Загрузить еще

Нардеп забыл, что не в Германии – почему предложения Кузьминых вредят аптечному рынку Украины

Нардеп забыл, что не в Германии – почему предложения Кузьминых вредят аптечному рынку Украины

На странице народного депутата Сергея Кузьминых появилась очередная аналитика об аптечном бизнесе. В центре внимания – выплаты, которые аптеки осуществляют физическим лицам-предпринимателям, в том числе за аренду помещений. Из этого депутат почему-то делает вывод: украинские аптеки якобы массово «оптимизируют доходы» и «минимизируют налоговую нагрузку».

Дальше – больше. По мнению Кузьминых, сформированы «предпосылки» для внедрения в Украине так называемой «немецкой модели» с ограничением в четыре аптеки на одного владельца и фактическим уничтожением аптечных сетей.

«Мы не будем платить депутату Кузьминых! Примите меры!» — такова была реакция аптечной среды, которая не заставила себя ждать.

Что написал Кузьминых?

Депутат опубликовал сообщение, в котором сослался на ответ ГНС на свое депутатское обращение. Согласно приведенным им данным:

  • в Украине работает около 18 тысяч аптек;
  • в 2024 году они перечислили почти 7,5 млрд грн в пользу 17 тысяч ФЛП;
  • средняя сумма на одного ФЛП - 37 тыс. грн в месяц;

Кузьминых предполагает, что такая ситуация свидетельствует о «скрытой оптимизации» и призывает перейти к модели регулирования по немецкому образцу.

Где манипуляция?

  1. Оплата за аренду – это не теневая схема, а нормальная хозяйственная практика. Многие аптеки, особенно в регионах, работают в помещениях, арендуемых у ФЛПов. Это не "схема", а рыночная реальность.
  2. Сравнивать выплаты за аренду с зарплатой работников некорректно. Это разные категории затрат. Так же можно было бы сравнить расходы на коммунальные услуги с окладами и устроить измену на ровном месте.
  3. Немецкая модель не является универсальным рецептом. В Германии действительно действует ограничение на количество аптек в собственности одного человека, но там другая система здравоохранения;
  • медицинское страхование охватывает все популяция;
  • иной уровень доходов граждан;
  • другая структура аптечной инфраструктуры и цепей снабжения.

Господин депутат, вы забыли, что мы живем в Украине, а не в Германии. И если вы действительно возглавляете профильный подкомитет, то должны знать, что в Украине до сих пор нет полноценного медицинского страхования, которое компенсирует стоимость лекарств пациентам. В таких условиях разрушать аптечные сети «немецкими» запретами не просто неуместно, а опасно.

Что действительно происходит?

Вместо системного подхода – попытка политического пиара на искаженной статистике. В то же время фармацевтическая сфера сегодня требует:

  • прозрачных правил и равного доступа к рынку;
  • защиты конкуренции, а не искусственного ограничения;
  • диалога с профессиональным сообществом, а не ультиматумов.

Если уж говорить о минимизации — может быть, стоит начать с минимизации популизма в законодательной деятельности?

Украинские аптеки и так работают в сложных условиях — война, перебои со снабжением, изменения в регулировании. И вместо поддержки получают шантаж и угрозы «германским законом».