Загрузить еще

Председатель наблюдательного совета ЧАО "Запорожсвязьсервис" Юрий КОМИССАРОВ: "Если от наших услуг откажутся, проиграют все - и власть, и мы, и жители города"

 На прошлой неделе некоторые запорожские СМИ опубликовали громкие заявления ряда городских чиновников о том, что в ходе реорганизации городского ЖКХ был обнаружен ресурс для оптимизации затрат и неэффективный подрядчик, который необоснованно завышает тарифы ради сверхприбыли. Этим подрядчиком было названо ЧАО "Запорожсвязьсервис" - интегратор платежей и информационных отношений в коммунальном хозяйстве города. 

Поскольку нигде в этих публикациях не было высказано мнение со стороны обвиненного предприятия, то мы считаем своим долгом взять комментарии у них. С нами любезно согласился поговорить председатель наблюдательного совета ЧАО "Запорожсвязьсервис" Юрий Комиссаров.
Юрий Комиссаров на пресс-конференции в УНИАН
 
"В Запорожье самый низкий тариф по всей Украине"
 
- В адрес вашего предприятия был высказан ряд претензий, обвинений и даже ультиматум. Чиновники, задействованные в реформе ЖКХ, считают, что реорганизованному коммунальному хозяйству не обойтись без экономии на ваших услугах. Как вы поняли эту акцию?
- Два дня назад мне звонил Александр Ченсанович Син, мэр нашего города. И в разговоре с ним я высказал претензию, которую он не сможет парировать: с нами никто не обсуждал реформу ЖКХ, нас не приглашали ни на одно заседание этой депутатской группы, и это очень странно. Никто не разбирался, что мы делаем. За последние два года мы с Александром Ченсановичем не общались ни разу, это был первый его звонок, и мы с ним в первый раз обменялись мнениями. И я ему заявил, что всё, что было озвучено депутатом Бондаренко, газетами - все это ложь, и такой грамотный человек, как Александр Ченсанович, вполне мог бы отделить зерна от плевел, но он это не сделал и повторил ее. Я думаю, это целиком и полностью на его совести.
 
- Но в словах спикеров реформы есть определенные зерна, которые преподносятся будущим избирателям таким образом, что при взгляде на эти цифры можно сделать вывод, что что-то не так. Вы можете это прокомментировать?
- Да. Когда мы увидели статьи в газетах, я попросил наших экономистов подсчитать, сколько мы приняли платежей за 2011 год от населения в адрес коммунальных предприятий (за тепло, воду и услуги ЖКХ). Оказалось, около 750 миллионов гривен получил город. Это те деньги, которые мы приняли по договорам с городом, по тарифам, утвержденным городской властью по долгосрочным контрактам так, как мы работаем уже примерно 17 лет на рынке. Смотрите, 2% от этих платежей - это 15 миллионов в год, полученных нами по контрактам. Из них мы заплатили 10,1 миллиона во все бюджеты. Это и в Пенсионный фонд, и НДС, и налог на прибыль, и косвенные налоги. Не забывайте, у нас работают почти 300 человек, и они тоже должны есть. Чистой прибыли мы получили 1,5 миллиона гривен. Очень просто понять, что 2% от платежей не погашают наших расходов, и мы компенсируем это другими услугами, другими видами платежей в адрес множества других предприятий. Заявление, что мы присвоили 19 миллионов, выглядит примерно так: у нас вроде бы есть договоры на 2%, мы получили эти деньги, а потом дополнительно украли у населения 19 миллионов. И чтобы цифра была красивее, идеологи коммунальной реформы в лице Елены Бондаренко для убедительности умножили эту цифру на пять - якобы за 5 лет. А городская власть за 5 лет получила 4 миллиарда гривен - куда делись эти деньги?
Жители Запорожья доверяют "Запорожсвязьсервис" - собраны 20 000 подписей в поддержку предприятия
 
- То есть вы хотите сказать, что текущий тариф и услуги, заложенные в него, полностью экономически оправдывают затраты? Но тогда напрашивается вопрос: как сказал мэр, те же услуги банки предлагают им за другую цену, в четыре раза ниже. Что тогда выгоднее для города? Или лучше сказать, выгоднее для горожан?
 
- Сотрудничество с властью мы начинали при Головко, потом работали с Поляком, два срока с Карташовым и сейчас - с Сином. До этого момента власть ставила несколько главных условий. Первое - это прозрачность платежей, чтобы бухгалтер ПРЭЖО видел каждую секунду, сколько денег сегодня люди заплатили его ПРЭЖО. Бухгалтеры водоканала и теплосети также имеют доступ, видят, сколько денег - а значит, могут планировать завтрашние расходы. Второе - власть просила и всегда помогала нам в этом - чтобы у нас было как можно больше приемных пунктов. И мы их содержим, даже экономически нам невыгодные, в местах, где есть 500 человек. Скажем, пришли 500 человек, и заплатили они по 200 гривен. С 2% от этой суммы мы даже аренду и расходные материалы не можем оплатить, не говоря уже об оплате труда кассира-оператора и налогов во все фонды. Но мы держим эти 74 пункта потому, что так мы договорились с властью. 
Кстати, о двух процентах. Мы хотели предложить свои услуги в Киеве и выяснили, сколько там платят люди за расчеты - в тарифе у них заложено 5,5%. Я могу сказать уверенно, что за услугу приема платежей, начисление, хранение данных, обработку данных у нас в Запорожье наиболее низкий тариф по всей Украине. В Харькове, например, 2% за прием и 1% спрятан в договорах (расщепление, предоставление реестров - можно многое спрятать) 
Все бы ничего, если бы не ложь. Просто по-человечески. Мы обслужили примерно 2,8 миллиона человек. Вы думаете, все эти люди - дураки? Они обслуживаются у нас от раза к разу, хотя к нам подключено более 280 платежных учреждений и тех же банков, почта подключена. Конечно, банкам мы платим 0,5%. Но есть одна тонкость - банки имеют доход от получения наличных денег, которого "Запорожсвязьсервис" не имеет. И они не покупают наличность в национальном банке для пополнения своих касс - это еще 0,3%. И они не платят НДС, его тоже за них платим мы. Поэтому нельзя сравнивать прием платежей между нами и банками. Мы тоже принимаем по 0,5%, все остальное - работа всего персонала, всех фирм, в которых мы заказываем смежные услуги. Это стоит денег - и денег приличных. Город на это пошел потому, что в то время это было важно. 
Когда мы представили свои расчеты в горисполкоме, ответ Сина был примерно такой: вы знаете, все это мне неинтересно, я не сомневаюсь в вашей экономике, я ЧУВСТВУЮ, что вы имеете сверхприбыль. Для экономиста с таким стажем такие слова выглядят настолько странно, что может показаться, что Александр Ченсанович не хочет смотреть и не хочет видеть.
 
"За ремонт крыш люди уже заплатили"
 
- Уточним - когда речь идет о разнице между тарифными 2% и 0,5%, которые предлагают банки, для обычного плательщика вообще получается какая-то экономия?
 
- Когда населению выставляется счет на 100 гривен, то туда уже заложены те 2 гривны, которые получат приемщики платежей. Что сейчас хочет сделать власть? Они хотят отнять эти деньги у приемщиков, хотя они заложены в тариф, и нецелевым образом направить их, как они говорят, на ремонты крыш. А население платит за ремонты крыш в тарифе отдельно от услуг приемщика, люди уже заплатили за ремонты крыш, за обслуживание придомовых территорий, за освещение в подъездах, за уборку мусора. А власть собралась не понижать счета населению, то есть населению тариф не снизится, он же утвержден властью, а направить эти средства туда, куда они не предназначались. Это очень странно.
Когда они манипулируют людьми, натравливают их на наше предприятие, это напоминает худшие времена инквизиции. 
 
- По своему небогатому опыту общения с банками я понял, что они часто добавляют какие-то странные платные услуги: размен купюры, выписка по счету, чуть ли не аренда ручки... 
 
- Я об этом не говорил, это, наверное, и так понятно. Еще банки заинтересованы, чтобы новые люди пришли к ним, они предложат вам открыть счет или кредитную карточку. Но попробуйте с этой карточки списать деньги где-нибудь в Европе. Вы получите 3% за их услугу, а операция простейшая, я могу это сделать под 0,5%. К сожалению, банковское законодательство сейчас такое. 
У нас была крупная налоговая проверка в 2010 году, и мы выиграли все суды по результатам этой проверки. Сегодня уголовные дела открываются снова по тем же самым фактам, которые мы уже выиграли, к ним прикладываются какие-то нелепые показания, и это называется "открытие дела по вновь открывшимся обстоятельствам". Как это назвать, как не административным давлением? Для того, чтобы задушить "Запорожсвязьсервис", разрушить систему коммунальных платежей, а дальше делать что угодно. 
А как назвать ситуацию, когда в обвинительной статье в еженедельнике "МИГ" появляется упоминание наших контрагентов? Эта информация есть только у нас, у налоговой и у мэра. Еще она есть в тех самых уголовных делах. Как эти данные оказались в газете? Не кажется ли вам, что авторы этих публикаций подозрительно серьезно осведомлены, притом что бросаются бредовыми обвинениями? И как относиться к тем структурам, которые допустили утечку вопреки законам? И можно ли назвать журналистикой то, что конфликт освещается лишь с одной стороны?
Но надо понимать, с какими людьми мы имеем дело. Для деятелей из офиса Анисимова нормально "беспокоиться о людях", выгнав все ПРЭЖО в отпуска без содержания, или сделать им сокращенную рабочую неделю, саккумулировав тем самым средства, а потом громко объявить о подготовке к зиме в июле, когда полно нерешенных проблем, и вывести эти деньги непонятно куда. А потом человека неопытного, который возглавляет КП "Основание", посадить в тюрьму за злоупотребление. Я ему очень искренне сочувствую. Он даже представить себе не может, во что ввязался. Мы 17 лет на рынке, и мы знаем, как правильно и как законно.
 
"Ни один платеж в этом городе не пропал"
 
- Кстати, о правильности. Одно из обвинений состояло в том, что "Запорожсвязьсервис" единолично использует базу данных плательщиков коммунальных услуг. Заместитель мэра говорит, что коммунальщикам нужен прямой доступ к ней и что без этого доступа они теряют какую-то часть денег. 
 
- База данных плательщиков города занимает приблизительно 2,5 терабайта. Кому не понятно, это десятки миллионов страниц машинописного текста. И каждый уполномоченный сотрудник ПРЭЖО имеет в нее доступ, сам или через администраторов. Они контролируют и начисляют, как я уже говорил. Я видел обвинения, что мы якобы добавляем в ПРЭЖО 8-10 гривен, тем самым накапливая какие-то деньги. Если кто-то и может добавить, то это только бухгалтер. И даже если кто-то выставит большие счета, то получим эти излишки явно не мы, поскольку мы можем только передавать деньги, ничего не оставляя себе. Это первое. 
Второе. Когда мы в 98-м году начали работать, выяснилось, что некоторые дома вообще не стоят на учете. Доходы по ним зачислялись в прибыль, а расходы сносились на убытки. Были факты злоупотреблений некоторыми бухгалтерами ПРЭЖО, которые могли корректировать самовольно базу данных, которую мы не контролировали тогда, и списывать долги за небольшую мзду. Все эти люди были уволены. Мы взяли тогда на себя обязательства по ответственности за базу данных. И я могу заверить запорожцев, что ни один платеж в этом городе не пропал. Я могу выдать справки по платежам в 1998-м, 1999-м и все следующие годы по каждой квартире. По каждому платежу могу сказать, в каком пункте он был сделан и в какое время. Все это будет храниться в базе, пока мы командуем программным обеспечением, осуществляем защиту, контроль и законное использование базы данных запорожцев. Там применен американский военный стандарт для работы с базами данных. Это защита от незаконного обращения с данными. Мы отвечаем перед запорожцами уже 17 лет за это. И отвечаем хорошо. Теперь у власти впервые за 17 лет сложилось впечатление, что что-то не так.
 
- Если база все-таки перейдет в распоряжение КП "Основание", то что в этом случае произойдет и какую ответственность будут нести они?
 
- С этого момента они будут сами отвечать. Только у меня есть сомнения. То программное обеспечение, которое они пытаются адаптировать, как говорится, не соответствует. Потому что никто ни разу не обратился к очень важным нормативным документам, которые регламентируют начисление услуг ЖКХ. Я это точно знаю потому, что над этими техзаданиями мы работали в течение полугода вместе с ведущими специалистами ПРЭЖО и жилищно-коммунального хозяйства. А апологеты коммунальной реформы думают, что они могут адаптировать через колено какую-нибудь программульку и учитывать в ней платежи населения. Это большое заблуждение, которое грозит коллапсом. Я не знаю, что будет. Я предполагаю худший вариант - будут просто неправильно начислять, незаконно. А это, вероятно, повлечет перерасчеты. Мы неспроста зарабатывали свои деньги, не зря их тратили и накопили уникальный опыт. Мы можем выиграть любой тендер с настоящим конкурсом по программному обеспечению для учета, хранения и начисления платежей. 
 
- А какое вообще законное основание есть для того, чтобы использовать такую базу данных для обслуживания платежей населения? Если в базу данных можно вписать любой счет или, наоборот, любую задолженность, то какая по закону ответственность есть и на ком она лежит?
 
- С базой это никак не связано. Ответственность лежит на бухгалтерах коммунальных предприятий. Они подписывают на нашем аппаратно-программном комплексе, и ответственность там удостоверена полностью. Все вопросы по изменению законодательства мы всегда решаем вместе. Мы - звенья одной цепи. Не будет учета коммунальных платежей, если здесь кто-то начнет сбоить. 
А последние веяния по использованию персональных данных подразумевают, что нужно получить от каждого письменное разрешение на использование его персональных данных. Это разрешение нужно всем - любому человеку, любому банку, любой организации. Если не получить письменное разрешение, то это нарушение закона. А если человек не дает разрешения, то тогда формально его нельзя обслуживать в системе автоматизированного учета. Это вопрос серьезный, но не быстрый - большинство населения города соглашаются, но есть люди, которые сомневаются. 
 
- То есть, чтобы новая система учета платежей вступила в действие, необходимо получить письменное разрешение от каждого плательщика?
 
- Формально да.
 
"В обвинениях против нас нет ни слова правды"
 
- А что-то еще вы делаете для города по тем же контрактам?
 
- Мы реализовали совместно с управлением социальной защиты программу по начислению субсидий. В прошлом году более 56 тысяч запросов обслужили. Эта задача объединяет в себе все системы учета в городском хозяйстве, и если кто-то выдернет оттуда ЖКХ, то начисление субсидий рухнет, и люди будут вынуждены собирать справки по всем коммунальным предприятиям. Кстати, эту идею мы, встретившись на совещании с Евгением Карташовым, обсудили и сделали впервые в Украине такую автоматизацию доставки данных из разных задач, чтобы органы социальной защиты принимали правильные решения по начислению субсидий. То есть мы создали возможность единого окна для начисления субсидий - человек пришел в райисполком, написал заявление на предоставление субсидии, приложил справку о заработной плате - и все, больше ничего не нужно, дальше все делает автоматическая система в течение нескольких дней. Это одно из наших достижений. Я думаю, ни господин Син, ни госпожа Бондаренко из офиса Евгения Анисимова даже представить себе не могут, что это вообще такое. Начитались заголовков из газет и думают, что они владеют вопросом. 
 
- То есть "Запорожсвязьсервис" настолько плотно интегрирован в систему коммунального хозяйства города, что если от ваших услуг откажутся, то сам уровень коммунальных услуг сильно упадет?
 
- В технике это называется "разрушающая система контроля". Мы все, жители этого города, сможем понять, когда эта система начнет рушиться.
 
- А как это будет выглядеть для рядового потребителя?
 
- Если систему начнут ломать, то первым остановится автоматическое начисление субсидий. Приемщики платежей, с которыми не заключат договоры - этим угрожает Александр Ченсанович, - выставят дополнительные свои затраты за прием платежей, что удорожает рядовому потребителю плату. Сломается система статистики, какое-то время будет плохо работать система учета. Мы увидим все вместе, как это будет. Думаю, радости большой не будет ни для власти, ни для людей, ни для нас. Проиграют все.
Мне хотелось бы сказать несколько слов о взаимоотношениях с людьми, по инициативе которых возникла вся эта ситуация. Речь идет об офисе Евгения Анисимова. Он требовал у нас деньги в 2010 году. В 2011-м он хотел 75% нашего бизнеса. В марте он рассказывал мне у себя в офисе, что мы должны крепко подумать, на чьей мы стороне. В июне пришел от них человек, который контролирует платежи водоканала и теплосети, и заявил, что мы должны платить в офис Анисимова 15% от всех доходов, и у нас с июня якобы образовался долг 15% от всех доходов ЖКХ. Когда мы сказали, что подумаем, началась кампания в прессе. Она удивительным образом совпала с высказываниями мэра и черным пиаром в нашу сторону, где в принципе нет ни слова правды. 
Говорят, мы украли 19 миллионов, а уклонились от налогов на 2,6 миллиона. Если так, то у нас должно было бы остаться 17 миллионов. Но мы обязаны публиковать свои отчеты ежегодно, и каждый может посмотреть наш опубликованный отчет за 2011 год. Там написано черным по белому - "один миллион пятьсот десять тысяч гривен чистой прибыли". Куда подевались остальные?
Те, кто представляет офис Евгения Анисимова, от своей собственной жадности, злобы и лицемерия уже превзошли самих себя. Мне очень жаль, что такой человек, как Син, которого я знаю еще по работе в облгосадминистрации, сейчас с той стороны, которая не есть Добро. Александр Ченсанович, я обращаюсь к вам: остановитесь в этом движении, потому, что рано или поздно народ все поймет, и я не думаю, что эта оценка будет лестной для вас. Невозможно обманывать всех и всегда.