Какие ошибки чаще всего совершают звезды и политики во время интервью? Как нужно выглядеть перед публичным выступлением?
На эти и другие вопросы в четверг 25 августа с 15.00 до 16.00 ответил тренер по публичным выступлениям Юрий Борисов
Стенограмма онлайн-конференции
- Вы в свое время были теле и радиоведущим. А у кого учились правильно говорить и вести себя перед камерой вы?
- Первый кто приходит в голову, до сих пор у кого учусь, это Владимир Познер, с удовольствием смотрю его интервью, подсматриваю фишки. На сегодня он один из самых-самых и в плане телеведущих и в плане людей, которые умеют брать интервью. Понятно, что на тот момент когда я работал телеведущим, в основном в развлекательных программах, для меня, наверное, были другие идеалы. Но Познер, это человек, который на протяжении многих лет является для меня символом того, к чему нужно стремится.
- Какие ошибки вы совершали?
- Если вспомнить первые эфиры – была эмоциональность, переигрывание. Но это самые первые эфиры. Но потом легче.
- Самая основная ошибка в интервью – они не готовятся к ним. Есть мнение и я с этим часто сталкиваюсь – человек идет на интервью и считает, что просто будут задавать вопросы, я просто буду каким-то образом отвечать. В книге я это очень подробно описываю, часто не подготовленность к интервью играет роковую роль. Если говорить о публичных выступлениях, наверное, одна из основных ошибок – человек не понимает для чего он выходит перед аудиторией. К чему он должен прийти в итоге, где то на подкорке эта цель есть, но он никак ни-ни.
- По поводу цветовых решений одежды, есть несколько распространенный правил. Мы подстраиваемся под целевую аудиторию. Если мы выступаем и знаем, что, например, моя целевая аудитория политики, люди бизнеса – то я должен быть в костюме. Если свою речь подрисовать к звездам шоубизнеса – я должен быть в чем-то, чтобы они во мне увидели своего. Следующее - мы одеваемся в то, в чем нам удобно, комфортно. Мы не делаем для себя различий – здесь я на работе, а здесь я выступаю. И третье – сценический костюм – который надевая на себя, ты понимаешь – я рисуюсь. Примеры – звезды шоубизнеса, которые в жизни в том же, в чем на сцене.
- А цветовое решение? Если это встреча бизнесменов, обязательно должна быть рубашка белая, костюм черный, а галстук синий?
- Я бы не рекомендовал одевать слишком яркие цвета. Цвета могут отвлекать от сути разговора. Из последнего, я консультирую несколько юридическим компаний, я не был на этом выступлении в суде, а мне рассказывали, как некая девочка юрист выступала и на себя надела много блестящих украшений, соответственно, мало того, что привлекала внимания, оно все звенело, и люди вместо того чтобы случать ее, слушали всю эту какофонию. Нужно помнить – что любая деталь имеет свой нюанс.
- И те и другие, 95% запроса, это работа в интервью. Страх №1 практически у всех – это интервью, и работа с избирателями. Мы не знаем какие вопросы нам будут задаваться, как реагировать на провокации. Это основной запрос.
- Чем выше статус политика, который ко мне обращается, вероятность того, что он мне позвонит равняется нулю, как правило мне звонит его помощник, родственник. Люди, которые звонят – они исполнители и они хотят четких ответов – сколько стоит, сколько времени. Но нет тут четкости. Бывает человек приезжает и говорит – у меня все плохо. Мы начинаем с ним делать предварительное интервью, я понимаю – все хорошо. Он сам себе нашифровал и думает – нужно позаниматься. У меня нет цели человеку, за его деньги, просто так мозги компостировать. У меня цель – человеку помочь. А бывает человек приезжает – а там работы выше крыши. Дольше всего мы работали 2 месяца, 2-3 раза в неделю, это интенсивная подготовка. Каждый день я не рекомендую заниматься, чтобы не было перегруза информации, между занятиями должны быть перерывы. В среднем в 2 неделю.
- Экзамен устраиваете?
- Экзамен подразумевает оценку. Человек платит мне деньги, я его учу, а потом я его еще и экзаменую)) Я знаю одну школу в Киеве, это не наши конкуренты, но тем немение, не важно, чем школа занимается, но, они учат людей, а в конце устраивают экзамен. И в конце говорят – вы экзамен не прошли. Человеку не дают сертификат о прохождении обучения, не направляют ни на какие практики, так вопрос – если вы не научили, то чья это вина. Если я берусь за работу, то я гарантирую результат.
- Никогда об этом не задумывался. И политики и звезды – это обычные люди. Другое дело, что когда они находятся, например, на выступлении в ВР, на интервью, на концертах – это маска, это роль. Человек ко мне приходит без маски, без роли, я имею дело с человеком. Для себя я не делаю таких разделений. По запросам бывает разное. Самые интересные запросы для меня, запросы из бизнеса, например подготовка к переговорам, тендерам – это бывает сложнее.
- Абстрактный вопрос.
- Есть какие-то рекомендации, как избавится от слов паразитов, как я могу узнать какие у меня в лексиконе слова-паразиты и что с этим делать
- Если вы считаете, что у вас есть слова паразиты – запишите себя на видео. Сформулируйте в голове рассказ и запишите видео, послушайте себя, отметили, что какие-то слово повторяется значит есть. Как избавиться? Бесплатный совет, который мне дали, когда я пришел работать на радио, то что я всегда говорю – читать в слух. Но не художественную литературу. Потому что если вы будете читать Достоевского, Набокова, то вы так и в жизни будете разговаривать. Я рекомендую читать публицистику – газеты, журналы. Там лаконичная речь. Когда будете читать, эта речь будет встраиваться, и вы через какое-то время будете так разговаривать.
- Все зависит от человека. Много раз у меня такое было, когда человек приходит и говорит – ой, у меня такая жестикуляция. Мы начинаем снимать видео, смотрим – все нормально. Украинцы ближе по темпераменту к северным народам, а значит жестикуляция нам не свойственна. Поэтому, когда мы видим, что человек в принципе жесты используют, нам уже кажется, что это перебор какой-то. У жестикуляции есть четкие функции, она передает наши эмоции. Она свидетельствует о том, что он сейчас эмоционально заряжен, приподнят, у него действительно есть эмоции. Еще жестикуляция свидетельствует о вранье, наши политики на этом палятся, у них не хватает слов и они жестикуляцией пытаются добавить себе убедительности. Тем людям, которые бы хотели избавится от неосознанной жестикуляции, я бы рекомендовал, для начала, узнать что каждый жест означает. Если вы уберете полностью жестикуляцию, то вы будете как робот. Подсознательно люди реагируют на жестикуляцию. Если я общаюсь с человеком и он жестикулирует, я по этой жестикуляции неосознанно делаю вывод – правду человек говорит или нет, интересует его эта тема или нет
- Никак не считаю. Я не знаю. За годы работы с нашими политиками я привык к тому, что вижу такие факты, у меня может быть мнение, но это мое мнение, я этим мнением не делюсь.
- На самом деле интересный феномен. Я о нем писал во второй книге. Когда мы находимся на интервью, перед аудиторией, может возникать некое трансовое состояние, когда человек входит в измененное состояние и может себя не контролировать. Не буду специфику озвучивать, но бывает такое. И в этом трансовом состоянии человек может что-то теребить, хотя сам не понимает этого. Когда мы все это видим, например – Саакашвили жевал свой галстук – это пример трансового состояния. Человек не понимает, что он делает, он настолько перегружен эмоцией, информацией, которую ему нужно донести. Это данность, которую нужно воспринимать. И если мы хотим с этим бороться, то только тренировки, репетиции и постоянное отслеживание своего состояния.
- Как перестать нервничать перед выступлением?
- Есть техники, техник много. Все мы люди, все живые, все когда то приходили впервые на свидание, мы всегда волнуемся когда впервые садимся за руль авто. Но волнуемся ли мы, когда приходим на свидание, когда мы взрослее, когда садимся за руль спустя год. Волнение свидетельствует о том, что вы не часто это делаете или впервые. Понятно, что играет роль еще и цена вопроса – когда меня слушает много людей и если я что-то скажу не то, ой что потом произойдет. Осознание этого всего, на человека накладывает отпечаток. Я рекомендую как можно больше тренироваться. В первый раз ты волнуешься, в 21 первый раз ты волноваться будешь намного меньше.
Техники есть. Самая распространенная – выйти просто постоять и посмотреть на пустую сцену. Выйдите и посмотрите в зал, посмотрите как люди рассаживаются, может с кем-то пообщаетесь из зала. Это вас настроить на определенную волну.
- Тема обильная, сильная, не совсем моя. Я бы рекомендовал, для себя прописать список вопросов, которые тебе могут задавать и самому на них ответить. Потренироваться, найдите HR знакомого, чтобы он вам позадавал вопросы и сказал, на что обратить внимание. На интервью соискатель может сильно волноваться. Это волнение не всегда интерпретируется, что человек волнуется именно на собеседовании, иногда это интерпретируется, что он плохой специалист. Бывает, что оратор компетентен в своей теме на 120%, но он выходит перед аудиторией, начинает волноваться, аудитория думает – что он плохой специалист, он не компетентен. То же самое и на собеседовании. Человек может начать нервничать и это интерпретируют как плохого специалиста. Но это так, в общем. Есть, наверное, специализированные какие-то сайты, для подготовки к собеседованиям.
- Не совсем ко мне вопрос. У нас есть люди в стране, которые отвечают, вот, кстати, за новую форму которая была на параде. Форма одежды предполагает некую цель. Если человек одевает на себя кучу орденов, это должно привлекать внимание, плюс внушать доверие. Проследим влиятельных людей – они этим не пользуются. Этим пользуются те, кто только пришел к власти, им нужно подчеркнуть этими деталями свое влияние. Со стороны психологии подумаем – человек только пришел во власть, что он чувствует? Не совсем уверенность, что ему поверят, что за ним пойдут, неуверенность в собственных силах. Чем он пытается это все подкрепить – фуражкой расшитой, орденами, званиями. Прежде всего по психологии, человек пытается таким образом утвердится. Но я не утверждаю, что эти все медали, как-то влияют на убедительность. Да, на какую-то часть электората это влияет, но умные люди на это не смотрят. Это мое убеждение.
- Есть понятие присуппозиция. Это когда мы задаем вопрос исходя из некоего убеждения, но мы не понимаем насколько это убеждение соответствует действительности. Например, вы подходите к человеку и говорите – почему ты сейчас злой, или такой уставший. Мы не знаем на самом деле устал он или нет. Но как правило человек отвечает, почему он устал. Вот здесь тоже, почему звезды, которые что-то не умеют не признают. Если я начну отвечать на этот вопрос, я соглашусь с тем, что есть звезды, которые не умеют и не признают. Я таких не знаю, которые бы не умели и не признавали.
- Стив Джобс, его видео, презентации до сих пор показываю на своих занятиях. Барак Обама однозначно – это сверхуровень. Когда человек во время публичных достиг самого последнего уровня.
- А из украинских?
- На наших политиков смотрю своим взглядом. В таком чистом виде, как у Обамы, чтобы все было слажено – такого нет. Хорошо работает Саакашвили. Есть нюансы со штанами, еще с чем-то, но он контролирует полностью свои эмоции. Есть заблуждение, что Саакашвили не контролирует себя, не правда, контролирует и очень даже. Достаточно вспомнить случай с Аваковым, со стаканом. Так вот Аваков себя не контролировал, Саакашвилии контролировал. Могу наговорить лестностей Юлии Владимировне, но не по поводу публичных выступлений, а по поводу ее работы с вопросами. Она долго выступает 30-40 минут – это долго, но когда ей начинают задавать вопросы из зала, это всегда такое ощущение, что это ответы были заранее подготовлены, хотя я знаю точно, что нет.
- Организовываете ли вы курсы для простых смертных, как попасть? И сколько стоит час ваших консультации?
- Открытые тренинги есть, узнать можно на сайте, Radiotv.com.ua, можно записаться, там же есть раздел индивидуальных обучений. На индивидуальное обучение четкой цены нет, все зависит от многих факторов.
- По поводу ответа. Короткие ответы свидетельствуют о том, что человек не хочет разговаривать. Это подсознательно окружающие интерпретируют как не желание общаться, но человек может так коротко отвечать, т.к. просто стесняется, боится, не готов. По поводу жестикуляции – я бы рекомендовал, чтобы жесты от тела были не дальше 30-
- Я читаю тренинги для журналистов. И это один из самых топовых вопросов. Мне часто задают вопрос – как сделать так, чтобы я задал вопрос и получил на него ответ. Внимание – никак! Если человек тренированный, подготовленный – то никак. Единственный вариант, как услышать ответ на свой вопрос – это когда вы сами знаете ответ на этот вопрос. Более того вы сами можете этот ответ доказать, прямо перед камерой. Посмотрите интервью как делает это Тим Сибастиан, немецкий журналист. Одно из последних интервью, которое я посмотрел, я получил колоссальное удовольствие. Себястиан задавал вопросы человеку, но он знал ответы на эти вопросы, когда человек пытался уходить, то он ему говорил, смотрите, вы не ответили на этот вопрос, а на самом деле так и так… и человек стоит перед фактом. Тот же Познер себе такого не позволяет, цели все-таки другие у него. На сегодняшний день в Украине такая журналистика а-ля Тим Сибастиан не востребована. Попытался такое сделать наш Роман Скрыпин, и сегодня к нему ни один политик не ходит на интервью.
- В моей книге есть. Сколько их всего, я не знаю. Даю своим подопечным и сам использую то, во что я верю. Из последнего, не буду говорить фамилию, один наш укр.политик давал интервью, я писал об этом в фейсбуке, он давал интервью и использовал технику, я даже не мог к этому додуматься и выглядит это ужасно, он просто тянул время.
- И на интервью, и во время публичных выступлений, есть такое, что тебя перебили – и люди либо умолкают, либо пытаются вклинится в разговор. Я рекомендую, когда тебя хотят перебить – ты повышаешь голос и все продолжаешь говорить. Это работает и во время интервью, и во время публичных выступлений, и в компаниях. Очень часто, на наших политшоу, выигрывает тот политик, кто громче всех кричит. У меня был один политик на консультации, у него проблема – низкий голос. Мы пытались, но все-таки больше техникой брали, мы понимали, что голосом взять не можем.