На днях Украина представила "Дорожную карту открытия воздушного пространства". Эта новость многих удивила, ведь идет война, каждый день Украину атакуют ракеты и дроны. Но, как оказалось, шансов на то, что в украинском небе снова будет летать гражданская авиация, все больше.
Подробнее о том, возобновят ли авиасообщения в Украине, Коротко про рассказал и. о. министра транспорта и связи Украины в 2009–2010 годах Василий Шевченко.
- Василий Васильевич, кто работал над «Дорожной картой открытия воздушного пространства»? Только украинцы или западные партнеры тоже присоединялись?
– Кроме Министерства развития общин над картой работали Посольство США в Украине, Госавиаслужба, Государственное предприятие обслуживания воздушного движения, командование Воздушных Сил и руководители украинских международных аэропортов, таких как «Борисполь» и «Львов».
- Речь идет о частичном открытии воздушного пространства? Или полном?
- Сначала речь шла о начале работы четырех украинских аэропортов (среди них «Львов» и «Борисполь». - Ред.). Однако в обсуждении «Дорожной карты открытия воздушного пространства» участвовали представители всего двух аэропортов. Но также присоединилось и командование Воздушных Сил – командующий авиацией «Центр» Олег Захарчук. И это положительная новость для нас, потому что раньше военные наотрез отрицали возможность возобновления работы гражданской авиации, а сейчас дело сдвинулось с мертвой точки.
– То есть военные говорят, что могут обеспечить безопасность полетов?
- Повторюсь, обсуждались четыре украинских аэропорта, но официальной информации пока нет. Эта дорожная карта, о которой мы говорим, только обсуждалась! И позитив здесь в том, что к этому обсуждению присоединились и военные, которые год назад говорили о том, что теоретически обеспечить безопасность возможно. Но для этого нужно получить от партнеров достаточное количество установок Patriot. И тогда нам обещали пять таких установок. А вместе с тем были и другие обещания, но они не были исполнены. Самолетов F-16 мы также получили не столько, сколько хотелось бы. Это означает, что в таких условиях обеспечить полную безопасность во время перелетов достаточно сложно.
– А западные партнеры могли бы помочь нам защитить небо?
– Да. Например, Польша в рамках соглашения о безопасности могла бы закрыть небо над аэропортом «Львов».
– А как с аэропортом «Ужгород»? Он же рядом с государственной границей. Да и сам регион относительно более безопасен, по сравнению с другими.
– Это требует дополнительных капиталовложений, которые сегодня мы не можем себе позволить. Поскольку идет война, и каждая копейка нужна, в первую очередь, нашим защитникам на передовой. Чтобы «Ужгород» мог стать таким хабом, там нужно увеличивать взлетно-посадочную полосу. И для этого нужно сносить определенные жилые дома. Сам аэропорт также нуждается в реконструкции. А также будет нуждаться в организации таможенного и пограничного пунктов и прохождении повторной сертификации. Это непростое решение.
– Все мы хорошо понимаем, что ракеты и шахеды несут значительную опасность для аэропортов в случае их открытия. Мы или западные партнеры смогут обеспечить безопасность в нынешних условиях?
- Аэропорты являются опасными местами не только с позиции очень дорогостоящей инфраструктуры и техники, но и с точки зрения наличия людей, которых мы не можем обеспечить бомбоубежищами.
С другой стороны, такая же ситуация и с железнодорожным сообщением. Ведь там тоже скапливается большое количество людей. Однако вокзалы работают.
Мы понимаем: главный вопрос – это обеспечение безопасности функционирования, то есть безопасности людей, которые будут пользоваться услугами по авиаперевозке. И обеспечить эту безопасность могут либо украинские военные, либо страны НАТО. И пока мы видим, что лед тронулся, вопрос обсуждается, но говорить, что через несколько месяцев аэропорты заработают, пока рано.
Чтобы это могли сделать наши военные, мы должны получить определенное количество Patriot и самолетов от наших партнеров. Те ожидания, которые мы имели по этому поводу, не осуществились. Поэтому мы пока не можем сказать, что небо над Украиной безопасно.