В четеврг 18 апреля Окружной административный суд Киева удовлетворил иск Игоря Коломойского к Национальному банку Украины и Кабинету Министров Украины о неправомерности национализации "ПриватБанка".
Сразу после этого в НБУ и минфине заявили, что будут обжаловать это решение в вышестоящих инстанциях. В пресс-службе "ПриватБанка" заявили, что решение суда еще не вступило в силу и будет обжаловано. Там также отметили, что решение суда не повлияет на работу банка.
- Суд первой инстанции рассматривал дело с 2017 года, - пояснил ситуацию главный эксперт Совета НБУ Виталий Шапран. - Думаю, что на апелляцию, а затем на кассацию уйдет минимум 3-4 года. Поэтому бежать к банкоматам или отделений ПриватБанка не стоит. Вкладчики вообще оказываются вне этого судебного спора между властью и экс-акционерами.
Скорее всего, нет. Свою позицию по этому делу Игорь Коломойский выразил в недавнем интервью "Экономической правде" и даже озвучил сумму отступных за банк.
- Мне не нужен "ПриватБанк", - заявил Игорь Коломойский в интервью. - Но там лежало два миллиарда долларов капитала. Пусть вернут, и нет вопросов.
Украинские эксперты обращают внимание на то, что сумма, которую озвучил Коломойский, непонятно откуда появилась. Дело в том, что по данным НБУ на конец третьего квартала 2015 года уставный капитал "Приватбанка" составлял 21,3 млрд грн. На тот момент это было немногим больше 800 млн долларов. Собственного капитала было 30,3 млрд грн или 1,17 млрд долларов. Но у банка был долг в 15 млрд перед НБУ, то есть, выйти на цифру в 2 млрд долларов не получается.
- Здесь сработала классическая схема родом из 90-х: проси больше, получишь ровно столько, сколько и надо, - считает финансовый аналитик Алексей Кущ. - Время уклоняться от камней закончилось, начался этап выхода на наиболее удобную позицию для будущего торга. А значит, нужно собрать побольше тузов в рукаве. Получаем программу максимум и минимум. В первом случае требуем вернуть и акции банка (прекрасно понимая, что банк уже не тот и вряд ли нужен бывшим собственникам, ведь на нем висит более 200 млрд грн. обязательств перед клиентами), и заплатить компенсацию в два миллиарда долларов (отдавая отчет, что ни один министр финансов не акцептует такой платеж, если он не камикадзе). И в конечном итоге соглашаемся на минимум – обмениваем все указанные выше требования на преференции в отношении бизнес-активов в Украине. Как версия – это будут "Укрнафта" и списание долгов аффилированных компаний перед тем же "Приватом".
В ближайшее время - нет. Даже в день объявления о решении суда на валютном рынке гривна просела всего на 10 копеек, а в пятницу начала укрепляться, отыграв с начала торгов у доллара 10 копеек.
По словам экспертов, намного большее влияние на курс могут оказать выплаты по внешнему долгу, парламентские выборы и отсутствие коалиции в Раде.
- Важно понимать, что ключевые испытания еще впереди - крупная выплата по внешнему долгу в начале мая и парламентские выборы, - предупреждает аналитик Андрей Шевчишин. - Учитывая осенний девальвационный период, политическую неопределенность, риски отсутствия коалиции в парламенте, и паузу инвесторов - можно предполагать растущее давление на гривну.
Да, могут. Если начнется паника и клиенты массово кинутся выводить деньги из банка, тогда возможно всякое.
- Любые неосторожные действия как власти, так и бывших собственников в судах могут вызвать отток средств из сегмента госбанков (270 млрд грн), и тут государство попадет в жесткую вилку: включить печатный станок или ввести мораторий на возврат, - поясняет аналитик Алексей КУЩ. - В первом случае - инфляция и девальвация, во втором - социальный взрыв.
Пока что власть пытается успокоить клиентов банка. В совместном обращении Минфина, НБУ и банка говорится, что на сегодняшний день "ПриватБанк является крупнейшей и самой прибыльной финансовой организацией страны, клиентами которой являются 22 миллиона украинцев. Банк работает прозрачно и стабильно, и полностью выполняет свои обязательства перед клиентами".
- Единственным акционером ПриватБанка является народ Украины. Мы полны решимости защищать интересы акционеров банка при любых условиях, опираясь на наши полномочия, украинское и международное законодательство, а также на поддержку международного сообщества и гражданского общества в Украине, - говорится в совместном заявлении двух ведомств.
Да, может. Но не из-за того, что суд первой инстанции вынес такое решение. Дефолт – это неспособность страны платить по долгам. Как говорят эксперты, дефолт может наступить, если Украина перестанет сотрудничать с МВФ. А в вопросе сотрудничества сейчас не столько важен ПриватБанк, сколько личность нового президента страны и его способность найти общий язык с кредиторами.
- Владимиру Зеленскому, если он победит на выборах, кроме креативных роликов и бигбордов придется предъявить реальную экономическую программу и главное - доказать выполнять требования МВФ, - поясняет Алексей КУЩ. - А с этим могут быть сложности, учитывая желание оппонентов посадить его рейтинг к осени на пятую точку.
Поэтому пока что вопрос ПриватБанка является далеко не первостепенным. Хотя он тоже будет находиться на контроле у кредиторов.
- Поскольку судебные споры займут годы, думаю, что единственный существенный риск, который может нести для страны текущий судебное разбирательство ПриватБанка - это реакция МВФ, ЕС и наших других западных кредиторов на пассивную позицию власти в этом споре, - говорит Виталий ШАПРАН. - Если НБУ, Минфин, Кабмин и другие начнут играть в поддавки с истцами по делу ПриватБанка, думаю, что сотрудничество Украины с МВФ и другими кредиторами прекратится, что повлечет за собой не только дефолт, а и спровоцирует воплощение череды экономических рисков.