Как себя вести, если турист попал в чрезвычайную ситуацию? Кому жаловаться, если возникли проблемы с турагентством?
На эти и другие вопросы ответил директор департамента туризма и курортов Минэкономразвития и торговли Украины Иван Липтуга
Стенограмма онлайн-конференции
- Что делать, если попал в чрезвычайную ситуацию в чужой стране?
- На сайте министерства иностранных дел есть раздел с контактными данными консульской службы на любой сложный случай. Ситуации могут быть разными – потеря документов, денег, несчастные случаи, катаклизмы, теракты и прочее. Звоните в любом случае, даже если вас не поселили в гостинице, а туроператор не реагирует на ваши звонки. Опять же если потерялись документы, только в посольстве могут выдать документ удостоверяющий личность.
Государство несет ответственность за своих граждан в любой ситуации. Например, у нас были ситуации, когда туроператоры становились банкротами и граждане, оказываясь за рубежом, не получали свою услугу. Государство в лице МИД обязывалось решить вопрос или по их возвращению, или по размещению, а уже потом разбираться с туроператором.
Кстати, напомним: когда приезжаете в другую страну и получаете от мобильного оператора СМС с контактами посольства Украины, не пренебрегайте ими. Они могут пригодиться.
- Как можно обезопасить себя от обмана турагенства?
Согласно закону "О туризме", в Украине есть две формы туристических компаний – операторы, которые должны формировать туристический продукт, и агенты, продающие его. Первые обязаны контролировать вторых и следить, чтобы все было предоставлено вовремя и в полном объеме. В случае неоказания услуг, они официально должны получить возмещение, но объем банковской гарантии, предусмотренный законом, это 20 тысяч евро для туроператоров и 2 тысячи евро для турагентов. У крупных операторов, ежедневно за рубежом находятся по 15-20 тысяч туристов. В случае неплатежеспособности компании денег хватит максимум 20-ти туристам.
Если вы недовольны качеством услуги, например, вас поселили в трехзвездочном отеле, вместо пяти, или питание ограничивалось только завтраком, отсудить компенсацию можно только через суд. И ваш спор может затянуться надолго.
Если чем-то не довольны – фиксируйте. Не тот отель – берите справку, не то питание, остались без экскурсии – тоже. Иначе потом вы ничего на пальцах не докажете.
По приезду пишите претензию, отправляете ее сначала компании, в которой покупали путевку. Если она отказывается от возмещения, тогда пишите туроператору. Не реагирует ни агент, ни туроператор – отправляйте жалобу на департамент туризма и курортов министерства экономического развития, расписывайте ситуацию и мы выйдем с проверкой. Главное, все документально подтвердить.
Очень важно, чтобы турист, приобретая путевку, внимательно читал договор. Он должен быть тщательно выверен и все, что вы заказываете, должно быть прописано. Мы стараемся информировать население – что такое договор на туристическую услугу – но зачастую элементарная выгода делает людей слепыми. Как правило, когда опускаются цены, из-за терактов или кризисных явлений, у нас все бегут галопом в непроверенные туркомпании и выбирают самый дешевый вариант, не читают договора, не покупают страховки – лишь бы сэкономить. Потом, когда люди получают не ту услугу, которую представляли, или не получают ее вовсе, они начинают разбираться. А не с кем.
- Что делать, когда заболел, отдыхая за границей?
Если вы просто простудились – останьтесь в номере. На случай чего-то серьезного или несчастного случая, обязательно иметь страховой полис (вне зависимости – едете через агентство или самостоятельно), покрывающий расходы в 30 тысяч долларов. Этой суммы хватит на лечение многих внезапно обострившихся заболеваний или случившихся переломов. Имея полис, можно пойти в ассистанс страховой компании и там получить необходимую помощь. Не забывайте: все обращения в больницы и скорую нужно документировать.
- Сколько стоит виза в Украину для иностранных граждан?
За визу в Украину китайцы платят 85 евро По сравнению с 2011-2013 годами въездной туризм у нас упал практически вдвое.
Раньше до 70-90% приезжих составляли граждане РФ. Сейчас это в основном граждане Беларуси, Молдовы, Турции, Польши. Из Северной Америки и Азии туристов не так много. Их можно вместить в 10% общего объема иностранцев.
Кстати, Украина, как и многие другие государства, либерализует визовую политику для китайцев. С 20 июня наш департамент вместе с МИД добился запуска пилотного проекта по выдаче виз гражданам Китая по прилету в аэропорт "Борисполь". Дело в том, что китайские туристы сегодня самые активные в мире. Они путешествуют с каждым годом на 30% больше, при этом они тратят колоссальные деньги на развлечения, шопинг в других странах. Настолько большие, что еще 10 лет назад по планете катались 20 миллионов китайцев и расходовали порядка 20 миллиардов долларов, а в прошлом году числа дошли до 149 миллионов человек и 292 миллиарда долларов, потраченных за рубежом.
А вообще наши разовые визы для иностранцев стоят 85 долларов, не считая всех расходов на получение. Двухразовая обойдется в 160 долларов, а многоразовая, то еще больше. Срочное оформление выходит почти под 400 долларов. Процесс оформления тоже нельзя назвать простым. Например, гражданин Таиланда должен попасть в наше консульство в Бангкоке, 16 дней подождать пока ему выдадут визу, заплатить консульский сбор.
Вообще для продажи туров в Украину существует много потенциальных рынков, которые, к сожалению, почти ничего не знают о нашей стране и основная функция департамента туризма и курортов Минэкономразвития и торговли - это системный маркетинг и представление Украины за рубежом. За последний год мы представили Украину на всех главных международных выставках – Лондоне, Берлине, Барселоне, Франкфурте, Мадриде, Киеве. Это обязательный элемент маркетинга: если страна не представлена там, где есть все страны, значит этой страны нет на туристической карте мира. Мы стараемся демонстрировать, что Украина многообразна и имеет разные туристические локации. Но нам необходим маркетинг, системная, комплексная информация, которую мы можем донести до тех иностранных гостей, которых хотим видеть у себя. Нас не то, что боятся или игнорируют – о нас не знают.