22 ноября
Загрузить еще

Семь испытаний Михаэля Шумахера

Семь испытаний Михаэля Шумахера
Фото: Фото: 365news.biz

Дебют Михаэля произошел в 1991 году на этапе в Бельгии. Ему предстояло заменить пилота команды "Джордан" Бертрана Гашо, который попал в тюрьму после ссоры с таксистом. Уже на квалификации Шуми занял седьмое место, а после старта ему удалось прорваться на пятую позицию. Однако, вскоре последовал сход из-за проблем со сцеплением.

Тем не менее, произвести впечатление у немца получилось с первой же гонки и уже на трассе в Монце он оказался за рулем "Бенеттон". Именно здесь ему удастся завоевать свой первый титул, но перед этим Шуми будут ждать еще два сезона, которые пройдут в борьбе с собственной машиной.

Так, например в 1993 году Шумахер закончил на подиуме все этапы, на которых финишировал. Однако, машине катастрофически не хватало стабильности. Михаэль не увидел клетчатый флаг на семи гран-при сезона.

Гибель Сенны и первый титул Шумахера

Ситуация обещала исправиться в 1994-м. Перед началом сезона машины претерпели серьезных технических изменений. Была запрещена вспомогательная электроника, которая облегчала управление болидом. Предполагалось, что это поможет малобюджетным командам и повысит общий уровень безопасности за счет снижения скорости болидов. Кроме того, это увеличивало фактор мастерства пилота.

Но крупные команды изрядно потратились на новые шасси и машины медленнее не стали, а вспомогательной электроники уже не было, что привело к еще большей опасности.

Главной новостью межсезонья стал уход Аллена Проста. Его место в "Уильямсе" занял Айртон Сенна. При отсутствии француза и за рулем самой быстрой машины именно Сенну называли главным фаворитом на титул в сезоне 1994 года.

На первом этапе в Бразилии Сенна разделил первый ряд стартового поля с Шумахером, "Бенеттон" которого к тому времени заметно прибавил как в скорости, так и в надежности. Шуми удалось выйти вперед на 21 круге за счет более быстрого пит-стопа и сохранить лидерство до конца гонки. Сенна сошел после разворота на 56 круге.

Уже на втором этапе в Японии Сенна должен был взять реванш. Бразильцу снова удалось завоевать поул. Шумахер, как и в прошлый раз, стартовал вторым. Однако, уже на старте трехкратный чемпион пропустил немца, после чего попал в аварию и сошел. В итоге Михаэль после двух гонок имел преимущество в 20 очков над своим главным потенциальным соперником. 

Третьим этапом стал гран-при Сан-Марино, который вошел в историю автоспорта как "черный уик-энд". Еще на практике в серьезную аварию попал Рубенс Барикелло. Его машина подскочила на бордюре и на высокой скорости врезалась в стену из покрышек. Гонщика увезли в больницу.

На квалификации в субботу на скорости более 290 км/ч разбился австрийский пилот Роланд Ратценбергер. В результате столкновения гонщик получил перелом основания черепа и вскоре скончался. После возобновления квалификации Сенна смог взять третий поул в сезоне. Как и в прошлых гонках, вслед за ним расположился Шумахер.

В воскресенье Сенне предстояло отыгрывать очки, которые он растерял за первые две гонки. Уже во время старта произошла авария и на трассе появилась машина безопасности. После рестарта Сенна попытался оторваться от Шумахера и уйти в отрыв.

Однако, на седьмом круге бразилец потерял контроль над болидом и разбил машину о бетонное ограждение на скорости 310 км/ч. Шумахер в этот момент ехал позади и авария произошла непосредственно на его глазах.

Гонка была приостановлена. На трассе появился медицинский вертолет, который госпитализировал Сенну в больницу. После очередного рестарта Михаэль захватил и удержал лидерство до конца гонки. Однако, на подиуме никто радости не испытывал. В тот же день стало известно, что Айртон скончался.

Шумахер так и не нашел в себе силы приехать на похороны Сенны. Позже он объяснил, что для него слишком сложно было это делать публично, и на могиле он побывал лишь двумя годами позже, но уже в одиночестве.

- Тогда это событие полностью лишило меня иллюзий, до этого я думал, что такие жестокие, фатальные аварии не могут происходить в виде спорта, который я так люблю, - сказал Михаэль спустя много лет после катастрофы.

Тем не менее, именно тот сезон подарил Шумахеру его первый титул. Из-за гибели Сенны роль первого пилота в "Уильямсе" досталась Деймону Хиллу. Михаэлю по ходу сезона приходилось бороться в основном с регламентом. После победы в Бельгии его дисквалифицировали, из-за того что машина не соответствовала норам ФИА. Команда подала протест и Михаэлю разрешалась участвовать в гонках, однако будут ли идти в зачет его очки, оставалось неизвестным.

В итоге перед последним этапом в Австралии у Шумахера было преимущество в одно очко над Хиллом. Нужно было просто не пустить британца вперед. На 35 круге Шуми широко вышел из поворота и врезался в стену, после чего вернулся на трассу. В этот же момент Хилл попытался его атаковать, но Михаэль не оставил места и повредил обе машины. В результате схода обоих пилотов Шумахер сохранил свое преимущество в турнирной таблице и завоевал свой первый титул.

После гонки "Уильямс" подали апелляцию, заявив что действия Михаэля были слишком агрессивными, но никаких санкций в его сторону не последовало.

В 1995 году Шумахер повторил успех и стал самым молодым в истории (на тот момент – ред.) двукратным чемпионом Формулы-1. Этот сезон стал последним для Михаэля за рулем "Бенеттон".

Шумахер и "Феррари"

В 1996 году Михаэль подписал контракт с итальянской командой. К тому времени "Феррари" уже 17 лет не выигрывали чемпионат в личном зачете, а последняя победа была еще у Аллена Проста.

В первый год Шумахеру удалось добыть лишь три победы: в Испании, Бельгии и Италии. Тем временем "Уильямсы" демонстрировали на трассе тотальное преимущество и с солидным отрывом титул взял Деймон Хилл. Михаэль же в итоге довольствовался лишь третьим местом в чемпионате. Для сравнения, его партнер по команде Эдди Ирвайн закончил сезон на десятом месте.

Уже в 1997 году "Феррари" пытались навязать "Уильямсам" борьбу и Шумахер действительно сражался за титул. Цвета "Уильямса" тогда защищали Хайнц-Харльд Френтцен и Жак Вильнев. Именно с канадцем у него завязалось острое противостояние, которое растянулось на весь год.

Из-за своей неопытности Вильнев не финишировал в пяти гонках и еще в одной был дисквалифицирован за игнорирование желтых флагов. Таким образом, Шумахер, имея более медленную машину, претендовал на титул до самого конца сезона.

На последнем этапе в Хересе Михаэль со старту захватил лидерство и мог оформить свое третье чемпионство. Для этого, как и в 1995 году, ему снова нужно было не пропустить вперед более быстрый "Уильямс". И события развивались похожим образом, только их исход был совсем другим.

Теперь уже за рулем более быстрой машины находился Вильнев. На 48 круге, отбиваясь от атак, Шумахер попытался заблокировать соперника, после чего вылетел в гравий. Жак финишировал третьим и выиграл свой первый титул, а Михаэль был дисквалифицирован и лишен всех очков в чемпионате. Его действия признали преднамеренными и слишком агрессивными.

Дисквалификация не повлияла на очки, которые пошли в зачет кубка конструкторов. Также это не повлияло на официальную статистику Шумахера. Однако, год по праву можно было считать испорченным.

Шумахер против Хаккинена

Сезон 1998 года обещал быть сезоном "Феррари". По большому счету, прогресс команды был заметен еще в 1997 году. В этот раз "Скудерия" значительно увеличила свой бюджет и проделала большую работу на тестах.

Плюс ко всему, доминировавшие до этого "Уильямсы" не смогли развить свой успех. У машины были постоянные проблемы с резиной. Дошло даже до того, что босс команды Френк Уильямс обвинил поставщика покрышек "Гудиер" в том, что те сосредоточили все свои усилия на "Феррари".

Уже на первом этапе в Австралии стало ясно, что никакого преимущества у итальянской конюшни в этом году не будет. Более того, "Макларен" вместе с Адрианом Ньюи сконструировали машину, которая позволяла отыгрывать до секунды на квалификации.

Первую победу Шумахер увидел только на третьем этапе в Аргентине. Главный его конкурент в борьбе за титул Мика Хаккинен финишировал тогда вторым. После гран-при Монако (6 этап) преимущество финна достигло 22 очков. К тому времени у Шумахера было всего 24 пункта.

Михаэль выстрелил тремя победами в следующих гонках в Канаде, Франции и Великобритании. Но в одной из них Хаккинен сошел, а в двух других благополучно финишировал на подиуме. Тем не менее, шансы на титул снова переставали быть призрачными.

Перед последним этапом в Японии Хаккинена и Шумахера разделяли четыре очка.  Михаэль вполне мог исправиться за прошлый сезон и принести "Феррари" первое за долгие годы чемпионство.

На квалификации Хаккинен показал неплохой круг, но Михаэлю удалось опередить его на 0,178 секунды. Для сравнения, Култхард на "Макларене" квалифицировался третьим, оторвавшись от ближайшего преследователя более чем на секунду.

После старта гонку тут же приостановили из-за заглохшей машины Ярно Трулли. Во время рестарта проблемы с двигателем начались уже на "Ферарри" Шумахера и Хаккинен без труда захватил лидерство. К концу круга немцу удалось немного закрепиться на 12 позиции. Однако, до борьбы за победу было все  еще слишком далеко.

После первой серии пит-стопов Шумахеру уже удалось прорваться на третье место, а затем и на второе. До финна было еще слишком далеко, но шансы его догнать оставались. Все кончилось на 32 круге, когда Шуми проколол заднюю правую шину.

В итоге Михаэлю удалось установить лучший круг, но финишировать он так и не смог. Еще один титул был близко, но достался не ему. Мика Хаккинен оформил свое первое чемпионство.

В 1999 году поклонники "Феррари" ждали реванша. Главные герои не поменялись. За титул снова должны были бороться Хаккинен и Шумахер. Однако, этот год превратился в очередную неудачу для Михаэля.

На гран-при Великобритании Шумахер вылетел на первом же круге из-за проблем с тормозами и сломал ногу. О борьбе за титул можно было уже забыть. Теперь за чемпионство должен был бороться его партнер по команде Эдди Ирвайн, но ирландец подвел своих поклонников. Как результат – Мика Хаккинен оформил свое второе чемпионство и сравнялся по количеству титулов с Михаэлем.

Начало новой эпохи

2000 год действительно стал переломным. "Феррари" изменили состав пилотов и напарником Шумахера стал бразилец Рубенс Барикелло. В "Макларене" все остались на своих местах. Для них сезон не задался с самого начала, а других конкурентов для "Скудерии" заметно не было. Шумахер выиграл первые три гонки и серьезно укрепился в турнирной таблице.

Интрига пришла после того, как Шуми не финишировал на трех гран-при подряд. Это произошло во Франции, Австрии и Германии. В тот момент Хаккинен дважды финишировал вторым и еще раз первым, подобравшись к "Красному барону" вплотную.

На следующих этапах в Венгрии и Бельгии финн завоевал две победы. В этот раз Шумахер мог потерять чемпионство уже на быстрой машине. За четыре гонки до конца сезона Хаккинен получил преимущество в общем зачете и претендовал на третий титул.

Однако, Михаэль выиграл во всех оставшихся четырех гонках и завоевал для "Феррари" первый титул за 21 год. Для самого Шумахера это чемпионство стало третьим.

Следующие два года в Формуле-1 прошли в условиях небывалого доминирования "Феррари" и Шумахера. По итогам 2001 года отставание от ближайшего преследователя Девида Култхарда составило 58 очков, а в 2002 году разрыв стал вовсе чудовищным. Михаэль завоевал титул с отрывом в 67 очков, при том, что на втором месте был его партнер по команде Рубенс Барикелло.

В этом году Шумахер финишировал на подиуме во всех гонках и лишь один раз приехал третьим. По итогам сезона он уже стал пятикратным чемпионом мира.

Шумахер против нового поколения

Начало двухтысячных подарило Формуле-1 новые имена: Кими Райконен, Хуан-Пабло Монтойя, Фернандо Алонсо, Дженсон Баттон и Фелипе Масса. Все эти пилоты в разные годы будут бороться за титул, некоторым даже удастся стать чемпионами.

Монтойя боролся за подиумы еще в 2001 году, Райконен в 2002. Однако, только в 2003 преимущество "Феррари" перестало быть столь большим и молодые гонщики за рулем "Уильямс" и "Макларен" получили серьезные шансы на борьбу за титул.

"Скудерия" столкнулась с испытаниями с самой первой гонки. Впервые за последние 53 гран-при ни одна из машин "Феррари" не финишировала на подиуме. Это произошло на первом же этапе в Мельбурне.

К тому времени в "Макларене" уже разобрались со своими "горящими двигателями" и машина стала не только быстрой, но и надежной. Так, Кими Райконен финишировал на подиуме в десяти гонках чемпионата.

Несмотря на это, Шумахеру удалось реабилитироваться после неудачного начала сезона. Первая победа пришла к нему в Имоле и была омрачена трагичными событиями. Еще до гонки Михаэль и Ральф Шумахеры узнали о смерти своей матери. Несмотря на это, оба пилота вышли на старт. Более того, Шумахеры стартовали с первого ряда стартового поля.

После борьбы на старте Михаэль захватил лидерство в гонке и в итоге финишировал первым. На подиуме он появился с траурной повязкой. В знак уважения Райконен и Барикелло не стали разливать шампанское.

После этой гонки Шумахер одержал еще две победы подряд и вышел в лидеры в общем зачете. Сезон прошел в относительном напряжении. Свой шестой титул Шуми оформил только после последней гонки в Японии, где он финишировал восьмым. Райконену не хватило для победы всего двух очков.

В 2004 году поклонников Формулы-1 ждало очередное тотальное доминирование "Феррари". Михаэль одержал победы в 12 из 13 первых гонок. За это время он не выиграл лишь в Монако, где сошел с дистанции. Еще одну победу Шумахер добудет в Японии на предпоследнем гран-при.

Это чемпионство стало для "Красного барона" седьмым и последним. К этому рекорду до сегодняшних дней никто так и не приблизился.

Сезон 2005 года принес фанатам "Феррари" множество разочарований. На первые ряды вышли пилоты "Рено" и "Макларен". За весь год Михаэль добился лишь одной победы, которая стала весьма скандальной.

На гран-при США после аварии Ральфа Шумахера ФИА запретила использовать покрышки "Мишлен", которыми пользовались все, кроме трех команд: "Феррари", "Минарди" и "Джордан". Многие думали, что гонка вообще не состоится, но на трассу выехали всего шесть машин. Таким образом, единственную серьезную конкуренцию Шумахеру в гонке мог составить лишь его партнер по команде Рубенс Барикелло.

В этом сезоне "Красный барон" еще трижды финишировал вторым и один раз третьим. Титул ушел к молодому испанцу Фернандо Алонсо. Единственным, кто мог навязать ему какую-то борьбу, был Райконен на "Макларене".

В 2006 году ситуация повторилась. Однако, во второй половине сезона мелькнула какая-то надежда. Начиная с гран-при США, Шумахеру удалось добыть пять побед и в последний раз побороться за титул.

Все решилось на гран-при Японии, перед которым у Шумахера и Алонсо было по 116 очков. Тогда это был предпоследний этап. "Феррари" выглядели лучше еще на квалификации и Михаэль долгое время лидировал в гонке. Однако, за 17 кругов до финиша на его машине загорелся мотор и победу завоевал Фернандо Алонсо. Последняя гонка сезона носила уже только формальный характер и испанец завоевал второй титул в своей карьере.

Еще 10 сентября Михаэль объявил о том, что по окончанию сезона завершит свою карьеру. После неудавшегося сезона оставалось лишь сдержать обещание.

Возвращение

Уже в 2007 году "Феррари" все-таки удастся завоевать чемпионство. Сделает это Кими Райконен, перешедший из "Макларена". После этого последуют первые титулы Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона.

Впервые о возвращении Михаэля всерьез заговорили в 2009 году. После аварии Фелипе Массы в "Феррари" сообщили, что Шумахер сможет его заменить до конца сезона. Михаэль должен был появиться на старте уже на гран-при Европы. Однако, на тестах дала о себе знать старая травма шеи, которую он получил на после падения с мотоцикла.

Тем не менее, к 2010 году "Красный барон" смог вернуться в "Формулу-1". Однако, за рулем "Феррари" ему места не нашлось. Не смотря на пожизненный контракт со "Скудерией", он выступал за рулем "Мерседеса" вместе с Нико Росбергом.

Этот сезон не явил никакого чуда. "Мерседесы" взяли за год лишь три подиума. Все три третьих места были у Росберга. Михаэль уступал ему и в гонках и в квалификации. Пресса писала, что Шумахер уже не тот и требовала, чтоб немец окончательно ушел на пенсию.

В 2011 году "Мерседесы" не прибавили, а Михаэль по-прежнему продолжал проигрывать своему соотечественнику. Первый и единственный подиум после возвращения пришел к Шумахеру только в 2012 году на гран-при Европы.

По окончанию сезона "Красный барон" окончательно объявил о завершении карьеры. Перед последним этапом в Бразилии Михаэль сделал круг почета. Прощальную гонку он завершил лишь на 14 месте.

Борьба за жизнь

Весь следующий год Шумахер был лишь зрителем Формулы-1. В конце декабря 2013 года он отправился вместе с сыном и друзьями на горнолыжный курорт в Альпы. Выехав за пределы трассы, Шумахер упал и ударился головой о камень. Шлем не выдержал удара и раскололся, а сам гонщик получил серьезную травму, но еще оставался в сознании.

Михаэля доставили вертолетом в Клинику в Мутье, после чего сразу же транспортировали в Гренобль. Изначально СМИ сообщали, что Шумахер отделался легкими царапинами, но уже вечером того же дня стало известно, что он перенес две нейрохирургические операции и был введен в состояние искусственной комы.

К концу января медики начали снижать дозировку седативных препаратов, чтоб вывести Михаэля из комы. С самого начала семья гонщика держала его состояние в строжайшей секретности, что побудило множество слухов, в том числе и о смерти спортсмена.

Еще в марте 2014 года менеджер Шумахера Сабине Кем заявила, что он по-прежнему остается на стадии пробуждения. В июне того же года пилота транспортировали из больницы домой где лечение продолжила бригада медиков из 15 человек.

16 июня Кем официально объявила о том, что Шумахер больше не находится в коме. Другой информации о состоянии гонщика в тот момент не поступало.

Периодически в прессе появляются сообщения об улучшении или ухудшении состояния Михаэля Шумахера. Однако, семья держит все в строжайшей секретности.

Новости по теме: Михаэль Шумахер