Удалось ли реализовать программу по установке счетчиков на тепло? В каких районах столицы могут возникнуть проблемы с теплотрассой?
На эти и другие вопросы ответил замглавы КГГА Петр Пантелеев
Стенограмма онлайн-конференции
- Можно ли отрезать батареи для одной квартиры при вертикальной системе отопления?
- Увы, нет. Это возможно только в том случае, если весь дом примет решение отказаться от отопления или проведет капремонт и установит горизонтальную систему отопления. Тогда на каждую батарею можно установить счетчик и самостоятельно регулировать температуру.
- А вообще весь дом может перейти с вертикальной на горизонтальную систему отопления?
- Теоретически - да. Но для этого нужно полностью реконструировать внутридомовую систему отопления, что означает - повреждения во всех квартирах без исключения. Но КГГА с такими предложениями пока не сталкивалась. Если запрос будет – мы его рассмотрим и поможем реализовать.
- Куда обратиться, чтобы отказаться от отопления лестничных клеток и нежилых помещений?
- Эти вопросы решаются совместно всеми жителями многоэтажки на общедомовых собраниях.
- Можно ли сделать так, чтобы жильцы сами могли спускаться в подвал и снижать или повышать температуру воды в батареях в зависимости от погоды на улице?
- В прошлом году мы дали жильцам возможность участвовать в снятии показателей общедомовых счетчиков. Учитывая величину сумм за коммунальные услуги и тепло, люди должны знать, за что платят. И обратившись на горячую линию по вопросам ЖКХ – номер 1557 (с мобильного 044-500-15-57), могут заявить о желании принять участие в снятии показателей счетчиков.
Относительно регулирования, то вручную это делать весьма рискованно. Это может привести к разбалансировке домовой системы, к аварии, подтоплению и т.д. Я это говорю, потому что мы уже имеем негативный опыт. В развитых странах в домах ставится тепловой пункт, который запрограммирован на то, чтобы в зависимости от температуры на улице увеличивать или уменьшать температуру в батареях. Такое оборудование может стоить около 200 тыс. грн., но оно оправдывает себя экономически, и траты на его установку окупаются за несколько лет.
- Есть ли плюсы и минусы в общении с "Киевэнерго", в зависимости от того, создано ОСМД в доме или нет?
- Действует одинаковый регламент отношений как для ОСМД, так для тех, кто обслуживается частными или коммунальными ЖЭКами. Либо каждый житель заключает договор и платит напрямую "Киевэнерго", либо ОСМД заключает договор на потребление тепловой энергии на входе в дом и уже само предоставляет эту услугу людям. С точки зрения возможности энергомодернизировать свой дом, то для ОСМД больше преференций - город дает деньги. Правильно было бы этим сейчас воспользоваться.
- А какие еще коммунальные программы финансирует город?
- В Киеве действует уникальная для Украины программа: город оплачивает жильцам 70% стоимости термоизоляции домов, в которых есть жилищно-строительный кооператив или создается ОСМД. Еще 30% должны собрать люди. В среднем за счет дальнейшей экономии им эти деньги возвращаются за 1-3 года. Программа работает второй год. В 2016-м люди получили около 20 млн грн. На эти деньги проводят утепление дома, ремонтируют теплопункты, меняют окна и двери, что уменьшает стоимость коммунальных услуг на 20-30%. Но это работает только при условии, что участвуют все жильцы.
- Удалось ли реализовать программу по установке счетчиков на тепло?
- Блокировка счетов "Киевэнерго" и, как результат, переадресация денег, которые предназначались на установку счетчиков, на счета "Нефтегаза", фактически заблокировала выполнение программы. Но город, учитывая важную социальную роль счетчиков, решил взять на себя часть этой программы. Мы выделили дополнительно 40 млн грн. на установку более чем 800 счетчиков. Задание – установить 2500 счетчиков до конца года, и мы выйдем на 100% учет тех домов, где установка счетчика возможна.
Отмашку на включение даст Кульбида
- Насколько столица готова к отопительному сезону? Есть ли районы, где могут возникнуть проблемы с теплотрассой?
- Мы готовы к началу отопительного сезона, несмотря на финансовые сложности, с которыми столкнулась компания "Киевэнерго". У них были заблокированы счета, и, к сожалению, этот вопрос до сих пор не решен окончательно. Было несколько совещаний на уровне мэра Киева и правительства Украины. На последнем премьер-министр дал указание урегулировать конфликт во взаимоотношениях между газоснабжающими организациями и тепловиками.
Тем не менее в Киеве нам удалось полностью провести гидравлические испытания на теплосетях. Увы, количество повреждений увеличилось: например, в 2014 году их было около 4,8 тыс., в 2015-м – 5,4 тыс., то сейчас - 6,3 тыс. Мы вынуждены заниматься "латанием дыр", а необходимо проводить полную модернизацию сетей.
Что касается уязвимых мест – то это сети, имеющие износ 70-80%. Особенно пристально мы держим в фокусе магистраль №8 (Печерский р-н) и магистраль №1 (Соломенский р-н) как самые уязвимые.
- Когда нам ждать теплых батарей?
- Для этого среднесуточная температура должна продержаться меньше 8 градусов тепла в течение трех дней, и лишь после этого местная власть может принимать решение о начале отопительного сезона. Неправильно, если мы включим отопление, кода в городе будет стоять теплая погода. Поэтому держу телефонную связь с главой Украинского гидрометцентра Николаем Кульбидой.
- У "Киевэнерго" заканчивается договор в конце 2017 года. Есть уже какие-то планы?
- Да. Планы наполеоновские – привлечь деньги для модернизации системы. Будем стараться найти инвестора. Но также отрабатываем другие варианты. Договор с "Киевэнерго" будет в любом случае закончен. Мы его можем продлить только в рамках отопительного сезона, но не более.
- Кто может прийти на рынок вместо "Кивеэнерго"?
- Вариантов несколько: это может быть муниципальное управление, как, например, в финском Хельсинки. Или это будет организация, которая займется всем на правах управляющего, как в Таллине, или концессия, как Вильнюсе. Тот договор, который существует на сегодня, примитивный, и позиции города, на мой взгляд, в нем очень слабые. В следующем году договор заканчивается, и готовим новые условия для потенциальных операторов рынка, безусловно, готовимся к привлечению инвестора. Но будем реалистами - инвестор придет сюда только тогда, когда будет нормально структурирована и усовершенствована законодательная база в сфере теплоснабжения. И сейчас это задача Минрегиона и Нацрегулятора тарифов
- Куда жаловаться на некачественные услуги по отоплению, горячей воде и т. д.?
- Если вас не удовлетворяет качество коммунальных услуг, нужно обратиться непосредственно в "Киевэнерго" по номеру 15-58 или же на горячие линии 15-51, 15-57. После этого вступает в силу регламент, отработанный совместно городскими коммунальными службами и "Киевэнерго". Поскольку ответственность за качество услуг несут оба: "Киевэнерго" вырабатывает тепло и поставляет его в дом, а дальше – зона ответственности ЖЭКи или другой обслуживающей компании. Представители обеих сторон выезжают на место. Если необходимо – обследуют вашу квартиру. После этого будут приняты мер: неполадки устранены или сделан перерасчет. Мы ожидаем, что таких обращений будет много, потому что стоимость услуг высокая, и люди, естественно, ожидают качества. Регламент работает, но мы понимаем, что его нужно отработать в практическом поле.