Одна рука хорошо, а две - лучше
Про футбол есть сентенция, что это – игра, в которую играют 22 человека, а выигрывают немцы. В отношении "Рампы" она может звучать так: соревнуются многие театры, а "Гран При" уезжает в Волгоград. Это происходит не каждый год, но статистика подтверждает: разные коллективы из города на Волге становились лучшими на "Рампе" чаще всех. В этом году традицию продолжил волгоградский СТЭМ "Университет", один из театров, который приезжает на "Рампу" давно и постоянно. Существует древняя, почти как "Гаудеамус", студенческая мудрость: сначала ты работаешь на зачетку, потом – зачетка на тебя. К волгоградской победе это относится в полной мере.
|
Но жюри в этом году решило одним "Гран При" не ограничиваться (за историю фестиваля несколько таких прецедентов уже было): и в Волгоград отправило, и в Днепропетровске оставило. Вторым хозяином статуэтки "пальчики" (рука, робко "выходящая" на сцену – бессменная эмблема "Рампы") стал театр "Флэш" с трагедией "Медея" по пьесе Жана Ануя. Этот молодой театр – возможно, самый открытый миру и его театральным влияниям днепропетровский коллектив. "Флэш" уже гастролировал в Румынии, дважды за два года дваждыстановился обладателем "Гран При" фестиваля "Французская весна"… Вот и в гала-концерте космополитичные днепропетровцы показали номер из репертуара израильского ритм-шоу "Mayumana".
|
Несколько впечатлений и финальный танец.
Дебютант "Рампы", Харьковский открытый театр, как и "Флэш", выбрал для постановки пьесу Жана Ануя, но не "Медею", а "Оркестр". Вспомнилось, что со своей версией "Оркестра" одесский (кстати об Одессе – еще одни дебютанты, гости из Южной Пальмиры, "Театр на Чайной", были прекрасны) театр "Tourdeforce" выигрывал "Гран при" еще в 2002-м году.. Оказалось, ни Ануй, ни "Оркестр" не гарантируют наград "Рампы" – жюри не особо расщедрилось, оценивая харьковчан. Зрители же сочли постановку (поставили спектакль Антон Меженин и известный по "Театру 19" Олег Дидык) достаточно интересной. Харьковский театр оказался настолько открытым, что в составе его труппы обнаружилась Марина Шевченко, в прошлом актриса днепропетровского театра "Маски", вдобавок - девушка с рекламных проспектов крупнейшего украинского банка.
|
Хорошо принял фестиваль спектакль белорусского театра "Арт". Болгарский драматург Стратиев, чью пьесу "Максималист" представил "Арт" – конечно, не Ионеско, но в атмосферу абсурда, игриво дополненную балканской музыкой, зал вовлечь получилось. В финале белорусы устроили самоироничное гротескное шествие в духе демонстрации - "отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног" - совмещенной с парадом победы: знамена с эгоизмом, тщеславием, корыстью и прочая выбросили на свалку истории, альтернативой же предложили всепобеждающую любовь. Спорный, конечно, финал, но добрый.
И о финале. Было у этого фестиваля кое-что, ранее в истории "Рампы" не встречавшееся: финальный танец. За него отвечали дебютанты – СТЭМ "Ирка" из Костромы, пытавшиеся в завершение гала-концерта экспромтом научить танцевать и актеров и зрителей. Актеры поддержали танец с удовольствием, зал отнесся к идее костромичей чуть холоднее – но обаяние костромских лицедеев перевесило скептицизм зала, и финал удался.
|
Гай Ричи по-запорожски
Приз зрительских симпатий получил запорожский "Будильник" за авторскую криминальную комедию "Когда дети перестанут петь". Тут стоит отметить, что на 21-й "Рампе" стреляли много и со вкусом. Особым образом стреляли в крепком и многоплановом спектакле днепропетровских "Масок" - здесь, в соответствии с реалиями каменного века (когда и происходит действие пьесы), орудием убийства были стрелы. Был еще один интересный случай: в дискуссию с известным чеховским принципом вступили актеры "Сатрапа". С самого первого действия на сцене то и дело мелькало ружье, но в финале так и не выстрелило. Есть подозрение, что не выстрелило оно из-за технической осечки, но факт остается фактом: Чехова минчане вольно или невольно опровергли.
Однако запорожцы обыграли детективно-криминальную тему лучше остальных. Все в этом спектакле было прекрасно: и абсурдно-ироничная фабула в духе Гая Ричи (только с учетом наших реалий), и текст, который хочется разобрать на цитаты, и актриса, напоминающая одновременно Кирстен Данст и Патрисию Каас, и блистательно поставленная сцена массовой драки. И много чего еще, вплоть до приятных мелочей в виде группы Radiohead в саундтреке. Возможно, этот спектакль заслуживал большего, но три "Гран при" на одном фестивале – это, действительно, перебор. Впрочем, Гай Ричи такой поворот событий как раз бы одобрил.
Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ