26 ноября
Загрузить еще

Что не так с МиГ-29 и зачем Украине американские самолеты F-16

Что не так с МиГ-29 и зачем Украине американские самолеты F-16
Фото: wikimedia.org

На днях разгорелась активная дискуссия по поводу того, нужны ли Украине американские многофункциональные самолеты F-16. Причем у Киева и заокеанских союзников разное видение этого вопроса. KP.UA разбиралась, в чем проблема.

Американский F-16 может противостоять российскому Су-30

Главнокомандующий Вооруженных сил Украины Валерий Залужный отметил, что украинским защитникам нужны западные самолеты-истребители F-16.

И полученных МиГ-29 – недостаточно. Западные самолеты серии F прошли несколько этапов модернизации - они оснащены новой радиолокационной станцией и высокоточным вооружением. А на старые МиГ-29 (уже полученные нашими военными в качестве помощи от союзников) нельзя ставить современные ракеты, утверждает спикер ВС ВСУ Юрий Игнат.

По его словам, советский истребитель МиГ-29 не способен противостоять российскому Су-30, поэтому Вооруженным силам Украины и нужны западные F-16.

- МиГ-29 остался в четвертом поколении, в 70-80 годах (прошлого века. - Ред.). А западные самолеты серии F, к примеру F-16, проходили несколько этапов глубокой модернизации, - объяснил представитель ВСУ.

Советский самолет Миг-29 устарел и уступает российскому Су-30. Фото: wikimedia.org

Советский самолет Миг-29 устарел и уступает российскому Су-30. Фото: wikimedia.org

Вместо самолетов - ПВО и бронетехника

Однако министр обороны США Ллойд Остин утверждает обратное. Он сказал, что Украине сейчас больше всего нужны системы противовоздушной обороны, ракеты и бронетехника, а истребители F-16 не помогут ВСУ на этой фазе войны.

- Что касается F-16: если такое решение будет принято, то чтобы передать их, понадобится около 18 месяцев. Но это не поможет ВСУ в текущей фазе боевых действий. Могут ли украинцы получить такие способности когда-нибудь в будущем? Мы все считаем, что да, - отметил он.

- В чем они больше всего нуждаются сейчас – это средства противовоздушной обороны. Это критически важная потребность на поле боя. Им также необходимы средства огневого поражения дальнего действия и бронетехника, - отметил глава Пентагона и выразил уверенность, что поставки в Украину таких возможностей, а также проведение учений для ВСУ способны изменить ситуацию на поле боя в ближайшей перспективе.

В феврале 2023 года президент США Джо Байден заявил, что Украине не требуются истребители F-16. Зато, по его словам, есть необходимость в танках, артиллерии, противовоздушной обороне, HIMARS. За две недели до этого заявления группа демократов и республиканцев обратилась к Байдену с призывом передать Украине истребители. В письме к главе США законодатели писали: "Современные самолеты, которые просит Киев, но администрация президента все еще не согласилась их отправить, могут стать решающими для контроля над украинским воздушным пространством в 2023 году".

Самолеты F-16 американского производства Украина требует еще с начала полномасштабного вторжения. Превосходство этих истребителей четвертого поколения - в универсальности. Они могут выполнять функции и штурмовика, и бомбардировщика, и истребителя-перехватчика. К тому же часть стран НАТО выводят их из эксплуатации, используя F-35 пятого поколения.

Без самолетов контрнаступление невозможно

Валерий Романенко. Фото: aviamuseum.com.ua

Валерий Романенко. Фото: aviamuseum.com.ua

Так нужны ли нам эти самолеты и почему США отказывают в этом Киеву? Авиаэксперт Валерий Романенко считает, что нужны.

– Украина сейчас находится на грани своих авиационных возможностей и даже в вопросах противовоздушной обороны. А ведь нам еще нужно будет прикрывать войска на марше, во время наступления. А авиация может остановить любое наступление, и россияне могут своими самолетами сорвать наше контрнаступление. Это аксиома – если нет господства в воздухе, то никакое наступление невозможно, - поясняет эксперт.

А нежелание США поставлять нам свои самолеты, по его мнению, вызвано финансовыми вопросами и стоимостью самих самолетов.

– Один самолет в базовой комплектации – это 60 миллионов долларов. С запчастями, дополнительным мотором, вооружением и подготовкой пилотов – это уже 120 миллионов долларов. А нам нужна воздушная бригада – 24-28 самолетов. То есть получается довольно внушительная сумма, - говорит Валерий Романенко.

Олег Жданов. Скриншот видео ТСН

Олег Жданов. Скриншот видео ТСН

Эксперт по вопросам международной безопасности Олег Жданов поясняет нежелание американцев давать нам свои самолеты прогнозами американских экспертов.

– США не видят сейчас необходимости в авиационной поддержке Украины. Они считают, что россияне не будут активно задействовать свою авиацию на фронте. А нужно усиливать украинскую сухопутную группировку. Да и сейчас авиация используется обеими сторонами на фронте не очень интенсивно, - поясняет эксперт. - Но американские самолеты нам нужны, потому что украинские ВСУ испытывают дефицит в них. К тому же у нас мало самолетов и советского образца.

Что же касается перспектив поставок американских самолетов, то Олег Жданов считает, что этот вопрос может решиться в будущем, даже перед самим украинским контрнаступлением. У нас оно запланировано на ближайшее время, может, к тому моменту и прилетят американские F-16, предполагает эксперт.

Справка «КП»

F-16 прошел несколько модернизаций. Он сейчас имеет преимущество над российскими самолетами.

Характеристики F-16:

  • Экипаж - 1 человек
  • Длина - 15 метров
  • Размах крыльев - 9,5 метра
  • Максимальная скорость - 2+ Маха (2,4 тыс. км в час)
  • Максимальный взлетный вес - 21,7 тонны
  • Вес боевой нагрузки - 1,1 тонны
  • Точек подвески - до 13

F-16 – простой в обслуживании, самолетов такого типа немало в США и Европе. То есть у ВСУ не будет проблем с обслуживанием и восстановлением техники. Важным ограничением этого самолета является относительно небольшая дальность полетов. Истребитель F-16 может наносить удары по наземным целям разными типами оружия, а также стать частью противовоздушной обороны Украины.

Сейчас на вооружении Воздушных сил ВСУ есть аналог F-16 – МиГ-29. Но они проигрывают в электронике и системах управления. F-16 также существенно лучше МиГ-29 с точки зрения вооружения.

Характеристики МиГ-29:

  • Экипаж – 1 человек (в учебно-боевой модификации – 2)
  • Длина – 17,32 метра
  • Высота – 4,73 метра
  • Размах крыла – 11,36 метра
  • Максимальная скорость – 2450 километров в час (2,3 Маха)
  • Тяга одного двигателя в режиме "полный форсаж" – 8300 килограмм-сил
  • Практический потолок – 18 тысяч метров
  • Практическая дальность полета на большой высоте – 1430 км (с подвесными топливными баками – 2100 км)
  • Максимальный взлетный вес – 18,1 тонны
  • Максимальный вес боевой нагрузки – 2,18 тонны

МиГ-29 вооружен авиационной пушкой c калибром 30 мм, и ее боезапас составляет 150 снарядов. Также на самолет можно подвесить до шести ракет и бомб.