25 ноября
Загрузить еще

5 шагов поддержки энергетики: планы и возможные подводные камни

5 шагов поддержки энергетики: планы и возможные подводные камни
Фото: facebook.com/npcukrenergo

Лето еще толком не наступило, но в Украине уже говорят о том, что отопительный сезон осень-зима-2025 будет проблемным. Насколько проблемным? Власти страны пытаются это понять, пока ремонтники чинят электростанции и коммуникации, поврежденные российскими обстрелами. На заседании Ставки Верховный главнокомандующий, он же президент Украины Владимир Зеленский, озвучил пять шагов для энергетической поддержки украинцев в период отопительного сезона. Коротко про – о каждом из них.

Шаг первый: солнечная генерация

Зеленский поручил правительству немедленно предоставить программу для стимулирования в Украине установки солнечной генерации и накопителей энергии. Программа должна быть «максимально содействующей» и по легкости – аналог программы «5-7-9», но с процентом в ноль годовых в гривне для граждан. Чтобы украинцы ставили солнечные панели и аккумуляторы с налоговыми и таможенными льготами по специальным кредитным программам и т. п.

Придумать, согласовать и предоставить государственную программу за три с половиной месяца, оставшиеся до начала отопительного сезона, - это парламентариям надо сильно постараться. И не забыть учесть два нюанса. Первый: программа «5-7-9», на которую призывают равняться по легкости воплощения, уже давно переживает не лучшие времена. Государство задолжало банкам компенсаций кредитных ставок на 7 млрд грн. Условия программы, критерии участия в ней и размеры фактических процентных ставок, по которым бизнес получал средства, менялись с калейдоскопической скоростью. И сейчас «5-7-9» движется вяло и вовсе не является образцом для подражания.

Второе: в 2019 году Верховная Рада Украины запретила домохозяйствам устанавливать солнечные панели на земле. На крышах и на стенах – пожалуйста, а на земле - нельзя. Просто домашние солнечные электростанции (СЭС) в Украине, чью электроэнергию владельцы могли продавать по высокой цене «зеленого тарифа», получили невиданное распространение и стали поводом для мошенничества. Инвесторы выкупали большие земельные участки и строили там несколько якобы «домашних СЭС» вместо одной промышленной, которая могла быть построена только на земле со специальным целевым предназначением и пройти огромное количество регуляторных процедур.

Снять запрет на оборудование СЭС на земле – легче, чем внедрить новую программу. А мошенниками должны активно заниматься соответствующие ведомства. Почему из-за нескольких дельцов должна страдать вся Украина – непонятно.

И да, количество документов для оформления разрешения на строительство СЭС хотя бы на крыше надо уменьшать либо переводить в онлайн. Многочасовые походы в управления архитектуры и прочей геодезии, заказ и получение документов и прочей документации не добавляют скорости процессу оснащения страны солнечными станциями.

Шаг второй: достройка защитных сооружений для энергетики в установленные сроки

Ускорить строительства защитных сооружений энергетической инфраструктуры, особенно от дронов и ракет, конечно, необходимо. Но на это нужны деньги, много денег, которых у Украины, скажем прямо, нет. Еще Мустафа Найем, будучи главой Государственного агентства восстановления Украины, заявлял, что строительство этих сооружений (особенно третьего, противоракетного, уровня защиты) «недофинансировано и требует большего внимания со стороны правительства».

- По умолчанию это ответственность владельцев объектов – частных и государственных компаний. Таких как, например, «Центрэнерго», ДТЭК и другие. Кабинетом министров было принято специальное постановление № 1482, которое значительно упрощает процедуры строительства защитных сооружений объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического сектора, – добавил Найем.

Он попенял, что проектная документация по защитным сооружениям и инженерному оборудованию согласовывается Генштабом ВСУ, ГСЧС и НЭК «Укрэнерго». А перечень операторов энергетического сектора, которые могут обеспечить защиту своих объектов, определяется Министерством энергетики и утверждается совместным приказом Минэнерго и Мининфраструктуры. Информация о выполнении плана работ по каждому объекту и подстанции регулярно передается правительству, Министерству энергетики, «Укрэнерго» и, конечно, ответственным за это направление лицам в СБУ и в Офисе президента.

Найти деньги и ускориться в строительстве защиты, не имея лишней гривни, но с наличием такого количества согласующих инстанций, - наверное, можно, но очень трудно. Очень-очень трудно.

Шаг третий: альтернативные источники энергообеспечения на всех объектах критической инфраструктуры

Президент заявил, что на всех общественных и административных объектах в стране (плюс на критической инфраструктуре) необходимо установить альтернативные источники электроэнергии.

- Ради этого правительство, областные и местные администрации, энергокомпании и все привлеченные лица должны работать вместе, чтобы Украины вошла в отопительный сезон подготовленной и на уровне каждой громады, и всего государства, - потребовал президент.

С начала 2000-х Украина внедряет энергоэффективность, энергонезависимость и альтернативные источники энергии во все сферы жизни, попутно принимая ограничивающие этот процесс законы (об одном из них говорилось выше). Если в мирное время процесс тормозился, то как он может быть решен в военное – президент не объяснил. С большим трудом можно представить, как администрация условной Сумской или Харьковской (любой приграничной с РФ) области вкладывает выбитые из бюджета с огромным трудом деньги в альтернативную энергию, понимая, что в любой момент вражеские ракеты или дроны прервут этот процесс.

Солнечные панели, смарт-счетчики и установки сохранения энергии должны как можно быстрее появиться в каждой школе и больнице, призвал президент…

Легкий мониторинг сайтов организаций, устанавливающих солнечные панели, показал, что средняя цена за установку СЭС «под ключ» - около $10 000. И это не считая беготни с документаций, переоборудования крыш (не все они подходят для СЭС, да и в школах/больницах, обычно окруженных деревьями, поставить улавливатели солнечных лучей, проблематично).

В общем, инициатива хорошая, но трудновыполнимая. В ближайшем будущем – так точно.

Шаги четвертый и пятый: государство будет децентрализировать энергомощности и стимулировать строительство новых

Пока о каких-то подвижках в области защиты энергетических объектов сообщают негосударственные игроки этого рынка в частном порядке. И они же говорят о вовсе не стопроцентной эффективности при ракетном ударе. А о децентрализации энергосистемы в правительстве говорят уже больше года, абсолютно соглашаясь с тем, что децентрализация энергосистемы предполагает появление большого количества небольших объектов генерации и когенерационных установок. В итоге, как сказал в апреле премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, в стране насчитывается аж 120 малых когенерационных установок, что есть капля в море необходимости.

Небольшими объектами генерации могли бы быть частные солнечные и ветряные электростанции, но – смотрим выше – государство пока не готово дать им зеленый свет и «зеленый тариф». Поэтому все предложения президента по обеспечению энергобезопасности Украины звучат очень правильно, но с большими вопросами по их реальному выполнению.