Член Наблюдательного совета "Укрзалізниці", советник руководителя Офиса президента Украины Сергей Лещенко сообщил о значительных потерях компании, вызванных российско-украинской войной, и призвал принять соответствующие меры. Об этом он сказал во время своего выступления в Верховной Раде 5 ноября, сообщает народный депутат Ярослав Железняк и LIGA.net.
– Внутренние резервы "Укрзалізниці" для компенсации пассажирских перевозок исчерпаны. И либо мы начнем принимать меры, либо потеряем компанию, - заявил Лещенко и добавил, что в 2025 году "Укрзалізниця" понесла миллиардные убытки и планирует повысить грузовые тарифы в 2026 году.
По его словам, по итогам первых 9 месяцев 2025 года чистый убыток "Укрзалізниці" достиг почти 7,2 миллиарда гривен. Ранее компания покрывала ущерб от пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых, однако из-за полномасштабной войны такая модель больше не действует.
– В этом году мы потеряли всю отрасль Донбасса. Последняя шахта "Белозерская" тоже остановлена. Горно-обогатительные комбинаты останавливаются из-за войны, и соответственно, чтобы компенсировать ущерб, нам нужна помощь налогоплательщиков Украины, - заявил он.
По словам Лещенко, "Укрзалізниця" рассматривает три основных направления для улучшения финансовой ситуации.
По оценкам Лещенко, поэтапное повышение тарифов может обеспечить компании около 22 млрд грн дополнительных доходов: с 1 января – на 27,5%, а с 1 июля – еще на 11%. Кроме того, компания планирует пересмотреть динамическое ценообразование на самые дорогие билеты – в вагонах СВ, первом классе и в поездах "Интерсити".
Динамическое ценообразование - система, при которой стоимость билета автоматически изменяется в зависимости от спроса, даты и времени покупки, заполняемости поезда и сезона. В частности, если на поезд высокий спрос (праздники, выходные, пиковые даты) - билеты дорожают; если пассажиров меньше (обычные дни, непопулярные направления) - цена снижается. Для пассажира это означает следующее: покупаешь заранее - платишь меньше; берешь билет в последний момент - он будет дороже; самые востребованные рейсы стоят дороже, а малозагруженные могут быть дешевле.
– Три с половиной года "Укрзалізниця" спасала Украину во время войны. И теперь пора помочь "Укрзалізниці" выстоять в этот сложный период… Спасайте железную дорогу, она всем еще нам понадобится, - отметил Лещенко.
Лещенко добавил, что, несмотря на убытки, компания участвует в социальных инициативах и предоставляет безвозмездные места для пассажиров в рамках президентской программы "УЗ-3000".