22 ноября
Загрузить еще

Упаковки продуктов опасны для кошелька и здоровья

Упаковки продуктов опасны для кошелька и здоровья
Фото: В упаковке потребителя обманывает все: и размер, и цвет, и информация. Фото: Оскар Янсонс

Неудивительно, что производители буквально соревнуются в том, чтобы сделать упаковку еще более яркой, привлекательной и… обманчивой. Эксперты утверждают, что нынешние упаковки не просто нагло врут покупателям, но и становятся опасны для нашего здоровья, однако потребители явно недооценивают ценность этой информации. 

Живем, чтобы есть…

Насколько опасной для здоровья людей является продуктовая упаковка, показали результаты недавнего исследования, проведенного в стенах Университета Суррея. Его авторы пришли к выводу, что современные методы упаковки продуктов способствуют развитию массового переедания и, как следствие, приводят к проблемам с избыточным весом и ожирению.

В публикации в журнале Appetite, осветившей итоги данного исследования, утверждается: производители продуктов в последнее время все чаще норовят использовать упаковки огромных размеров. При этом, говорят эксперты, размер упаковки играет роль психологической уловки. Огромные пачки на полках незамедлительно приковывают к себе взгляд, и у покупателя возникает желание купить побольше. 

В изучении влияния упаковки и рекламы продуктов на поведение потребителей приняли участие более 13 тысяч добровольцев - британцев, французов, немцев, поляков, испанцев и швейцарцев. Наблюдение за их привычками и поведением в магазинах показало: три четверти родителей необдуманно покупают своим детям нездоровую пищу, причем четверть из них делает это под непосредственным влиянием рекламы.

Медики заключили, что множество потребителей предлагаемой супермаркетами еды недооценивают масштаб опасности продуктовой упаковки. При этом наиболее опасными специалисты считают продукты из разряда нездоровой еды, активно рекламируемые и продающиеся в больших пачках.

- Люди переедают, потому что огромные пакеты, в которых много воздуха, обманывают глаз, - говорят исследователи. - Большие пачки чипсов, сухариков и других снеков дают неверное представление о нормальных порциях и не позволяют адекватно оценить объемы их содержимого.

Огромные пачки, которые не дают реального представления о том, что содержится внутри, - это отличительная черта не только чипсов. Подобным обманом грешат многие производители, и на поверку картонные коробки с крупами и сухими завтраками зачастую оказываются полупустыми. Аналогичная история - с конфетами и другими сладостями: нередко при "вскрытии" обнаруживается, что огромная коробка содержит всего десяток конфет. А недавно обратила внимание, что большая пачка ванильного сахара стоит чуть дешевле маленькой. Скрупулезное изу­чение упаковки все прояснило: оказалось, что в большой пачке - 10 граммов ванильного сахара, а в маленькой - 25 г. 

Влиятельные цвета

Обманывают потребителей не только размеры, но и цвет упаковок. Маркетологам уже давно известно, что именно правильным использованием цвета можно привлечь и удержать внимание покупателя, а очередное исследование еще раз подтвердило этот факт.

Опыты, проведенные американцами, показали: различные цвета упаковок продуктов по-разному влияют на мозг. В частности, яркая упаковка продукта в витрине и красочный ценник усиливают чувство голода. Автор исследования Энн Торндайк утверждает, что наиболее влиятельными являются красный и зеленый цвета. Более того: оказалось, что яркая этикетка отвлекает внимание потребителя от другой информации, в том числе и о калорийности!

Авторы проекта провели эксперимент. В кафетериях нескольких больниц они прикрепили яркие этикетки к невкусным больничным блюдам и наблюдали за пациентами в течение полугода. Оказалось, что чаще всего пациенты тянулись к продуктам с зеленой этикеткой.

Вторая часть эксперимента затронула такие часто покупаемые продукты питания, как чипсы, булочки и газированные напитки. В витринах рядом с сэндвичами и чипсами выставили молочную продукцию. Молочку пометили зелеными ценниками, продукты быстрого питания - красными. В результате продажа нездоровой пищи снизилась на 7 процентов, а потребление молочной продукции с зеленой этикеткой увеличилось на 2 процента.

- В этом нет ничего удивительного, - разъясняет психолог Марина Деркач. - Зеленый цвет ассоциируется у потребителя с природой и, следовательно, с экологически чистой продукцией. Недаром маркировки "эко", "без ГМО" чаще всего делаются именно зеленого цвета. Что касается красного, то данный цвет, несомненно, привлекает внимание, но иногда получается не тот эффект, которого хотел бы добиться производитель. Возможно, потому, что у многих красный цвет ассоциируется с опасностью.

НЕэконом-вариант 

Казалось бы, все эти уловки производителей легко обойти. Достаточно не обращать внимания на цвет и размер и внимательно читать надписи. Не тут-то было! Плохая новость заключается в том, что информация на упаковке (та, что написана крупным шрифтом) тоже часто лжет. 

"КП" в Украине" уже писала о том, что так называемая экономная упаковка часто не позволяет сэкономить. Производитель пользуется тем, что среднестатистический покупатель не утруждает себя расчетами перед прилавком, поэтому на деле вполне может оказаться, что в пересчете на килограмм большая (т.н. "экономная упаковка") стоит дороже маленькой!

Нередко супермаркеты формируют комплекты из нескольких товаров. Реклама обещает, что таким образом магазин предоставляет покупателям возможность сэкономить и приобрести нужные товары по более выгодной цене. Но тут возникает закономерный вопрос: с чего бы руководству супермаркета беспокоиться о выгоде покупателя, а не о своей собственной? В итоге возможны два варианта: либо покупатель переплачивает, либо покупает то, что ему не нужно. Но - и это высший пилотаж! - его настроение от этого ничуть не портится. Ведь главное во всем этом - это святая вера в то, что он действительно сделал хорошую покупку по выгодной цене. 

 

ВАЖНО!

Как показало исследование покупательских привычек европейцев Shopper Engagement Study, три четверти всех товаров приобретаются покупателями из-за привлекательности упаковки и внешнего вида в целом. 

СОВЕТЫ "КП"

  • Внимательно изучайте надписи на упаковке, в первую очередь те, что написаны мелким шрифтом.
  • Если главным при выборе товара для вас является цена, не верьте рекламному сообщению о процентах и граммах "в подарок" и пересчитайте стоимость обычного и "выгодного" вариантов самостоятельно.
  • Если приоритетом при выборе товара для вас является состав, не обращайте внимания на крупные надписи "эко", "био", "без ГМО", "без консервантов", а читайте информацию, написанную на обратной стороне мелким шрифтом.
  • Воздержитесь от покупки товара, который упакован дважды - сначала производителем, а потом продавцом. Скорее всего, двойная упаковка скрывает истекший срок годности. 
  • Покупая товар, расфасованный в магазине, не поленитесь надорвать упаковочную пленку. Так вы сможете избежать покупки несвежего мяса и подгнивших фруктов. 

В ТЕМУ

Самые распространенные претензии к внешнему виду товаров*

  • Фотография продукта на упаковке мало похожа на то, что находится внутри.
  • Рекламная информация написана крупным шрифтом, а важная - настолько мелким, что прочесть его невооруженным глазом невозможно.
  • Информация дублируется на нескольких иностранных языках, что, во-первых, не нужно, во-вторых, приводит к еще большему замельчению шрифта.
  • Важные данные (например, об энергетической ценности) отсутствуют, а состав приводится в сокращенном варианте.

* По данным международных исследований.