22 ноября
Загрузить еще

Есть ли будущее у зернового соглашения и альтернативные пути экспорта украинского зерна

Есть ли будущее у зернового соглашения и альтернативные пути экспорта украинского зерна
Фото: REUTERS

Срыв Россией зернового соглашения не только вызвал негодование в мире, но и заставил Украину и ее партнеров искать пути транспортировки украинского зерна на мировые рынки. К решению этого вопроса подключились международные организации и отдельные страны.

Так, например, 26 июля по просьбе президента Владимира Зеленского пройдет заседание Совета «НАТО – Украина» для "консультаций относительно последних событий и обсуждения транспортировки украинского зерна по Черному морю".

"Я обратился к Йенсу с предложением незамедлительно созвать этот Совет для соответствующих консультаций по кризису. И на днях эта встреча состоится. Кризис безопасности в Черном море мы можем преодолеть", - сказал Владимир Зеленский.

Это тем более важно, что, как говорят эксперты по продовольствию, Украина в августе сможет нарастить экспорт зерна до 4,5 млн тонн в месяц. Поэтому Киев и его партнеры просчитывают альтернативные варианты транспортировки зерна.

Главная альтернатива – Румыния, Болгария и Дунай

Как заявил посол Украины в Турции Василий Боднар, Киев рассматривает возможность создания альтернативного «зернового коридора» по Черному морю, через территориальные воды Болгарии и Румынии.

По словам дипломата, этот вариант минимизирует риски, в том числе риск обстрела судов со стороны России. Румыния является членом НАТО, поэтому военные действия России в ее территориальных водах в теории могут рассматриваться как нападение на страну НАТО.

Президент Румынии Клаус Иоганнис уже осудил последний удар России по портовой инфраструктуре украинского города Рени у границы его страны. «Эта недавняя эскалация создает серьезные риски для безопасности в Черном море. Она также влияет на дальнейший транзит украинского зерна и, таким образом, на глобальную продовольственную безопасность", - сказал он.

Министр иностранных дел Румынии Луминица Одобеску и госсекретарь США Энтони Блинкен и 24 июля в телефонном разговоре обсудили вопросы продовольственной безопасности из-за обстрелов Россией украинских портов.

Глава румынского МИД отметила, что разговор с американским коллегой касался укрепления стратегического партнерства обеих стран, безопасности Черноморского региона и поддержки потенциала экспорта зерна из Украины: "Договорились поддерживать тесную координацию и поддержку для Украины и Молдовы", - говорится в сообщении.

Кроме этого, рассматривается транспортировка украинского зерна через Дунай. По статистике за май 2023 года, из трех украинских портов на Дунае - Килии, Измаила и Рени - удалось экспортировать 2,2 млн тонн украинского зерна, что составило более половины всего экспорта украинского зерна за этот месяц. Параллельно по черноморскому коридору удалось вывезти 1,3 млн тонн – 30%, в то время как в лучшие месяцы в начале 2023 года этот показатель составлял около 4 млн тонн.

Европа также может транспортировать украинское зерно

Помимо южного направления, сейчас прорабатываются и другие маршруты транспортировки украинского зерна. Так, Литва призвала Еврокомиссию укрепить маршрут экспорта зерна из Украины через страны Балтии.

"Морские порты стран Балтии обладают большими возможностями по перевалке сельскохозяйственной продукции - 25 млн тонн в год только зерна", - говорится в письме литовского правительства, которое было направлено в Еврокомиссию.

В Литве считают, что маршрут между Украиной и странами Балтии может стать "жизнеспособной и долгосрочной альтернативой" для экспорта зерна из Украины. И улучшение инфраструктуры коридора, и упрощение перевалки грузов между различными железнодорожными путями поможет увеличить пропускную способность.

При этом президент Литвы Гитанас Науседа считает неправильным ослабление санкций против России в обмен на соглашение о безопасном экспорте украинского зерна через Черное море. "Мы считаем, что ослаблять санкции против диктаторов крайне несправедливо", – сказал Науседа.

Как сообщает Deutsche Welle, именно через речные, железнодорожные и автомобильные пути ранее переправлялась значительная часть украинской аграрной продукции в соседние страны. По подсчетам Еврокомиссии, таким способом из Украины с начала полномасштабной войны было вывезено 60 процентов зерна, в то время как морем - 40 процентов.

При этом на автомобильные и железные дороги Европы приходится около 20 процентов экспорта зерна из Украины. Для улучшения их работы Киев после 24-летнего перерыва восстановил железнодорожное сообщение с Молдовой, а затем и с Румынией. Кроме того, с 2022 года открылись три новых пункта пропуска на границе с Румынией и один - на границе с Польшей, была расширена пропускная способность других пунктов.

Россия хочет вытеснить Украину с мирового зернового рынка

Москва срывает зерновое соглашение для того, чтобы добиться отмены санкции против российских товаров и удобрений и подключения некоторых своих банков к системе SWIFT.

Кроме этого, Россия продвигает план поставки своего зерна в Африку и пытается вытеснить Украины с мирового рынка. «Президент Владимир Путин предложил инициативу на замену, согласно которой Катар будет платить Москве за доставку российского зерна в Турцию, которая затем будет распределять урожай между «нуждающимися странами»», - пишет Financial Times.

Но издание сообщает, что пока ни Катар, ни Турция не согласились с этой идеей, которую Москва еще не подняла на официальный уровень. Еще один источник издания отметил, что Катар вряд ли поддержит эту идею, даже если бы Кремль решил официально ее представить. Киев и его западные друзья также, скорее всего, с большим подозрением отнесутся к предложению России, которое фактически закрепит морскую блокаду черноморских портов Украины.

Мнение эксперта

Тарас Загородний, эксперт-международник:

- Сейчас есть достаточно большие шансы на возобновление зернового соглашения. Поскольку в этом процессе задействовано очень много заинтересованных международных игроков. Много зависит от позиции Турции. Как они дальше будут себя вести. И конечно, позиция Запада. А у Москвы сейчас очень мало сил для того, чтобы блокировать украинские порты. Они не смогут воевать сразу со всеми. Де-факто зерновое соглашение не соблюдается Россией с осени прошлого года, но оно, тем не менее, работало без нее. Поэтому Москва и пытается торговаться. Она пытается выйти на переговоры. Снять какие-то санкции, чтобы создать прецедент. Но Запад вряд ли пойдет на это, и после визита Путина в Турцию в августе, скорее всего, его заставят возобновить сделку.