25 ноября
Загрузить еще

Президентский законопроект о гражданстве: кому разрешат двойное, а у кого отберут украинское

Президентский законопроект о гражданстве: кому разрешат двойное, а у кого отберут украинское
Фото: uifuture.org

На рассмотрении Комитета Верховной Рады по правам человека находится законопроект, представленный Владимиром Зеленским, - о внесении изменений в некоторые законы по обеспечению реализации права на приобретение и сохранение гражданства Украины. Речь идет об очередной попытке, по крайней мере в отдельных случаях, решить проблему множественного гражданства, которое в нашем государстве не то чтоб запрещено, но не признается.

Кто из бипатридов получит право на легализацию, чем предопределена и какую цель преследует инициатива, интересовалась журналист Коротко про.

Рождение, женитьба, упрощенный режим

Основной принцип таков: если гражданин Украины приобрел гражданство или подданство другого государства, в правовых отношениях с Украиной он признается только ее гражданином. В настоящее время действующий закон содержит норму, позволяющую лишать гражданства Украины совершеннолетнее лицо, если особа по собственному желанию приобрела другое гражданство.

В то же время украинское гражданство допускается, когда другое гражданство приобретается не по собственной инициативе. К примеру, ребенком по рождению, при усыновлении иностранцами. Если гражданство автоматически приобретается совершеннолетней особой в результате женитьбы на иностранце или в соответствии с законами страны пребывания. Исходя из того, что закон уже содержит основания для множественного гражданства, законопроект имеет целью их закрепить и расширить.

Множественное гражданство предлагают допускать в тех случаях, которые уже признаются:

  • одновременное обретение ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства (например, если ребенок родился в семье украинцев в США, он автоматически становится гражданином Америки),
  • приобретение ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей-иностранцев,
  • автоматическое приобретение гражданином Украины другого гражданства вследствие женитьбы на иностранце,
  • автоматическое приобретение гражданином Украины, достигшего совершеннолетия, иного гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства, если такой гражданин Украины не получил документ, подтверждающий наличие у него гражданства другого государства (т.е. сам человек заявление на получение второго гражданства не писал и второй паспорт не получал).

Новые основания:

  • приобретение гражданства Украины в упрощенном порядке иностранцами, являющимися гражданами государств, входящих в перечень тех, чьи граждане могут получить гражданство в упрощенном порядке,
  • приобретение гражданином Украины гражданства государств из перечня тех, чьи граждане приобретают гражданство Украины в упрощенном порядке.

О чем идет речь?

Признают, но льгот не дадут

В январе 2024 года Владимир Зеленский подал в совет законопроект № 10425, который был зарегистрирован как безотлагательный. Инициатива предусматривала перечень стран, граждане которых могут приобрести гражданство Украины в упрощенном порядке.

В список входят все государства Европейского Союза, Великобритания, Канада, Норвегия, США, Швейцария и Япония. Упрощенный порядок состоит в том, что их граждане могут просто подать в нашу миграционную службу декларацию о том, что хотят стать гражданами Украины. Свои родные паспорта они не будут сдавать, специальная комиссия по гражданству не будет заседать по кандидатурам.

Также предполагалось, что украинцы, имеющие паспорта вышеупомянутых стран, нарушителями не считаются.

Январский законопроект уже рассмотрен в профильном комитете, но на голосование не был выставлен. Выходит, что в новом документе идея в определенной степени дублируется.

- Возможно, депутаты будут рассматривать сразу два законопроекта, потому что без утвержденного списка упрощенных стран второй документ не имеет смысла. Однако даже если список будет узаконен, режим приобретения гражданства не будет действовать, пока со всеми государствами не будут заключены договоры о признании нашего закона, - говорит адвокат Александр Григорив. – В любом случае требование о том, что на территории нашего государства бипатрид признается только гражданином Украины, не будет отменено. Например: мужчина призывного возраста с украинским паспортом не сможет выехать за границу на основании британского паспорта во время действия военного положения.

Наш общественный интерес

Законопроект также содержит особенности приобретения гражданства и права на жительство для некоторых категорий иностранцев, в частности тех, которые проходят у нас военную службу или оказывают помощь подразделениям Вооруженных сил.

– Такая идея появилась еще в 2014 году. Тысячи иностранцев воюют за Украину, и Украина должна отблагодарить их правом на получение своего гражданства, - комментирует председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Кроме того, законопроект направлен в будущее. Сейчас миллионы украинцев находятся за границей. По оценкам социологов, вернутся не больше половины. Однако есть люди, и я лично знаю немало примеров, когда в Украине у мигрантов остается бизнес. Они могут получить гражданство страны пребывания, но нам важно, чтобы они остались или могли восстановиться в украинском гражданстве. То есть не порывали связей с родиной на уровне законов и документов.

Политолог также отмечает, что из-за демографического кризиса нам нужно быть готовыми к появлению "новых украинцев".

- Это будут иностранцы, которые будут помогать стране восстанавливаться после войны, которые будут здесь рожать детей. Это прежде всего наш общественный интерес.

Кого могут лишить

Отдельное новшество законопроекта – это расширение оснований для потери гражданства Украины. Таковы:

  • добровольное приобретение гражданином Украины гражданства государства, признанного государством-агрессором или государством-оккупантом,
  • использование совершеннолетним бипатридом паспорта иностранного государства на территории Украины, если он создает угрозу национальным интересам и национальной безопасности,
  • приобретение гражданства Украины в результате представления ложных сведений, поддельных документов, сокрытия существенного факта, наличие которого препятствует предоставлению гражданства,
  • невыполнение обязательства о сдаче экзаменов по основам Конституции, истории Украины и на уровень владения государственным языком;
  • прохождение военной службы по контракту в государстве, признанном государством-агрессором или государством-оккупантом,
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лиц, осужденных в Украине за совершение преступления против основ национальной безопасности, против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, за совершение террористического акта или содействие ему, за финансирование терроризма, установление или распространение преступного влияния, содействие участникам преступных организаций и укрытие их преступной деятельности,
  • участие в вооруженной агрессии против Украины в составе вооруженных формирований государства, государства-агрессора или государства-оккупанта, или находящейся в вооруженном конфликте с Украиной, или способствовавшей совершению вооруженной агрессии.