22 ноября
Загрузить еще

Алексей Дорошенко: "Гречка набила оскомину не только своей ценой, но и разговорами об этой цене"

Алексей Дорошенко:
Фото: Привычная многим гречневая каша может стать деликатесом. Фото: sq.com.ua

На эти и другие вопросы в ходе онлайн-конференции в "КП" в Украине" ответил генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко

О ГРЕЧКЕ И МОНОПОЛИСТАХ

- В подорожании гречки обвиняли многих, в том числе и розничные сети. А как вы считаете, кто несет ответственность за такую несуразную цену?

Генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко
Фото: ЯНСОНС Оскар

- Гречка уже набила оскомину не только своей ценой, но и разговорами об этой цене. В прошлом году Украина получила практически такой же урожай гречки, как обычно, так что мы были обеспечены гречневой крупой в нормальном объеме. А заявления со стороны аграриев об урожае на 10% меньше, не принципиальные цифры – мы и до 2013-2014 годов нередко собирали на 10-15% меньше.

- А почем продавали крупу?

- В прошлом году аграрии отгружали продукцию по 9-12 грн за кг и практически всю ее продали. Покупателями были несколько крупных компаний – они фактически скупили весь урожай, так что того, что осталось у фермеров, было явно недостаточно, чтобы влиять на цены. Импорт, который у нас всегда присутствовал и сбивал ажиотаж, по какой-то причине прекратился, хотя гречка не попала в перечень запрещенного Кабмином импорта. Словом. странным образом все эти события совпали по времени, и получилась вот такая почти детективная история, когда гречневая крупа дорожала каждую неделю на полторы гривны, но люди, владеющие основным урожаем, так ничего и не предприняли.

- А если просто отказаться от покупки гречки до нового урожая, это сможет снизить цены на рынке?

- Сегодня у нас остался небольшой запас гречневой крупы, поэтому рассчитывать, что до нового урожая цена может упасть, нелогично. Демарш покупателей также ни к чему не приведет, ведь сейчас основными крупными покупателями гречки являются не отдельные покупатели, а больницы, детсады, которые берут ее практически по любой цене. Кстати, АМКУ заметил проблему только в мае – видимо, для некоторых людей что 30 грн. за кило, что 100 грн. – большой разницы нет. Так что к августу мы вполне можем увидеть цену в 60 и больше гривен за килограмм. А вот закончится этот рост после нового урожая или нет, зависит от государства.

Впрочем, проблема не только в том, как завершится эпопея с гречкой, а в том, что дурной пример заразителен. Ведь аналогичную ситуацию мы можем получить на любом другом товаре длительного хранения, когда владелец значительной доли урожая просто установит монопольную цену. Особенно если при этом перекрыт импорт.

- Чем объясняется огромный разброс цен на одни и те же товары в разных сетях? На ту же самую гречку – от 35 до 52 гривен!

- Разброс цен – это очень  хорошо. Плохо, когда во всех сетях абсолютно одинаковые цены, при этом все утверждают, что это не сговор, а рыночное ценообразование. Но вряд ли мы можем в этом случае говорить о ценообразовании. Ведь если бы это было так, то оно наблюдалось бы практически по всем группам товаров в Украине. Кстати, именно договариваясь о цене, торговые сети по подсчетам АМКУ только за два года дополнительно заработали 3% ВВП Украины – это колоссальные цифры! Так что разница в ценообразовании – это благо для страны.

- Немало экспертов утверждают, что не в последнюю очередь на цены влияет панический ажиотаж…

- Вы видели сейчас где-то в  магазинах толпы людей, которые  скупают гречку? Я это видел в последний раз года полтора-два назад. Сейчас этого нет по простой причине: цена на гречку вычеркнула ее из списка социальных товаров, украинцы заменили ее рисом и макаронами. И, наверное, это правильно: не стоит помогать тем, кто пытается на вас заработать. Раньше делали деньги металле, химии, потом – на недвижимости и машинах, а сейчас – на самых дешевых продуктах питания. И гречка всего лишь один из них. Мы уже дошли до того, что в Украине скоро останется несколько игроков хлеба, которые будут контролировать весь рынок страны.

О ПОДОРОЖАНИЯХ

- На какие продукты в этом году могут быть самые значительные колебания цен и почему?

- Летом у нас вообще нет никаких оснований для подорожания продуктов, за исключением гречневой  крупы.

- И сахар не подорожает?

- В прошлом году мы собрали сахарной свеклы на 43% меньше, чем годом раньше, и можно было предположить, что сахар вырастет в цене на 60-70%. Но этого не произошло: Украина купила тростниковый сахар, и с начала года цена снизилась на 11%. Нужно понимать, что Украина очень сильно привязана к мировому рынку, и это справедливо для разных сфер. Например, цены на свинину в апреле снизились в мире на 4%, а в мае в Украине – на 3 грн. В мире сейчас продукты дешевеют, поэтому оснований для их подорожания в Украине, кроме курсовых рисков, нет.

- А что касается подсолнечного масла?

- С подсолнечным маслом у нас сложилась такая же картина, как с другими культурами. В Украине есть крупнейший сборщик и переработчик подсолнечного масла, он же - крупнейший экспортер. Теоретически, аналогично ситуации на гречневом рынке, монополист может установить свою цену и попытаться заработать. Но я бы советовал в этом случае не паниковать, а просто перейти на другое масло.

Интересно, что в близлежащих к нам странах подсолнечное масло практически не потребляют, так что полноценную замену подсолнечному маслу найти не так уж сложно. Поэтому, если у кого-то возникнет соблазн на этом заработать, ему следует не забывать, что найдутся импортеры, которые смогут поставлять в Украину хорошее растительное масло по достаточно низкой цене – горчичное, арахисовое. И тогда цена на подсолнечное масло пойдет вниз. И, конечно, ценообразование и необоснованный рост цен должно отслеживать государство.

О ЗСТ С ЕС

- Как изменятся цены  на продукты в Украине после вступления Украины в ЗСТ с ЕС? Уже же процесс пошел, почему мы не видим никакого снижения цен?

- А мы уже двумя ногами  в ЗСТ с ЕС: одной ногой –  уже полтора года, а второй  ногой - с 1 января 2016 года. Были некоторые  эксперты, которые прогнозировали чудо, что мы увидим здесь действительно сногсшибательные цены на все – электронику, машины, продукты питания, но нужно было все лишь открыть директивы, почитать, о чем там говорится. Мы уже находимся в ЗСТ с ЕС, имеем возможность экспортировать нашу продукцию, у нас есть квоты, которые, правда, мы быстро выбираем. Что касается импорта в Украину, то он стал поступать по сниженному таможенному сбору уже с 1 января, и каждый год ставка будет снижаться на 1%. А теперь давайте посмотрим: если доллар был по 8, а сейчас - по 25, сильно повлияет снижение таможенного сбора на 1% на конечную цену продукта? Вот это и ответ на вопрос.

О РЫНКАХ И МАГАЗИНАХ

- Если еще три года назад я на рынок вообще перестал заходить, то сейчас все реже хожу по супермаркетам. Где сегодня больше покупателей – в "цивилизованной рознице" или на рынках? Поменялось ли что-то за последнее время?

- Покупателей больше там, где дешевле! По 2014 году мы имели розничный товарооборот в торговых сетях 55%, а 45% - это маленькие магазины и базары. Вполне возможно, что по итогам 2015-го доля торговых сетей составит меньше половины, поскольку доля рынков и маленьких магазинов снова растет. Крупные ТЦ буквально облепили маленькие магазинчики, которые занимаются отдельно мясом, молоком, хлебом плюс магазинчик, который торгует всем, а цены – ниже.

- А почему сейчас на рынке цены часто дешевле?

- Основная причина в том, что торговые сети плохо рассчитываются с поставщиками, и поставщики уходят, а те, кто остаются, завышают цену. Так что для того, чтобы в супермаркете купить товар по хорошей цене, придется дождаться акции. Словом, самые низкие цены сейчас на ярмарках. Следом идут рынки, за ними – маленькие магазинчики, и только потом – супермаркеты. К сожалению, здесь мы вернулись в конец 90-х.

- В последнее время складывается ощущение, что товара в магазинах становится все меньше и меньше. Вроде бы полки заполнены, а выбрать нечего…

- Количество поставщиков очень  сильно уменьшилось. Они просто бегут из торговых сетей, ведь по договору им могут заплатить за товар через 45, 60, а то и 90 дней! А многие сети и вовсе живут на том, что не рассчитываются с поставщиками. Сегодня сложилась такая ситуация, что в некоторых нишах осталось один-два поставщика. И к этому привели сами сети, которые паразитировали на мелком и крупном бизнесе, выжали из них все, что можно, а потом оказалось, что пить кровь больше не из кого – поставщиков просто не осталось. Поэтому товаров на полках становится все меньше и меньше, и ситуация будет только усугубляться.

ОБ ОБМАНЕ В СУПЕРМАРКЕТАХ

- Продавцы очень часто хитрят с ценниками, и в последнее  время все чаще и чаще. На  витрине одна цена, а на кассе – другая. Эксперты советуют требовать, чтобы товар продали по цене, указанной на ценнике, но на практике этот совет невыполним.

- Ряд торговых сетей действительно обманывают покупателей систематически, и здесь есть несколько вариантов. Во-первых, советую все же настоятельно требовать, чтобы вам продали товар по той цене, которая указана. Если не продают - значит, вы недостаточно аргументировано требуете.

Во-вторых, вне зависимости о того, добились вы своего или не добились, обращайтесь в организацию, занимающуюся защитой прав потребителей. Как вариант – пишите об обмане в соцсетях.

Наконец, вы можете обратиться в нашу Ассоциацию поставщиков торговых сетей, а мы будем доводить эту информацию до торговых сетей, экспертов, журналистов. Это достаточно действенный способ, потому что больше всего торговые сети боятся разглашения такой информации и потери репутации.

- В прессе только и читаешь, что в условиях кризиса магазины борются за покупателя. А в реальной жизни все наоборот: они от нас отбиваются! Продают испорченные продукты, мошенничают с ценами и весом расфасованных товаров. В чем же заключается эта самая пресловутая "конкурентная борьба" и есть ли она на самом деле?

- Конкурентная борьба есть, она на самом деле сейчас очень жесткая, поскольку сейчас многие  торговые сети находятся на  грани выживания. Так что магазины  все же заинтересованы в покупателях. Другой вопрос, что все равно  мошенничают, но тут способ борьбы тот, о котором я говорил выше – предавать эти истории огласке. Торговые сети боятся любых скандалов - в самом магазине, в прессе, в соцсетях. Если вы видите, что что-то происходит нездорово, связывайтесь с журналистами, с ассоциациями. Это действительно очень эффективно, это себя оправдало, поэтому ни в коем случае не оставляйте эти истории "в себе". Не "проглатывайте" нарушение своих прав и боритесь!