Коллекторские агентства для Украины - уже не экзотика. Но до сих пор не все заемщики знают о существовании серьезных компаний, которые занимаются возвратом кредитов.
Конечно, есть коллекторы, которые работают на рынке давно, но есть и организации-однодневки, для которых кризисные времена - только возможность заработать деньги, пусть даже выбивая их из заемщика силой.
КАК РАБОТАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ
Когда речь заходит о представителе коллекторского агентства, перед глазами нерадивого заемщика может встать пугающий образ злого человека с бейсбольной битой. Однако «выбивать» долги в прямом смысле слова из клиентов профессиональным коллекторам нет необходимости. Как правило, для того чтобы клиент одумался и продолжал гасить кредит, вполне достаточно телефонного разговора или личной встречи.
Тут все построено на убеждении. Существует некая цепочка психологического воздействия на должника. В любом коллекторском агентстве есть менеджеры call-центра, которые общаются с должниками по телефону. Кроме того, в таких компаниях работают выездные группы - они убеждают клиента уже при личной встрече.
Ни о каком проявлении силы или агрессии у профессионалов не может быть и речи - все происходит только в рамках закона. Иногда представителю коллекторской фирмы достаточно просто пообщаться с заемщиком, чтобы выяснить истинные причины неплатежей, и специалисты компании могут подсказать решение.
Нужно учитывать, что работники коллекторских агентств уже по самому характеру задолженности понимают, с кем именно предстоит иметь дело. По мнению специалистов, мошенниками чаще всего являются те заемщики, которые не гасили свой долг изначально. Но бывает, что человек просто не в состоянии делать ежемесячные платежи, и отбирать у него последнюю копейку никто не будет. Поэтому зачастую коллекторы сами предлагают заемщику идти на мировую: можно уменьшить размер ежемесячных платежей, отсрочить выплату кредита и т. д.
Что должен знать заемщик?
Прочитайте свой кредитный договор. Там должно быть оговорено условие передачи данных должника с его согласия третьим лицам. Если в подписанном вами документе этого пункта нет, значит, банк нарушил ст.62 Закона «О банках и банковской деятельности» о банковской тайне.
Когда вам звонит коллектор из call-центра, попросите назвать компанию, которую он представляет, и финучреждение, интересы которого он отстаивает.
Если коллекторы приедут на личную встречу, потребуйте от сотрудника компании предъявить документы: копию доверенности, выданной финансовым учреждением, а также доверенность компании, представителем которой он является.
Сейчас псевдоколлекторы могут прикрываться милицейской корочкой или удостоверением сотрудника исполнительной службы. На таких визитеров смело можете пожаловаться в банк.
В том случае, если коллекторы собирают или распространяют информацию о вас как должнике без вашего на то согласия или вы видите в действиях коллектора признаки вымогательства, смело можете писать заявление в милицию..
КСТАТИ
Минюст займется коллекторами
Глава Минюста Николай Онищук заявил, что сегодня нет закона, который бы регулировал деятельность коллекторских фирм и предусматривал процедуру их лицензирования.
По его словам, доступ к персональной информации о гражданах - нарушение законодательства.
- Банк имеет такое право, но это право он не может передать коллекторской фирме, - говорит Николай Онищук.
Пока что готовится законопроект, который урегулирует деятельность таких фирм и создаст условия защиты граждан от недобросовестных коллекторов.