счет продавцов с отметкой в ​​платеже «Благотворительная помощь».

В полиции говорят, что 29 реализуемых пикапов и внедорожников – это полностью доказанные всеми документами факты. От их продажи, по данным следствия, подозреваемые получили более 4,7 млн ​​гривен.

Правоохранители не отрицают, что все, без исключения, авто добрались по назначению - в воинские части, где были взяты на баланс. Однако уверяют, что 29 отнюдь не дешевых автомобилей организаторы сделки получили за границей от благотворителей – бесплатно.

Задержанным предъявлено подозрение по ч. 3 ст. 201-2 Уголовного кодекса Украины – с целью получения прибыли незаконное использование гуманитарной помощи, благотворительных пожертвований или безвозмездной помощи, совершенное организованной группой лиц. Мужчинам грозит лишение свободы сроком от 5 до 7 лет.

Вопрос меры пресечения сейчас решается, но обычно по подобным делам, которых уже десятки по Украине, суд отпускает подследственных под залог.

Оперативное сопровождение расследования дела по торговле автомобилями осуществляли работники внутренней безопасности Нацполиции и Управления СБУ в Винницкой области. 2 марта, Винницкая область. Фото: vn.npu.gov.ua

Оперативное сопровождение расследования дела по торговле автомобилями осуществляли работники внутренней безопасности Нацполиции и Управления СБУ в Винницкой области. 2 марта, Винницкая область. Фото: vn.npu.gov.ua

Купить одно авто или два?

В волонтерском обществе считают такие дела преследованием благотворительного движения. Но сначала немного предыстории.

С 1 апреля 2022 года власти разрешили украинцам импортировать автомобили без растаможки. Тысячи наших граждан, которые имели сбережения и возможность выехать из страны, бросились за границу за дешевыми подержанными автомобилями. У кого был запрет на выезд – обращались к дилерам. Через три месяца, по открытой информации, в Украину завезли и поставили на учет 240 000 иномарок.

С 1 июля вступил в силу закон, возобновивший все расходы на растаможку. Льготы оставили только для автомобилей, предназначенных для ВСУ и оформляемых как гуманитарка. А по закону от 1999 года - это адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме.

- Я не знаю, почему власти решили, что европейцы, которые массово продавали свои авто украинцам, в частности волонтерам, теперь будут отдавать их даром, - говорит волонтер Алексей Крещенко. – 29 бесплатных джипов и пикапов – это миф. Это только то, что есть в документах. Приведу пример: купленное для ВСУ авто с растаможкой стоит 15 тысяч долларов. А без растаможки – 7 тысяч. То есть если идти на хитрость и оформлять как гуманитарку, вместо одной можно купить две машины. А наша армия очень нуждается автомобилях буквально каждый день, потому что они ломаются, уничтожаются вражескими снарядами.

Алексей говорит, что на нескольких его знакомых возбуждены уголовные дела. И вместо того, чтобы продолжать работать на ВСУ, люди скитаются по следственным кабинетам и судам.

Все покупают за деньги и за деньги передают

Простые люди, которые собирают деньги на пикапы или джипы для военных, не знают, где их искать, как покупать. Поэтому обращаются к волонтерам, у которых наработан опыт, связи за границей, которые внесены в систему "Путь" (позволяет мужчинам-водителям призывного возраста пересекать границу в случае перевозки гуманитарных или медицинских грузов). Иногда на автомобиль скидываются сами военные, переводя средства волонтерам, когда те привозят автомобиль.

– Большинство автомобилей волонтеры покупают за собственные средства или средства фонда. А деньги нужно возвращать, чтобы снова покупать и возить машины на фронт. Плюс компенсировать побочные расходы, – говорит Алексей. – Допустим, я купил авто за 7 тысяч долларов, добавляем еще тысячу, потому что логистика, потому что бензин. Плюс СТО – подержанные машины нужно не только окрашивать в военные цвета, но и ремонтировать. В том состоянии, когда их привозим, нельзя сразу на фронт. Некоторое время автомобиль находится на балансе моего благотворительного фонда как условно растаможенный. Когда я возвращаю за него деньги, он переходит на баланс воинской части. Я выполняю новый заказ.

По словам нашего собеседника, за такими волонтерами и охотятся правоохранители из разных ведомств.

– Потому что в рамках закона - это нарушение. В рамках закона волонтер – это человек, который где-то берет 100 000 гривен, что-то покупает и раздает. Регулярно. А так не бывает, сейчас война, в армии - огромные нужды. Поэтому закон нарушают почти все, кто привозит автомобили, бронежилеты, каски и прочее. Все это тоже покупают за деньги и за деньги передают.

Из собственного опыта

"В суде не учитывают, что мы говорим"

Сергей Цыбульский. Фото: facebook.com/sergiy.tsybulskyy

Сергей Цыбульский. Фото: facebook.com/sergiy.tsybulskyy

В декабре прошлого года певица Ольга Цыбульска в интервью "Радио Люкс" рассказала, что ее младший брат подвергся уголовному преследованию из-за волонтерства. Сергей Цыбульский поделился с KP.UA своей историей.

– Я 15 лет занимаюсь автомобилями. С первого дня войны ко мне стали обращаться друзья, знакомые, искавшие автомобили для армии. Сколько могли, мы приобрели авто за собственные средства, приобщались к разным сборам. Все знали, что к нам можно обратиться, мы найдем и привезем автомобиль.

Когда аннулировали нулевую растаможку, мы стали помогать общественным организациям, фондам, чтобы машины для военных могли заехать в Украину. Они были у нас на обслуживании, у нас были подписаны договоры, помогающие с доставкой, с ремонтом. Вдруг 9 сентября к нам пришли с обыском сотрудники Бюро экономической безопасности, хотя такие вопросы вовсе не в их компетенции.

Сергей говорит, что у него забрали личные вещи, компьютерную технику.

- В отношении меня возбудили уголовное дело по торговле гуманитарной помощью. Не производили контрольную закупку, не фиксировали какую-либо передачу денег. Вручили подозрение с формулировкой: неоконченное покушение на преступление... То есть покушение на торговлю гуманитаркой. Хотя мы предоставили документы, что все машины, о которых говорилось, у нас на хранении, что они временно в собственности, пока мы их обслуживаем.

Сергей уверяет, что в материалах дела и в обвинительном акте, который переписывали дважды, много "дыр" в показаниях, фраз "в неизрасходованное время", "в неопределенном месте", "неопределенное лицо".

– Оно так и пошло в суд, все всех устраивает, они ни на что не обращали внимания. Ни в Бюро, ни в прокуратуре, ни в суде. Судья вообще не учитывает то, что мы говорим, не удовлетворяет ходатайство, перед заседаниями общается с прокурором.

С группой волонтеров, которые также подверглись преследованию, Сергей был на приеме у генерального прокурора.

– Показывали документы на растаможенный автомобиль. Он был куплен за 5 тысяч долларов и еще 5 тысяч потрачено на растаможку. Потому машины с целевым назначением для ВСУ и декларируются как гуманитарная помощь.

Сергей подтверждает, что получить в Европе бесплатно 29 автомобилей невозможно.

– Я уверен, что из тех машин ни одна не была подарена. Я скажу непопулярную вещь: в Европе уже все не так, как было в марте прошлого года. Они устали из-за того, что дают деньги, из-за проблем с энергоносителями. Мы однажды совершили громкую рекламную кампанию через фейсбук: кто хочет подарить автомобиль для украинских военных? Знаете, сколько людей откликнулись? Нисколько! Все автомобили в Европе покупаются. Я не раз задавал правоохранителям вопрос: а как надо, чтобы было правильно? Потребность в автомобилях в армии есть, а должности государственного дилера или перегонщика нет. Ответа не получил.

Из-за этих проблем Сергей должен был покинуть волонтерство.

- С 9 сентября ни одной машины пальцем не коснулся – принципиально. Я нахожусь под залогом, мне на полгода парализовали бизнес, забрали авто на 60 тысяч долларов, у меня двое маленьких детей. Второму ребенку исполнился только год, он родился под взрывами. Мне есть чем заняться. А я хожу по судам и жду, пока прокурор советуется с судьей в его кабинете.

На минувшей неделе Государственное бюро расследований возбудило уголовное дело по заявлению Сергея Цыбульского – по факту превышения служебных обязанностей работниками Бюро экономической безопасности.

- Если все это будет продолжаться, если не изменят законы, ВСУ останутся без автомобилей и станет меньше патриотов. Группа людей, с которыми мы ходили к генпрокурору, суммарно собрала и передала в армию около 20 миллионов гривен, а сейчас им грозит от 5 до 7 лет тюрьмы. Это честно? Пусть даже волонтер заработает на перегоне автомобилей 60 тысяч гривен, ему тоже нужно жить и питаться, кормить семью, потому что все свое время он возит машины.

Есть вопросы

Какой может быть выход из схожих ситуаций? Мы обратились за комментарием к юристу.

– Можно внести изменения в законы, исключив автомобили из категории гуманитарной помощи, но оставить льготы по растаможке, если будет механизм гарантирования, что авто ввозится для ВСУ, – говорит администратор группы “Военные адвокаты и юристы” в фейсбуке Олег Леонтьев. – Но, по моему мнению, ничего не нужно менять, нужно, чтобы эффективно работала прокуратура, которая осуществляет надзор за уголовными производствами.

Если автомобиль был завезен в Украину для армейцев и доставлен по назначению, дело подлежит закрытию из-за отсутствия происшествия уголовного возбуждения. Если его получил посторонний армии человек – дело передается в суд.