Грядущие встречи Дональда Трампа с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским вроде как открыли окно возможностей для переговоров о прекращении войны в Украине. Все упирается в требование каждой из сторон. Политологи и военный эксперт пояснили Коротко про, какие из возможных предложений могут быть приемлемы для Украины, а какие - нет.
Одним из самых главных требований России является отказ Украины от уже занятых оккупантом территорий. Пойдет ли на это Украина? На первый взгляд, ответ категорический - нет! Но здесь есть важный нюанс: мы только юридически откажемся это делать или по факту признаем потерю своих территорий?
- Даже когда мы говорим о заморозке войны, мы никогда фактически не признаем оккупированные территории российскими. Это невозможно даже с точки зрения международного права и украинской Конституции. Как это было в свое время с Крымом и частями Донбасса. Просто это решение о возврате наших земель будет растянуто во времени. И основной акцент будет сделан не на силовые усилия для возвращения наших территорий, а на дипломатические, - поясняет политолог Олег Саакян.
Вторым пунктом условий прекращения войны и достижения мира российская сторона требует от Украины отказаться от вступления в НАТО и ЕС. В какой форме это может быть: фактический отказ или просто отложить вопрос в долгий ящик? Тем более что часть ведущих стран Альянса (США, Германия) также не поддерживают вступление Украины в НАТО. Перспектива членства в Блоке - это вопрос не близкого, а далекого будущего. Что касается ЕС, то в России уже не раз заявляли, что не видят в этом ничего плохого.
- Во-первых, курс на вступление в ЕС и НАТО - это конституционная норма, и мы не можем отказаться от этого. А изменить Конституцию во время войны и перемирия (это еще не завершение войны) - невозможно. Да и после ее завершения это потребует длительного времени. Кроме того, в Украине сейчас нет политика, который проголосует за отказ от вступления в эти организации, - считает политолог Евгений Магда.
На это Украина никогда не согласится, имея под боком такого вечно агрессивного соседа, как Россия. А история этой войны однозначно доказала, что главным препятствием на пути российской агрессии является только украинская армия. Именно она превратила взятие «Киева за три дня» в многолетнее сопротивление оккупанту. Поэтому Киев никогда не пойдет на кардинальное уменьшение своей армии и ее разоружение. Что же касается требования Москвы отменить военную помощь Украине, то она сохранится и после прекращения огня.
- Россия может много чего хотеть, но реалии на поле боя и в геополитике таковы, что Кремль никогда этого не дождется. Поэтому Украина никогда на это не пойдет, и в этом ее полностью поддержат западные партнеры. Что же касается продолжения поставок военной помощи, то страны Европы как коллегиально, так и индивидуально выделили средства на закупку военной помощи нашей стране в средне- и долгосрочной перспективе. А сама Украина успешно заключает контракты с производителями военной техники и оружия по всему миру, - поясняет военный эксперт Иван Тимочко.
Этого однозначно хочет Москва. Украина никогда не согласится – снятие санкций позволит России восстановить свою экономику и мощь, а значит, создаст угрозу нового вторжения в нашу страну через какое-то время. Здесь последнее слово также будет за ведущими мировыми экономиками из числа наших партнеров.
- После прекращения огня часть санкций может быть снята, а часть - приостановлена. Такие опции есть в Евросоюзе, ведь они голосуют за продление санкций каждые полгода. И в США есть режим временного исключения из санкций. Но все будет зависеть от того, на каких условиях будет (если будет) достигнуто прекращение огня, - поясняет политолог Игорь Тышкевич.
Украина уже подписала ряд важных договоров со многими странами о гарантиях ее безопасности. С Британией, например, такое соглашение подписано на сто лет. И эти договоры на время должны заменить 5-й пункт устава НАТО о коллективной безопасности, которой добивается Киев, стремясь вступить в Альянс.
Что касается охраны линии соприкосновения на фронте, то хотя европейские партнеры периодически поднимают эту тему (Эммануэль Макрон, Кир Стармер), они так и не пришли к какому-то единому приемлемому варианту: в каком виде будет миротворческий контингент - ООН, ОБСЕ или стабилизационный контингент некоторых европейских стран? А США, Польша и ряд других стран уже официально отказались от отправки своих военных в нашу страну в любом виде.
Некоторые голоса в США и Европе требуют проведения президентских и парламентских выборов в Украине именно во время военного положения. Киев не отказывается от выборов, только с одним непременным условием: они могут пройти в Украине только после завершения войны. И украинское общество, и политические силы в своем большинстве поддерживают именно такую позицию.
- Проведение выборов в Украине может быть только при устойчивом и полном прекращении огня как на земле, так и в воздухе, и как минимум на три месяца. И когда будет очевидно, что перемирие будет продолжаться и дальше. После этого прекращается режим военного положения. И только тогда формально может начаться избирательная кампания. Но рассмотрение законопроекта о проведении первых послевоенных выборов президента, Верховной Рады и местных выборов тоже займет какое-то время. Поэтому, по разным оценкам, такие выборы могут состояться не раньше чем через полгода после завершения военных действий, - говорит политолог Владимир Фесенко.
Украина никогда не пойдет на отказ от компенсаций ущерба от действий России. Хотя бы потому, что без них будет очень трудно восстанавливать разрушенную агрессором инфраструктуру. С 2022 года международные и украинские суды удовлетворили иски на миллиарды для компенсации убытков от российской агрессии. И тут вопрос заключается в том, как заставить Россию их выплатить, потому что Москва сейчас категорически отказывается от этого.
- База для компенсации ущерба, нанесенного Россией, уже создана. Три месяца назад был подписан совместный документ министров финансов «Большой семерки», в котором говорится, что все замороженные активы России не будут доступны, пока она не компенсирует все убытки, нанесенные ее агрессией Украине. Но как это будет выполняться на практике - непонятно, ведь реальная компенсация Украине будет зависеть от многих факторов. Россияне сами должны дать согласие на направление своих ресурсов на компенсацию Киеву. И это займет длительный период. Например, дело российского «ЮКОСа» Михаила Ходорковского. Еще в 2020 году Апелляционный суд Гааги обязал Россию выплатить 50 млрд долларов ему и другим акционерам ЮКОСа. Но это дело длится до сих пор, потому что Россия не признает никаких международных правил и законов, - считает политолог Тарас Загородний.