Загрузить еще

Пилот Ф-4 Александр Бондарев: С детства мечтал быть похожим на Молнию МакКуина из «Тачек»

Пилот Ф-4 Александр Бондарев: С детства мечтал быть похожим на Молнию МакКуина из «Тачек»
Фото: личный архив Александра Бондарева

16-летний киевлянин Александр Бондарев – известная личность в мире автогонщиков нашей страны. Прославился он еще в 7 лет, когда выиграл чемпионат Украины-2016 по картингу, став самым молодым чемпионом страны. Далее последовали победы в европейских турнирах по картингу и переход на более сложные болиды и соревнования. А в начале августа 2025 года Александр стал первым украинцем, победившим в гонке "Формулы-4". Произошло это в итальянской Имоле. Не "Формула-1", конечно, но она у спортсмена еще впереди. И это цель, к которой он стремится. О других жизненных задачах молодой чемпион рассказал в интервью Коротко про.

В "Формуле-4" ты не можешь рисковать так, как в картинге

Что для вас означает победа в Имоле? Это этап, вершина или хороший старт?

– Победа в Имоле – это невероятный момент, который я никогда не забуду. Это важный шаг на пути к моей мечте - "Формулы-1". Она показала, что я могу сражаться с лучшими и побеждать в конкурентной серии, как итальянская "Формула-4". Это вдохновляет двигаться дальше и придает уверенности, что я на верном пути.

- Как находите на трассе ту грань между целесообразным риском и безрассудством?

– Это приходит с опытом. В "Формуле-4" ты не можешь рисковать так, как в картинге, потому что болид тяжелее, а повреждения могут стоить дорого. Я слушаю инженеров и тренеров, анализирую данные, чтобы понять, где можно атаковать, а где лучше сохранить стабильность. К примеру, в Имоле я ждал идеального момента для обгона, чтобы лишний раз не рисковать.

Есть ли у вас талисманы или ритуалы перед заездом?

– Я всегда перед гонкой слушаю любимую музыку, чтобы войти в нужное настроение. Еще стараюсь несколько минут побыть наедине, чтобы собраться с мыслями и настроиться на трассу. Это помогает успокоиться и сфокусироваться. А еще я всегда кладу шлем с одной стороны болида, а сажусь у него с другой.

Как психологически настраиваетесь на гонку?

– Представляю трассу в голове, вспоминаю ключевые повороты и точки. Помогает разговор с тренером – он напоминает о моих сильных сторонах и указывает, на что обратить внимание. Еще я стараюсь думать о гонке как о вызове, а не давлении. Это позволяет оставаться спокойным даже в напряженные моменты.

Какие у вас отношения с пилотами из других команд?

– На трассе это конкуренция. Все хотят победить, и там нет места для поблажек. Но вне трассы мы нормально общаемся. Со многими пилотами мы знакомы еще по картингу. Бывает, что с напарниками из моей команды Prema делюсь опытом, а с другими могу просто поговорить о гонках или жизни. Дружба вне трека, а конкуренция есть, когда дело касается соревнований.

Что вас вдохновило прийти именно в автоспорт?

– Все началось с мультфильма «Тачки». Я был маленьким, смотрел на Молнию МакКвина и мечтал быть таким, как он. В пять лет родители привели меня на картодром "Чайка" в Киеве, и когда я сел за руль, почувствовал скорость, тогда понял - это мое. С тех пор скорость и гонка стали частью моей жизни.

Саша на пьедестале в 7 лет. Фото: личный архив Александра Бондарева

Саша на пьедестале в 7 лет. Фото: личный архив Александра Бондарева

После аварии в 2022 году перенес 10 операций

Как родители относятся к рискам, связанным со скоростью в вашей профессии?

- Мои родители – моя самая большая поддержка, но, конечно, они волнуются. Особенно после аварии 2022 года. Они не имеют отношения к автоспорту, папа работает в строительной сфере, мама – музыкант, но они всегда верили в меня. Мы говорим о безопасности, они доверяют моей команде и тренерам. Их поддержка дает мне уверенность.

- Авария в 2022 году – один из важных моментов в вашей карьере. Как она изменила ваш взгляд на спорт и жизнь?

– Авария была очень тяжелым моментом для меня. Я получил серьезные травмы ноги, перенес десять операций и полгода восстанавливался. Это научило меня ценить каждый день и не сдаваться, даже когда кажется, что все против тебя. Я стал более осторожным на трассе, но не потерял жажды побед. Этот опыт сделал меня сильнее и как пилота, и как человека.

- Победа в WSK (международные соревнования по картингу) и европейское первенство – впервые для украинского гонщика. Что для вас означают эти титулы?

– Эти титулы – это гордость за себя и за Украину. Быть первым украинцем, выигравшим WSK Super Master Series и чемпионат Европы по картингу, – это огромная ответственность. Я хочу показать миру, что украинские пилоты могут быть среди лучших. Эти победы доказательство, что труд и вера в себя дают результат.

- Как повлияло на ваши амбиции поступление в Williams Academy (школа гонщиков относится к одной из самых известных в мире команд "Формулы-1" Williams Racing. – Авт.)? Сделало ли это вас ближе к Ф-1?

- Вступление в академию гонщиков Williams – это огромный шаг. Это честь - быть частью столь легендарной команды. Они дают мне доступ к лучшим тренерам, инженерам и симуляторам, что очень помогает в развитии. Это точно приближает меня к цели, но я понимаю, что предстоит еще много работы. Моя цель – стать чемпионом мира, и Williams помогает мне к этому идти.

- Есть ли в вашей жизни место для обычных вещей, как у всех подростков – обучение, вечеринки, друзья?

– Да, конечно! Я живу в итальянской Монке, хожу в школу, хотя из-за гонок часто приходится догонять материал. С друзьями люблю просто гулять, ездить вместе на симуляторе или смотреть фильмы. Вечеринки не очень мои, потому что график плотный, но я стараюсь находить время для обычной жизни. Это помогает перезагрузиться.

Александр на пьедестале после первой победы в Ф-4. Фото: личный архив Александра Бондарева

Александр на пьедестале после первой победы в Ф-4. Фото: личный архив Александра Бондарева

Фанат Феттеля и Палмера

Кто ваши кумиры в автоспорте и вне его? И почему?

– В автоспорте – Себастьян Феттель, потому что он не только четырехкратный чемпион мира, но и прекрасный человек. Также я поддерживаю гонщиков Williams Карлоса Сайнса и Алекса Албона. Вне автоспорта – футболист Коул Палмер из «Челси». Его дисциплина и хладнокровие – это пример для меня.

Как автоспорт повлиял на вашу личность? Чувствуете ли вы, что взрослеете раньше, чем должно быть?

– Автоспорт научил меня дисциплине, ответственности и умению справляться с давлением. Я точно чувствую себя немного старше своего возраста, потому что приходится принимать серьезные решения на трассе и в жизни. Но я стараюсь не терять тот драйв и радость, которые есть в подростковом возрасте.

- Какие личные качества вы хотите развивать, чтобы двигаться вперед в карьере?

– Хочу быть еще более терпеливым и устойчивым к неудачам. В автоспорте многое зависит от мелочей, и иногда нужно уметь ждать своего шанса. Также хочу совершенствовать коммуникацию с командой – это ключ к успеху в "Формуле-4" и выше.

Кем хотите быть как спортсмен и как человек через 10 лет? Кем себя видите?

– Через 10 лет я хочу быть пилотом "Формулы-1", бороться за подиумы и даже за титул чемпиона мира. Как человек, хочу оставаться искренним, поддерживать свою семью и вдохновлять молодых спортсменов из Украины. Я вижу себя тем, кто несет флаг Украины на мировой арене.

В гонках за подготовку болида и пилота отвечает целая команда. Фото: личный архив Александра Бондарева

В гонках за подготовку болида и пилота отвечает целая команда. Фото: личный архив Александра Бондарева

Наушники, телефон и флаг Украины

- Есть ли у вас любимые автомобили вне трассы, в обычной жизни?

– Мой фаворит среди автомобилей – Ferrari F40. Но в повседневной жизни я еще не так часто думаю о собственном авто, потому что все время на трассе.

- Какие три вещи всегда с вами в поездках?

– Мои наушники – без музыки никуда. Телефон – оставаться на связи с семьей и командой. И маленький флажок Украины – он напоминает мне, откуда я и за кого выступаю.

- Есть ли фильм или компьютерная игра, которая поразила вас больше всего из недавних? И почему?

- Недавно просматривал «Гонку» (Rush) – это история о страсти к победе, цене успеха и человеческих отношениях на фоне экстремального спорта. Из игр люблю iRacing (гоночный симулятор), потому что это помогает готовиться к реальной гонке и тренировать трассы.

- Что бы выбрали по жизни: скорость или стабильность?

– Скорость! Это то, что меня драйвит. Но я понимаю, что стабильность в результатах и в жизни важна, чтобы достигать больших целей. Поэтому, наверное, быстрота с разумной дозой стабильности.

Какую музыку слушаете перед стартом?

– Обычно что-то энергичное, такие треки заряжают и помогают войти в ритм. Но иногда могу включить и более спокойное, чтобы успокоить нервы перед стартом.

Что по-настоящему вас радует, кроме побед на трассе, в жизни?

- Время с семьей и друзьями – это всегда заряжает. Люблю просто посидеть с ними, поговорить, посмеяться. Еще радуюсь, когда удается путешествовать и открывать новые места. И, конечно, когда вижу, как мои успехи вдохновляют других украинцев, это тоже мотивирует.

В последние минуты перед стартом Бондарев настраивается на борьбу. Фото: личный архив Александра Бондарева

В последние минуты перед стартом Бондарев настраивается на борьбу. Фото: личный архив Александра Бондарева

Новости по теме: спорт Автогонки Гонки