22 ноября
Загрузить еще

Эксперт: Правительство затягивало газовые переговоры

Эксперт: Правительство затягивало газовые переговоры
Фото: Газ, который сейчас есть в Украине, покроет только половину от потребности. Фото: REUTERS

Переговоры в Милане по газовому вопросу прокомментировал член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук:

"Решение президента Порошенко вмешаться в переговорный процесс по разрешению газового конфликта Украины и России будет способствовать достижению компромисса. Одновременно Порошенко восстанавливает негативную "традицию" всех предыдущих президентов вмешиваться в переговорный газовый процесс и влиять на цену и условия поставок газа.

Фактически Порошенко переводит газовый вопрос с экономической в политическую плоскость. Но ошибочно считать, что это правильно - возвращать время, когда газовые вопросы решали президенты (Кучма, Ющенко, Янукович).

Безусловно, что возвращению в газовый вопрос президентов мы должны быть благодарны позиции премьер-министра Арсения Яценюка, которая сводилась к затягиванию переговоров и постоянного поиска новых конфликтов в отношениях с Россией. Так, в последний раз правительство решило пойти на "компромисс", когда подали иск в арбитраж Стокгольма по транзитному договору. К сожалению, Яценюк и "Нафтогаз" не объясняют, что Стокгольмский суд может длиться годами, а ЕС хочет быть с газом "здесь и сейчас".

Однако, следует признать, что в современной политико-экономический и военной ситуации в Порошенко не было другой альтернативы как вникать в суть газовых переговоров.

Хотя, он в них не вник. Или как и Яценюк страдает популизмом. Убеждение и заявления Порошенко, что "Газпром" должен согласиться на так называемую летнюю цену в 325 долларов, к сожалению, не имеет под собой никаких экономических оснований. Европейские компании также не имеют в контрактах летних и зимних цен. Они договариваются с "Газпромом" о скидках на газ.

Ирония в том, что Порошенко договорился с Путиным о том, что было известно еще 26 сентября - погашение долга на сумму 3,1 млрд. долл. до конца года, цена в 385 долл., соглашение на 6 месяцев до апреля 2015 года. Ничего нового.

Даже якобы шаг навстречу "Нафтогазу" со стороны "Газпрома" относительно выплаты сначала 1,45 млрд. долл. долга, а не 2 млрд. - это условность. Ведь в любом случае до конца 2014 года нужно заплатить 3,1 млрд. долл. Так что же тогда Украина выиграла?

Однако, факт остается фактом - Порошенко выполнил за Яценюка его работу. И теперь правительству придется выполнить договоренности Порошенко с Путиным. А Минэнерго и "Нафтогаз" как исполнители расписались в своей неспособности решить газовый вопрос.

Также Порошенко озвучил то, что так старательно и скромно умалчивают в правительстве - "Нафтогаз" продолжает оставаться убыточным, компании придется поддерживать за счет иностранных кредитов. И в ближайшие годы реформ в "Нафтогазе" мы не увидим.

Наконец, признание Порошенко, что состояние "Нафтогаза" почти катастрофическое и компания нуждается в кредитных средствах - это упрек правительству Яценюка и "Нафтогазу", которые последние полгода доказывали всей стране, что они идут верным путем. А оказалось, что правительство выкопало только еще глубже долговую яму для "Нафтогаза".

Хотя, по сути Яценюк должен быть благодарен Порошенко, что он взял на себя политические, электоральные риски в связи с газовыми договоренностями.

При этом де-факто, премьер Яценюк, министр Продан, руководитель "Нафтогаза" Коболев не смогли предложить эффективных решений. Судебные иски в Стокгольмский арбитраж затянутся на годы и требуют времени, которого в Украине нет. Реверсивные поставки газа не покрывают все потребности в газе и нет денег на закупку европейского газа.

Решение об экономии газа не является эффективным без модернизации системы ЖКХ и повышения тарифов в 3-4 раза. Итак, все это - половинчатые решения, которые не решали проблемы, а лишь имитировали бурную деятельность. И тем более все эти шаги не смогли повлиять на газовые переговоры. Как результат, полугодовая возня правительства и "Нафтогаза" с "Газпромом" только углубила газовый кризис и поставила как Украину, так и ЕС в неудобную позу перед "Газпромом".