6 августа
Загрузить еще

Следами вступительной кампании: кто нужен рынку труда и кого ему предлагают

Следами вступительной кампании: кто нужен рынку труда и кого ему предлагают
Фото: dcz.gov.ua

Высшее образование в современном украинском обществе, к сожалению, рассматривается не как глобальная ценность и условие конкурентного стратегического развития страны, а как возможность получить любой диплом, просто «чтобы было». Неудивительно, что, по данным Национального института стратегических исследований, почти половина украинских выпускников вузов пополняют ряды безработных или нуждаются в переучивании.

Почему среди украинских абитуриентов технические специальности пользуются крайне низким спросом, есть ли здесь вина работодателей и кто потребуется отечественному рынку труда через четыре-пять лет? Эти и другие вопросы корреспондент Коротко про обсудила с директором консалтинговой компании «Михайлов и партнеры» Виталием Михайловым.

«Большинство выпускников вузов не будут работать по выбранной специальности»

- Виталий, 1 августа закончилась подача заявлений в вузы, и некоторые эксперты уже опубликовали на своих страницах первые итоги. Топ-5 специальностей, собравших больше всего заявлений в 2025 году, выглядит так: менеджмент, психология, филология, право, маркетинг. Но нужно ли украинскому рынку столько менеджеров, психологов, филологов?

Виталий Михайлов считает, что дефицит рабочих рук в нашей стране будет только расти. Фото: личный архив

Виталий Михайлов считает, что дефицит рабочих рук в нашей стране будет только расти. Фото: личный архив

- Считаю, что в перспективе наша страна будет нуждаться и в маркетологах, и юристах, и особенно психологах. После этой войны психологи потребуются детям и взрослым на долгие годы, люди травмированы на всю жизнь.

Но проблема не столько в том, какие специальности Украине нужны, а какие - нет, сколько в том, что большая часть выпускников вузов, к сожалению, не работала, не работает и никогда не будет работать по выбранной специальности.

- Как сложился этот «стиль образования» и можно ли его считать чисто украинским?

- Во-первых, у нас очень популярные династии – юридические, медицинские и т.д. Если папа прокурор – пусть и сын будет прокурором.

Во-вторых, абитуриенты часто не знают, какой университет выбрать, а родители всегда готовы дать совет типа «художник – это не профессия» или «все юристы хорошо устраиваются в жизни, поэтому давай на юридический».

Европейские ученики уже с 5-6 класса имеют возможность самостоятельно выбирать предметы в школе. Есть обязательные предметы – как математика, язык, и необязательные. И – в это трудно поверить – если ребенок не знает и не хочет знать, что такое, например химия, он может с ней вообще никогда не сталкиваться. А может попытаться изучать полгода или год, а потом продолжать или отказаться, если «не зашло». К выпускному уже большинство учащихся знают, чего хотят, плюс присоединяется работа консультантов, специалистов по профориентации.

У нас, если ребенку не дается физика, может быть только один совет: подтянуть физику! Но есть более логичное решение: не тратить силы на то, чтобы подтягивать самое слабое, а развивать то, в чем ребенок самый сильный. К сожалению, украинское образование еще не дошло до этого.

- На ваш взгляд, кто потребуется украинскому рынку через 4-5 лет, когда сегодняшние абитуриенты выйдут на рынок труда?

- Этот тренд начался уже давно: рынок труда и сейчас, и через пять лет потребует технических специалистов. Нам не хватает инженеров, но здесь нет ничего удивительного. Точные науки даются меньшему числу людей, так что это, так сказать, естественный отбор.

Также следует сказать, что все меняется очень быстро. В последние годы на украинском рынке труда огромные коррективы внесла полномасштабная война, ведь милитари-сфера нуждается не только в военных, но нужны и новые технические специалисты, которых у нас до войны не было – по крайней мере, в таком количестве.

«Для молодежи инженер – это не круто»

В этом году Министерство образования и науки Украины популяризировало естественные и инженерные специальности как могло. В частности, был увеличен государственный заказ на электрическую инженерию (2500 мест на дневную форму), строительство и гражданскую инженерию (2800 мест), машиностроение (2200), компьютерные науки (3400), будущим инженерам повысили стипендии и т.д. Но это не очень помогло, что позволяет заключить: проблема не возникает на этапе поступления в вуз, а формируется значительно раньше.

– В Украине нет госпрограммы популяризации профессий, у нас не пропагандируют, что, скажем, инженер – это круто и престижно. По техническим профессиям сейчас популярна разве что сфера ИТ: для молодежи работа, например, в гугле, твиттере, фейсбуке и т.п. выглядит очень привлекательно. Вовсе не то, что на заводе или электростанции.

«Юрист» звучит круто в любой ситуации, ведь именно юристы становятся адвокатами, прокурорами, идут работать в НАБУ или САП.

– 30 лет назад наши вузы выпускали сплошных инженеров, а сейчас – кто не психолог, тот маркетолог. Возможно, что-то не так со средним образованием?

– Здесь есть несколько важных факторов.

Во-первых, 30 лет назад было гораздо больше производственных предприятий, и все они нуждались в инженерах, формировался соответствующий госзаказ. Сейчас госзаказ тоже есть, но меньше. К тому же у нас сейчас много частных вузов, просто зарабатывающих деньги. И если юридическое образование продается – они хоть и 10 групп создадут, а если инженерное не продается, то не будет ни одной.

Во-вторых, с 2020-го у нас многие школьники находятся на дистанционном обучении, а с 2022-го многие из выехавших за границу учатся еще и на двух языках. И это точно не способствует качеству образования, особенно технического. Если ученик что-то пропустил по литературе или географии, то у него будет пробел именно по этой теме. Но если пропустить несколько тем по математике или физике, догнать будет очень тяжело.

И, наконец, популярность ИТ-профессий привела к определенному оттоку по инженерным специальностям. То есть большая часть абитуриентов, не имеющих проблем с техническими науками и теоретически могли бы пойти в инженеры, становятся программистами. Высокие зарплаты, престиж, возможность работать удаленно – все это большие преимущества, с которыми большинству предприятий конкурировать сложно.

– С отечественными причинами понятно, а есть ли глобальные причины низких математических способностей у молодежи? Можно ли сказать, что в результате технического прогресса каждое следующее поколение в основной массе менее подвижно и лениво?

– Раньше говорили: зачем тренироваться считать устно, если все можно сосчитать в столбик? Затем – зачем в столбик, когда есть калькулятор? Затем даже отдельный калькулятор стал не нужен – сейчас он встроен в любой смартфон. Но, как мы видим, неумением считать дело не ограничилось.

Еще пару лет назад учителям казалось, что самое большое зло для обучения – интернет. Мол, раньше учащиеся искали информацию в библиотеках, сами писали исследования и сочинения, а сейчас достаточно воспользоваться поиском в гугле и просто переписать готовые работы.

Но сейчас уже нечего и переписывать не надо. Вообще ничего не нужно. Достаточно сфотографировать задание и отправить фото в ChatGPT – пусть работает. И ИИ дает не просто правильный ответ, но и решение, которое можно даже не смотреть, а просто скопировать и отправить учителю. Вот таковым и будет уровень образования.

«Работодатели должны брать рабочие руки, готовые работать»

- Видела интересную статистику: уровень безработицы выпускников университетов во всех странах ЕС ниже общего уровня безработицы в экономике. К примеру, в Чехии и Польше уровень безработицы выпускников университетов составляет 1,4%, а общий уровень - 2,6% и 2,9% соответственно. В Украине же почти половина выпускников с высшим образованием пополняют ряды безработных или нуждаются в переучивании.

– Вообще человеку без образования найти работу гораздо проще: вакансии грузчика или водителя можно найти в 10 минутах от дома, на них проще «вход» и «выход», большая текучесть кадров. Сравните с главным бухгалтером или каким-нибудь узким специалистом – здесь вакансий мало, отбор сложнее, ротации почти нет.

Украинская статистика безработицы людей с высшим образованием опять-таки говорит нам о том же: образование оторвано от реальной экономики, образовательная сфера и запросы рынка труда не согласованы. Абитуриенты часто выбирают обучение не по призванию, а потому что так решили родители, потому что конкурс был мал, потому что учиться дешевле. В результате молодой специалист после вуза часто ничего не знает, ничего не умеет, но имеет диплом.

- Действительно, многие украинцы получают образование «чтобы было», на самом деле не понимая, зачем оно нужно. Главное – «корочка», а потом можно работать кем угодно, ведь высшее образование «в кармане». Но не способствуют ли такому отношению к образованию работодатели? Если в Европе и США очень важно, чтобы человек работал именно по специальности, то в Украине по-прежнему на это почти не обращают внимания.

- Работодатели часто придерживаются такого мнения: в вузах учат непонятно чему, так что молодые специалисты могут просто все забыть, ведь все равно в бизнесе и жизни все не так. Поэтому для работодателя диплом часто является не свидетельством профессионализма специалиста, а скорее показателем, что человек вообще способен учиться чему-то.

В то же время бизнес и экономика оторваны от высшего образования, многие преподаватели обучались по старым учебникам, преподают предметы формально и никогда не были практиками.

Кстати, образование отстает от реальной жизни на несколько лет не только в Украине, но и во всем мире. Сейчас все очень динамично развивается, а вузы живут своей консервативной жизнью исходя из того, как им удобно и как их финансируют.

– Со стороны работодателей есть и другие перекосы. В 90-х была такая шутка, что все хотят уборщицу с высшим образованием. Сейчас уже хотят уборщиц после магистратуры.

– Если такое есть, то продлится недолго. В Украине сейчас очередной дефицит рабочей силы, поэтому работодателям можно посоветовать брать рабочие руки, которые никуда не уехали и готовы работать. Потому что, к сожалению, этот дефицит будет расти в дальнейшем вследствие особенностей системы образования, разрушительной войны и неутешительной демографии.

Новости по теме: Работа рынок труда вакансии