22 ноября
Загрузить еще

Бюджет-2017: Впервые рост зарплат может обогнать инфляцию

Бюджет-2017: Впервые рост зарплат может обогнать инфляцию
Фото: Правительство утвердило проект главной сметы страны на 2017 год. Фото: Оскар ЯНСОНС

На прошлой неделе правительство утвердило проект главной сметы страны на 2017 год. Если несколько месяцев назад в правительстве говорили о том, что страна в следующем году будет экономить на всем чем можно, то сейчас эксперты заметили тенденцию по раздуванию расходной части бюджета.

В ближайшее время в документ будут вносить сотни изменений, и его конечный вид может существенно измениться, но как будет жить страна в следующем году, уже более или менее понятно. 

Для людей: Рост зарплат обгонит инфляцию

Традиционно начнем с анализа роста доходов и расходов простых граждан. Министерство финансов предлагает к концу 2017 года увеличить минимальную зарплату на 10,1%, до 1762 грн. При этом с 1 января 2017 года предлагается повысить ее до 1600 грн., с 1 мая - до 1684 грн., с 1 декабря - до 1762 грн. Оклад работников I разряда единой тарифной сетки с 1 января предлагается установить 1335 грн., с 1 мая - 1419 грн., с 1 декабря - 1497 грн.

Минимальные пенсии тоже вырастут трижды. С 1 января они будут увеличены до 1247 грн., с 1 мая - до 1312, а с 1 декабря - до 1373 грн. Итого: в годовом исчислении рост составит те же 10,1%.

При этом рост цен должен быть ниже, чем рост зарплат. Правительство прогнозирует инфляцию - 8,1%. Рост ВВП прогнозируется на уровне 3%, инфляция - на уровне 8,1% (декабрь к декабрю), уровень безработицы - 8,7%.

Существенно добавят врачам и медикам. Дело в том, что их должностные оклады обещают повысить по тарифной сетке, по которой рассчитываются доходы бюджетников. Премьер даже подсчитал, что учитель будет получать около 6,5 тыс. грн., а врач - 7-8 тыс. грн. При этом эксперты уверены, что качество медицинского обслуживания вряд ли существенно улучшится.

- В бюджетной сфере большинство решений принимаются в плоскости "увеличить финансирование" или "уменьшить финансирование", - поясняет исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук. - А вот с вопросом эффективности расходов до сих пор не знают, как работать. На самом деле именно в эффективности использования бюджетных средств и лежит основной ресурс экономии. В той же медицине, даже если втрое увеличить финансирование сектора, то вряд ли в больницах проведут ремонты, закупят оборудование и т.д. 

Для бизнеса: Налоги обещают не повышать

Как говорил герой популярного мультфильма: "Для того чтобы продать что-то ненужное, нужно вначале купить что-то ненужное. А у нас денег нет!" Приблизительно с такой же проблемой сталкивается правительство. Для того чтобы обеспечить рост зарплат и пенсий, нужно увеличить поступления от налогов и сборов.

- Для простого человека основная проблема госбюджета - это низкие минимальные зарплата и пенсия, - говорит экономист Александр Охрименко. - Так же в бюджет закладывают рост ВВП на 3%, а доходы госбюджета должны вырасти на 16,9%. Это можно сделать только за счет роста фискального давления на бизнес. 

Накануне и вовсе поползли слухи, что в следующем году могут отменить единый налог. Но в правительстве обещают, что никаких кардинальных изменений в бюджете 2017 года по сравнению с текущим не будет. 

- Структура доходов остается стандартной, мы не предусматриваем увеличение общих доходов бюджета за счет увеличения ставок налогов. Мы считаем, что нам не надо ставить условий давления на бизнес, поэтому мы не будем поддерживать повышение общенациональных налогов, - пообещал на презентации документа премьер Владимир Гройсман.

Военные: Расходы на армию вырастут

Отмены дополнительного военного сбора в следующем году ожидать не стоит. Потому что на оборону будут по-прежнему выделяться крупные суммы. Депутаты говорят, что расходы на сектор безопасности и обороны на уровне не менее 5% от валового внутреннего продукта (ВВП), в частности на:

  • расходы на оборону - не менее 3% ВВП;
  • обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса –-0,5% ВВП.

Курс: Гривна снова подешевеет

Уже несколько лет в проект бюджета официально не закладывают курс доллара, однако его учитывают при расчете многих показателей. И на следующий год в правительстве снова запланировали девальвацию.

Министерство финансов закладывает в проект государственного бюджета на 2017 год курс доллара в 27,2 гривны. А на конец года он будете еще выше. Если учесть, что на этот год закладывали среднегодовой курс 24,1 грн., то получается плановая девальвация - около 13%. 

- Важно понимать, что прогноз курса доллара на конец 2017 года 27,7 гривны не является каким-то целевым параметром, который непременно надо выдержать, - поясняет старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб. - В условиях перехода к плавающему курсу всем понятно, что стоимость валюты является неопределенной, и не стоит подобные прогнозы воспринимать как некое "обещание" Кабмина и НБУ удержать курс в этих рамках. По-хорошему можно было вообще обойтись в официальных документах без прогноза курса. Однако необходимость переводить валютные потоки по экспорту/импорту, по новым кредитам и их возврату в гривну заставляет иметь некий технический ориентир. Если в стране продолжатся быстрые и решительные реформы, которые будут сопровождаться помощью со стороны МВФ, ЕС и США, если не обострится геополитическая ситуация, 27,7 гривны за доллар к концу следующего года, максимум 28 гривен, выглядят вполне реалистичными. В противном случае курс может выйти и на 30 гривен за доллар.

Эксперты считают, что правительство сознательно девальвирует нацвалюту для того, чтобы повысить поступления в бюджет.

- Девальвация увеличивает поступления от налогообложения импортных товаров, импортного НДС, - поясняет экономист Ярослав Жалило. - Девальвация увеличивает поступления от тех акцизных платежей, которые измеряются тоже в иностранной валюте. 

Сроки принятия: Все завязано на МВФ

Одним из самых важных показателей, который наши чиновники согласовывают с МВФ, - это дефицит бюджета. В ближайшие три года он должен уменьшиться с 3% в 2017 году до 2,5% в 2019-м. Если этот структурный маяк будет нарушен, то никакого нового транша кредита наша страна не получит.

Поэтому, как говорят эксперты, бюджет на следующий год нужно подготовить и принять в течение двух месяцев. 

- В 20-х числах ноября украинский вопрос вновь может быть вынесен на заседание совета директоров МВФ, - поясняет ситуацию исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. - Потенциальный объем следующего транша 1,3 млрд долларов. Чтобы его получить, нужно показать новый бюджет с резко сокращенным дефицитом. 

Но, как говорят участники подготовки бюджетного процесса, сейчас расходную часть бюджета пытаются искусственно "раздуть". А чтобы соответствовать требованиям МВФ, доходную часть главной сметы страны тоже пытаются увеличить.

- Расходная часть сводного бюджета за две последние недели увеличена на 103 млрд, при этом и доходы сводного бюджета также резко увеличены, - говорит соавтор альтернативной налоговой реформы Даниил Монин. - Если в бюджетной резолюции расходы сводного бюджета ограничены размером 33,1% ВВП и еще две недели назад этот показатель выдерживался, то поданный в ВР бюджет изначально содержит почти 37% от ВВП расходов сводного бюджета. Приходится констатировать, что популисты снова победили.

Чем это грозит Украине? Если экономика будет развиваться не по оптимистическому сценарию, то получится, что в конце года правительство столкнется с недопоступлениями в бюджет. В этом случае есть два способа выхода из ситуации. 

Первый - экономить, или, как говорят специалисты, секвестрировать бюджет. То есть будет урезана часть расходов. Второй - дополнительная эмиссия, которая традиционно приводит к девальвации гривны.

Ну и отдельно хочется обратить внимание, сколько денег тратится на мероприятия по энергоэффективности и сколько просто тратится на субсидии. В следующем году правительство предлагает привлечь 800 млн средств бюджета и около 100 млн евро от международных доноров для создания специального Фонда энергоэффективности. То есть на эту статью расходов заложили не более 4 млрд грн. А на субсидии, или попросту "проедание", закладывают как минимум 52 млрд грн. Разница - в 13 раз! Как говорится, почувствуйте темпы наших реформ.

КОНКРЕТНО

Некоторые показатели госбюджета

  • Инфляция 8,1%
  • Рост минимальных зарплат и пенсий +10,1%
  • Среднегодовой курс 27,2 грн./долл.
  • Курс на конец года 27,7 грн./долл.
  • Расходы на оборону 129 млрд грн. 
  • Расходы на дороги 14,2 млрд грн.
  • Кредиты на дороги 27,2 млрд грн.
  • Расходы на энергоэффективность 800 млн грн.
  • Кредиты на энергоэффективность 3 млрд грн. 
  • Расходы на субсидии 52 млрд грн.