На ваши вопросы во вторник 6 сентября с 14.00 до 15.00 ответил председатель Национального союза кинематографистов Украины Сергей Васильевич Трымбач
Стенограмма онлайн-конференции
- Сейчас в мире очередной экономический кризис, что не может не сказываться на кино. Что нам необходимо, дабы снимать качественное кино? Или лучше брать количеством, как Болливуд?
- Есть мнение, что не нужно много фильмов, достаточно снять 2-3 качественных, которые бы потрясли зрителя, но так не бывает. Еще Сталин подобный эксперимент ставил. Сказал снимать только шедевры, и процесс свели к 3-4 фильмам в год. Их снимали действительно выдающиеся режиссеры, но результат оказался никакой. Для того чтобы получить 20 качественных полнометражных игровых фильмов, нужно снять хотя бы 40-50.
В Украине при президенте Ющенко на кино выделяли всего 5 млн грн. Парадокс, но при Януковиче неожиданно стали выделять деньги из казны - и процесс пошел. При новой власти он немного затормозился. Но министр культуры Евгений Нищук на днях мне сказал, что Минкульт сделал заявку на 500 млн грн. для поддержки кинематографа. Из других источников я знаю, что Минфин пока что планирует дать 104 млн.
Но здесь нужна взвешенная политика, ведь разговор не идет о съемках кино только за бюджетные деньги. На сегодня в Украине нет киноиндустрии, и это большая проблема. Это один из ответов, почему украинские фильмы собирают очень маленькую кассу и аудиторию.
Еще ни один фильм из тех, что сняты за государственный счет, не отбил деньги, кроме фильма Мирослава Слабошпицкого "Племя".
- В других странах по-другому?
- Например, в этом году я был в Южной Корее. Там проживает приблизительно такое же количество людей, как в Украине. В первую пятерку у них входят корейские фильмы, которые смотрят 10 млн зрителей - то есть каждый пятый кореец смотрит отечественное кино. Это фантастика!
Поляки, например, разработали программу на 10 лет, выпускают приблизительно 40-45 полнометражных фильмов - и люди смотрят свое кино. Но для этого нужно пошагово построить стратегию развития киноиндустрии. У нас же нет никакой стратегической программы.
- Этих 500 миллионов гривен, о которых вы говорили, на что может хватить?
- Это около 20 миллионов долларов, то есть чуть больше, чем смета бюджета среднего европейского фильма, это даже не Голливуд. Сами судите: много это или мало.
Но тут вопрос: какое кино снимать? У нас иногда бывает нехватка идей. Ведь главная валюта в искусстве - идеи, и если они есть, то и при минимальном бюджете можно создать шедевр.
Классический пример - итальянский неореализм, который стартовал в трагические для Италии годы, когда страна потерпела поражение в войне. Негде было снимать, и они просто вышли на улицы, пошли в квартиры, в реальные интерьеры и стали снимать кино, которое перевернуло мир кинематографа. Так и у нас сейчас. Главное все-таки не деньги, хоть без них тоже ничего не снимешь, а идея.
- Как вы считаете, запрет российской кинопродукции и черные списки актеров, режиссеров благоприятно повлияли на развитие украинского кино? Как вы вообще относитесь к спискам такого рода?
- К спискам отношусь иронично. К примеру, Олег Табаков - очень талантливый актер, режиссер, но высказался оскорбительно в адрес украинцев. Конечно, мне не понравилось, и не нужно его приглашать сюда, если он так к нам относится. Но не надо его объявлять врагом. Это как минимум смешно.
К слову, я включен в комиссию Министерства культуры, которая будет пересматривать эти списки. Я буду настаивать, чтобы в списках оставляли таких, как Пореченков. Остальные - это старые люди, бурчавшие, что Украина какая-то не такая, но это не значит, что не нужно показывать фильм "Каштанка" Романа Балаяна с Табаковым в главной роли. Прекрасный фильм, талантливый режиссер, который, кстати, за Украину всей душой.
Что касается первой части вопроса - согласен. У нас присутствовала некая зацикленность на Москве, нужно было революционный шаг сделать. У нас снималось много сериалов за российские деньги с российскими актерами в главных ролях. Украинским актерам предлагались второстепенные роли, платили в разы меньше. Я не вижу большой утраты в этом запрете.
- Государство так борется за наше информационное пространство… Стало ли оно больше внимания уделять кинематографу?
- 31 августа премьер-министр Владимир Гройсман на заседании правительства изложил приоритеты, которые определяли работу над бюджетом. Слово "культура" не было даже упомянуто, не говоря уже про какие-то приоритеты. В Верховной Раде выступал Петр Порошенко, но опять же ни одного слова про культуру. Это все очень печально.
Повторю знаменитую фразу Уинстона Черчилля, сказанную во время войны. Когда его попросили сократить траты на культуру, он ответил: "А за что же мы воюем?"
Война идет уже два года, это и информационная война. Все время говорят, что в Донбассе совсем нет украинского телевидения, продолжается информационная "бомбардировка" российских телеканалов… Но где МинСтець? Мы видим генпрокурора чуть ли не каждый день по телевизору, а министра информационной политики не видно и не слышно. Для чего мы воюем и как собираемся Донбасс отвоевывать? Одними танками это невозможно. В информационной войне мы идем против танка с охотничьим ножом. Абсурд!
- В этом году от Украины на "Оскар" предложены три картины. Как вы оцениваете их шансы?
- Все три фильма достойны. "Украинские шерифы" (документалка Романа Бондарчука) показывают, как западные ценности внедряются и входят в жизнь украинской глубинки. "Песнь песней" Евы Нейман - достойная качественная история, но все же это не для большого проката, это арт-кино. Скорее всего, Оскаровский комитет отберет "Гнездо горлицы" Тараса Ткаченко. В сегодняшнем мире, который валится по всем пунктам, и не только в Украине, это актуальное и внятно артикулированное послание. Есть шанс, что этот фильм попадет даже в шорт-лист "Оскара".
- Вы, как автор сценария фильма "Богдан Ступка. Львовская хроника" и близкий друг Богдана Сильвестровича, как думаете: как бы Ступка реагировал сейчас на события, происходящие с нашей страной?
- Я не могу назвать себя близким другом Богдана Сильвестровича, хотя мы с ним часто виделись. Помню, когда хоронили актера Леся Сердюка, я был впечатлен - впервые видел Богдана Сильвестровича, как он плакал. И тогда он сказал мне: "Друзей так мало. Собственно, у меня был один настоящий и тот умер". Возможно, это одна из причин, что Богдан Сильвестрович вскоре за ним ушел.
А как бы он отнесся ко всему этому? Понятно, что с большой болью и дискомфортом. Тем более что в последние годы Ступка часто снимался в российских фильмах. Наше кино тогда только начинало развиваться, и он ушел из жизни.
- Возможно, учитывая его авторитет, и запреты не ввели бы?
- Мы думаем: а если бы сейчас был кто-то из великих? Да, есть великая актриса Ада Роговцева, но вы часто ее видите на ТВ? Каких-то политологов - тьма, а деятелей культуры нет, и редко спрашивают их мнение. Слово "культура" и деятели культуры не в фаворе. Сейчас в фаворе политическая босота, которая не всегда может грамотно сформулировать свои мысли. Но зато это их эпоха, их время, а не время Богдана Ступки и Ады Роговцевой, к сожалению.