Почему страна не может обойтись без угля из зоны АТО? Хватит ли газа до конца отопительного сезона?
На эти и другие вопросы в четверг 16 февраля с 11.00 до 12.00 ответил Министр по вопросам ЖКХ 2007-2010гг., глава Союза владельцев жилья Украины Алексей Юрьевич Кучеренко.
Стенограмма онлайн-конференции
- Юрий Луценко пообещал проверить, как Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, формирует тариф на уголь и применяется ли при этом так называемая формула "Роттердам+", насколько справедливы тарифы на тепло и т.п. Можете пояснить, что это за формула и почему вокруг нее столько споров?
- Это некая методика, которую утвердил в апреле прошлого года глава НКРЭ господин Вовк. Формула дает возможность генерирующей компании закладывать в себестоимость электроэнергии такую цену на уголь, как будто он был куплен в Роттердаме, а на самом деле его покупали совсем за другие деньги. Эта разница достигает 1000 гривен на тонне. Даже ученик 8-го класса может посчитать - взять количество тонн за это время, миллионами закупленных, умножить на 1000 гривен, и вот вам оценка - 10-10,5 млрд лишних денег, вытянутых из населения.
Хочу еще обратить внимание на то, что все стыдливо замалчивают. У нас цена на газ по такой же формуле "Роттердам+" формируется. Просто она называется "немецкий хаб +". Взяли за основу некую цену на некой немецкой бирже, и украинский газ, который добывает наша "Укргаздобыча", продают по этой цене. Можно долго спорить, какая себестоимость украинского газа, думаю, что если без инвестиционных программ, то 30 долларов хватит с головой. Если мы хотим развивать нашу "Укргаздобычу", пусть это, скажем, 70 долларов за тысячу кубометров. А если еще и транспорт посчитать, то тариф будет 100 долларов для потребителя. Этого хватает с головой для украинского газа.
Но вернемся к углю. Если мы говорим про "Роттердам +", то я бы порекомендовал Юрию Луценко, Арсену Авакову и СБУ расследовать, куда делись 1000 грн. разницы на каждой тонне угля.
Второй важный аспект - морально или нет торговать с оккупированной территорией. Все должно быть по закону. Если мы признаем, что это АТО и есть оккупация, то должен был давно появиться закон про оккупированные территории, который бы четко прописывал порядок товарообмена между этими территориями. Закона нет, мы вроде воюем, а вроде бы и нет. Самое страшное - это не только подрыв доверия украинцев к этому конфликту или войне, а то, что нас не понимают зарубежные партнеры. Они задают вопрос: вы требуете от нас продления санкций и в то же время торгуете с "ДНР" и "ЛНР". Если бы был принят закон об оккупированных территориях, то этот финансовый поток в 1000 грн. с тонны был бы как-то легитимизирован. А сегодня он просто в тени.
- В Украине ввели ЧП по энергетике. Чего нам ждать?
- Украинцам не надо волноваться. Это исключительно чрезвычайный механизм в энергетике, который позволяет в ручном режиме, по сути, Минэнерго, "Укрэнерго", распределять электроэнергию с оптового рынка. До того они алгоритмически распределялись, соответственно принимались решения относительно загрузки того или иного блока. Сразу скажу: ничего плохого я в этом не вижу, в данной ситуации это спасение.
- А веерные отключения будут?
- Если не будет угля, то не будет и генерации. Если потребление будет больше, чем генерация, и ситуация станет неуправляемой, то начнутся веерные отключения, когда диспетчер отключает электроэнергию целыми районами. Приходится отключать какие-то районы или области, для того чтобы сбалансировать систему по генерации и по употреблению. Хуже то, что нас углем шантажируют, но ни одна компания не показывает свои реальные запасы.
- Читал, что если начнутся перебои с углем, то может увеличиться потребление газа. Хватит ли газа до конца отопительного сезона?
- Не хватит, газ будут экономить. Его закачано ровно столько, чтобы обеспечить только теплокоммунэнерго. Зима холодная, газа в обрез, поэтому мы его из хранилищ больше брать не можем.
- Мы пытались создать ОСББ в своем доме, но большинство жителей нас не поддержало. Аргумент был один - у нас субсидия, мы не хотим тратить деньги на утепление и т.п. Как вы думаете, субсидии - это зло или выход из сложившейся ситуации?
- Для того чтобы правительство могло заплатить субсидии из бюджета, кто-то должен туда деньги заплатить. Так вот, платят те, кто работает, кто еще не убежал из страны, кто еще платит налоги. Мы, а не правительство содержим 60% населения, для которых тарифы неподъемные. Все люди, которые вынуждены идти за субсидией, должны понимать, что за эту субсидию заплатит или ваш внук, или сын, или другой родственник, который работает.
В той же Польше, опыт которой мы пытаемся все время перенять, только 2% населения получало субсидии, и то жилищные. Не на коммунальные услуги, а на содержание жилья. Это при том, что у них очень жесткие нормы по метрам квадратным на человека. В Латвии, Эстонии до 5% людей получали в худшие годы субсидию. А в Украине - 60%.
На этот год заложили на субсидии в бюджете 50,6 миллиарда гривен, а на энергосбережение - 400 миллионов, что в 140 раз меньше. Так куда страна двигается?
- Говорят, что МВФ требует пересмотра тарифов на газ, тепло и горячую воду. На сколько могут вырасти тарифы? Правда ли, что газ может подорожать на 47%, как было недавно заявлено?
- Я встречался с весомым представителем еврокомиссии по энергетике. И он подтвердил, что МВФ не требует от нас повышения тарифов. Фонд требует одного: сбалансируйте свой бюджет и финансовый план наших энергетических монополий, в первую очередь - "Нафтогаза" - черной дыры украинской экономики, в которой исчезает, по словам Гройсмана, 100 миллиардов гривен ежегодно. Почему же не сидит никто? Почему не возвращаете эти деньги?
Так вот я берусь утверждать, что МВФ не требует непосредственно и прямо повышения тарифов. Они требуют одного - чтобы из бюджета не было дотации "Нафтогазу". Я уже раньше говорил, что 15 миллиардов кубометров газа можно было бы продавать потребителям по 100 долларов за тысячу, а не за 285 долларов, как это происходит сегодня. Этого хватило бы "Укргаздобыче", облгазам, "Укртрансгазу" и всем подрядчикам. И тогда у населения Украины будет возможность думать об утеплении, а не о выживании. И то не маленькая цена. При ней все равно 10% населения будут получать субсидии.
Кстати, до повышения тарифов до нынешнего уровня "Укргаздобыча" показала по результатам 2015 года 500 миллионов гривен прибыли. То есть они, может быть, не развивались так, как хотелось бы. Ничего не произошло в "Укргаздобыче" и за 2016 год в плане увеличения добычи. Почему это происходит? "Нафтогаз" имеет задолженность перед "Укргаздобычей" 19,3 миллиарда гривен. О чем это говорит? "Нафтогаз" как посредник собирает с населения деньги, "выдаивая" все, что можно, но с добытчиком газа не рассчитывается. Это надстройка посредническая, которая никакой миссии не выполняет, там колоссальнейший аппарат - 800 человек, на содержание которого уходит, кажется, 3 миллиарда гривен в год. И эта надстройка, по сути, выкачивает деньги у населения и манипулирует этими средствами, не помогая увеличивать добычу.