Военной полиции быть. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №6569-д, который перед тем же и отложила из-за негативного резонанса. "Страшилки", вытекающие из российских телеграм-каналов, сгоряча подхватила часть украинского юридического сообщества, увидев в законопроекте наступление на права человека. Впрочем, на фоне проблем с мобилизацией, новостей с фронта и политических баталий острая реакция на любое новшество может найти свое объяснение.
Журналистка Коротко про собрала 9 распространенных мифов о создании военной полиции и попыталась их развенчать. Или нет.
Военная полиция не является новым органом в том смысле, что он дополнительный. ВП будет создана на основе существующей ВСП – Военной службы правопорядка. Военной полиции будет передано движимое и недвижимое имущество ВСП, оружие, транспортные средства, базы данных, человеческие ресурсы. Когда закон будет принят и он вступит в силу, на смену названию отведут три месяца.
Что касается финансирования, то в пояснительной записке говорится, что "принятие и реализация законопроекта не требует выделения средств из Государственного бюджета Украины". Насколько это соответствует действительности, трудно сказать, потому что с образованием ВП в ВСП должны добавиться оперативные законы для проведения оперативно-розыскной деятельности и внутренняя служба безопасности. Однако законом определено, что общее количество военной полиции (включая гражданских вольнонаемных) не может превышать 1,5% от общей численности личного состава ВСУ и других военных формирований. Такие требования по численности действовали и в ВСП.
Задачи военной полиции касаются исключительно армейской сферы. То есть она будет работать только среди военных - с военными ВСУ и Государственной специальной службы транспорта, а также с резервистами во время прохождения ими сборов на военных полигонах.
Полномочий по гражданским лицам у военной полиции нет. Нарушение правил мобилизации и военного учета не входит в ее компетенцию, а вот нарушение распорядка военной службы и военные правонарушения – входят. ВП будет заниматься розыском дезертиров и лиц, самовольно покинувших воинскую часть.
Розыск уклоняющихся от военного учета и мобилизации будет осуществлять, как и сейчас, исключительно Национальная полиция.
Параллельно с законопроектом о военной полиции Верховная Рада приняла в первом чтении аналогичный документ 6570-д, который действительно закрепляет за военной полицией право выписывать штрафы. Для этого в КУоАП добавляется новая статья 188-58 – «Невыполнение законных требований должностных лиц Военной полиции». Посмотрим, о чем идет речь:
– То есть речь идет о работе военной полиции с информацией, которую она имеет право требовать от руководителей военных подразделений. В отношении ТЦК и СП, также воинских частей, штрафы могут быть наложены на их руководителей и ответственных работников. В отношении гражданских, нарушающих правила учета и требования ТЦК, штрафы выписываются непосредственно в терцентре. Военная полиция здесь ни при чем, – объясняет юрист Игорь Зорин.
Самый популярный миф, тиражируемый под лозунгом "зрада Конституції". Мол, Основной закон провозглашает жилье неприкосновенным, а тут дверь ногой позволила открывать. В комментарии ТСН заместитель председателя парламентского комитета по правоохранительной деятельности Максим Павлюк признался, что эта норма дискутируется и между депутатами. Речь идет о праве военной полиции проникать в жилище в «неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления».
– Такое же право имеет гражданская полиция, – напоминает Игорь Зорин. – Представьте ситуацию, когда преступник убегает от правоохранителей и забегает в квартиру, где женщины и дети. Или люди звонят в полицию и сообщают, что в соседней квартире крики и стрельба. Так же в казарме или военном городке могут возникать инциденты, требующие безотлагательного вмешательства. Закон обязывает как гражданских полицейских, так и военных немедленно сообщить о случившемся в прокуратуру и вызвать следственно-оперативную группу.
Речь идет о праве военной полиции "осуществлять сотрудничество с физическими лицами, в том числе на договорных началах, соблюдая условия добровольности и конфиденциальности этих отношений, материально и морально поощряя лиц, оказывающих помощь в предупреждении, выявлении, прекращении уголовных правонарушений".
– Работа с агентурой – обязательная составляющая оперативной работы, – говорит бывший следователь, а ныне адвокат Алексей Сиротин. – Оперативники вербуют человека из преступной группировки или внедряют туда своего – для документирования закупки наркотиков, контрабанды или разоблачения коррупционера. Так же должно быть и в армии. Поступила информация, что командир берет у подчиненных деньги за предоставление отпусков. Сами слова к делу не пришьешь. Должны быть документальные свидетельства вымогательства, их добывает то физическое лицо, которое согласилось сотрудничать на добровольной основе или за гонорар. Обычная практика всех правоохранительных органов.
В законопроекте среди полномочий военной полиции записано: “осуществляет остановку военных транспортных средств и проверку документов в случае нарушений их водителями Правил дорожного движения, а также прекращает использование при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также сведений о то, что он используется в противоправных целях или не по назначению”. То есть снова речь идет о военном автотранспорте, а не о гражданском.
Что касается ограничения и остановки дорожного движения, такие права уже имеет дорожная служба ныне действующей Военной службы правопорядка, когда нужно обеспечить беспрепятственное и безопасное прохождение колонны военной техники.
Собственно, это квинтэссенция реформы – предоставить право военному правоохранительному органу проводить НСРД – негласные следственные и розыскные действия. Преступления, совершенные военными, расследуются ДБР. Однако гражданские оперативники не имеют доступа на закрытые объекты и линию столкновения, поэтому по многим делам нельзя собрать доказательную базу.
"У действующей Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины на сегодняшний день нет никаких полномочий по осуществлению оперативно-розыскных мер и привлечению виновных лиц к юридической ответственности, а также институционально она лишена процессуальной возможности содействия органам досудебного расследования и прокурорам в осуществлении досудебного расследования в отношении военнослужащих", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
- НРСД предусматривает техническую и физическую слежку за подозреваемыми, прослушивание их телефонных разговоров, люстрацию переписки, - говорит Алексей Сиротин. – Но все это не происходит просто так. Негласные следственные действия санкционирует суд – по конкретным фамилиям, адресам, номерам телефонов в рамках конкретного зарегистрированного уголовного дела. Конечно, могут быть нарушения процедуры, но так же они происходят в гражданской жизни. Добытые вне санкции показания суд не принимает в качестве доказательств.
Это искажение вышло из дискуссий о предоставлении или непредоставлении ВП функции собственного расследования. В редакции законопроекта такого права для военной полиции не предусмотрено. Только на оперативно-розыскные действия, которые должны проводиться по доверенности следователей Госбюро расследований и под их контролем.
Впрочем, есть намеки на то, что ко второму чтению могут внести правки о собственном следствии ВП, поскольку это сможет существенно разгрузить работу ДБР. В странах НАТО военная полиция проводит собственное расследование.
Критики законопроекта действительно говорят, что депутаты поставили телегу впереди лошади.
– Невозможно и неправильно создавать военную полицию, когда нет в правовом поле государства базовых вещей, а именно – военной юстиции: прокураторов, судов и полиции, – написала в фейсбуке народный депутат Соломия Бобровская.
Сторонники законопроекта утверждают, что начинать военную юстицию нужно с военной полиции, потому что для этого, по крайней мере, уже есть человеческая и материальная база – военная служба правопорядка.
– К ВСП тоже есть много претензий. Как и к полиции в гражданской жизни. Действия правоохранителей можно обжаловать в прокуратуру, Государственное бюро расследований, в суд. В этом отношении ничего не изменится. Что касается уголовных дел, в которых примет участие ВП, то надзор за ними так или иначе осуществляет прокуратура, - напоминает Игорь Зорин. – Ничего кардинального в этом плане не изменится.