22 ноября
Загрузить еще

Компенсации от работодателя: что предпринять, чтобы их получить

Компенсации от работодателя: что предпринять, чтобы их получить
Фото: Фото: из архива «КП» в Северной Европе»

"Прерванный полет"

Неожиданно карантинные послабления принесли работающим украинцам еще больше проблем, чем сам карантин. Если раньше люди, которые сидели по домам и не работали, в худшем случае выходили в "ноль", то теперь некоторые столкнулись с тем, что уходят в "минус".

Примерно за месяц до начала карантина знакомый устроился на работу в только что открывшееся кафе на столичном Подоле. Только-только появились первые постоянные клиенты, как "бизнес-взлет" был прерван карантином. Два месяца никаких выплат от работодателя новоиспеченный работник не получал и, откровенно говоря, ни на что и не рассчитывал: мало того что бизнес новый, так еще и работал он там неофициально.

Но зато получал регулярные сообщения от хозяина: вот закончится карантин - и заживем! Увы, реальность оказалась гораздо печальнее.

- В ожидании открытия кафе начал ездить на работу с 5 мая, естественно, на такси - нужно было все подготовить к началу работы, - рассказывает Александр. - Причем если до карантина такси от дома до работы мне обходилось в 100 грн, то в карантин - в 150. То есть с 5 мая несколько дней я уходил в "минус" на 300 грн, которые тратил на дорогу туда и обратно. 12 мая с утра таксисты праздновали победу над клиентами: за тот же маршрут запрашивали минимум 300 грн, потом машин не было даже за 400, и только ближе к полудню мне удалось уехать за 200 грн. То есть уже в день "минус" как минимум 400 грн. С работодателем мы первоначально договаривались на оплату 700 грн в день, но пока с 5 мая я не получил ни копейки. Владелец жалуется на тяжелые времена и подозрительно часто вспоминает, как в юности два месяца работал без зарплаты.

Серьезный разговор с работодателем закончился его клятвенными заверениями в том, что он пытается договориться с мэрией относительно пропуска на транспорт. Конечно, Александру это серьезно облегчило бы жизнь, хотя он смотрит на вещи реально и понимает: получить такой пропуск маловероятно. О том, чтобы компенсировать расходы на проезд, работодатель и слышать не хочет, поясняя: пока очередь из клиентов не стоит, он не очень понимает даже, из каких денег он будет платить зарплату.

Многие работодатели и не задумываются, чем в отсутствие транспорта, люди должны добираться на работу. Фото: Григорий КОНСТАНТИНОВ 

"Хоть пешком, хоть на коньках"

Юристы, экономисты и эйчары единодушны: требовать от работодателей компенсаций расходов на тот же транспорт нет никаких законных оснований. Да, смириться с этим тяжело, ну а кому сейчас легко?

- Формально, если трудовым соглашением не предусмотрено другое (а оно преимущественно как раз не предусмотрено), сотрудник должен выполнять трудовую функцию на рабочем месте, что определяется при заключении соглашения о трудоустройстве согласно определенному графику, - отметил в комментарии "КП в Украине" юрист Андрей Вигиринский. - А для того чтобы приступить к работе в установленное время, работник свободен сам выбирать способ личной доставки - хоть на такси, хоть пешком, хоть на коньках.

Директор по странам Восточной Европы компании World Staff Виталий Михайлов считает, что единственный способ получить хоть что-то - это поговорить с работодателем "по душам".

- Идти навстречу в вопросах компенсации или нет, зависит исключительно от доброй воли работодателя, - говорит Михайлов. - В сложившихся условиях в зависимости от ответа на этот вопрос работодателей можно условно разделить на две категории: "это ваши проблемы" и "мы заботимся о своих сотрудниках". Не исключено, что вам повезло и ваш работодатель относится как раз ко второй категории, поэтому в любом случае имеет смысл провести переговоры.

По словам эксперта, конечно, следует учитывать, что и компаниям сегодня непросто. С другой стороны, у работодателя, в отличие от сотрудников, есть несколько вариантов разрешения этой ситуации: организовать доставку сотрудников транспортом компании, привлечь к этому перевозчиков, оплачивать такси. Можно разрешить водителям компании оставлять служебный транспорт на парковках возле дома, с тем чтобы они могли без проблем добраться на работу сами и подвозить с собой нескольких коллег, живущих в том же районе. Наконец, можно пока оставить все как есть и разрешить сотрудникам работать удаленно до возобновления работы общественного транспорта.

- Конечно, работодатель может организовывать перевозку своих сотрудников, компенсировать стоимость проезда на такси или личном транспорте, можно даже внести изменения в коллективный договор, - соглашается эксперт института Growford Алексей Кущ. - Но впоследствии налоговая может посчитать все эти компенсации дополнительными благами для сотрудников и доначислить налог на доходы физлиц в 18% и 1,5% военного сбора - тогда вообще получится абсурдная ситуация. К сожалению, на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован, более того: правительство даже не удосужилось предоставить разъяснение на сей счет. Так что с работодателя требовать компенсацию на законных основаниях не получится. Теоретически можно подать иск на местную власть и коммунальные предприятия, которые не выполнили свои функции и не обеспечили возможность перемещения, но на практике это, скорее всего, будет бессмысленно. ​

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые карантинные соцвыплаты: кому добавил денег Кабмин 

 ФОПам и малообеспеченным семьям пообещали пособие, а получателям субсидий увеличили срок просроченной задолженности