23 ноября
Загрузить еще

Как настроить ребенка на учебу

Как настроить ребенка на учебу
Фото: Чаще хвалите за успехи. Фото Thinkstock.

Ими делится практический психолог Татьяна ДЕРКАЧ.

Первый раз в первый класс

В первый месяц-полтора нужно задействовать какие-то внешние факторы (красивая форма, ранец, ручки, пеналы, тетради, бантики, заколочки). Выдавать это не все сразу, а постепенно. Хорошо, если ребенок не проходил весь август с этим школьным снаряжением перед зеркалом по квартире. Тогда для него это будет дополнительным  стимулом идти в школу (сегодня я иду с новой ручкой, завтра еще с чем-то), будет момент ожидания приятного. Из личного опыта: когда наряжаете ребенка, ставьте физический комфорт ребенка превыше "красивости". Прошел он строем красиво, расстегните пиджак, снимите галстук, заберите букет. Будут фотографировать - подойдете, вручите. Сфотографировался - снова заберите. Как правило, для детей церемониал 1 сентября очень тяжелое испытание - простоять в полном "обмундировании" на солнцепеке совсем не просто. Обязательно выскажите ему свой восторг и уважение, как взрослому: "Вот ты и вырос. Ты уже первоклашка". 

Чтобы учеба была не в тягость

Самое основное - научить ребенка учиться. Он должен понимать серьезность поставленных задач и научиться их выполнять с охотой. Для этого надо искать мотив, который ему позволит учиться с интересом. Очень важно накопить позитивный опыт: хвалите ребенка за усердие. Не скупитесь на похвалу, особенно если ребенок прилагает усилия. Не перехвалите, если какое-то действие дается легко. Позитивный опыт - это высокая оценка его труда. Очень многое зависит от учителя. Детям нравится получать хорошие отметки. Когда ребенок готовит какой-то материал или какой-то урок, нужно не просто оценивать конечный результат, а интересоваться путями достижения этого результата и оценивать их положительно. Задания должны быть посильными. Нельзя перегружать ребенка. Поощряйте творческие начинания, но предварительно согласовав с учителем. Не старайтесь бежать впереди паровоза. Учитель не может выйти за рамки урока. 

Чего не стоит делать родителям

Ищите то, что может заинтересовать вашего ребенка, культивируйте этот интерес. Нельзя предъявлять завышенные требования, слишком нагружать учебной деятельностью, резко менять свое отношение к ребенку (проявляйте уважение к его новому статусу и учебной деятельности). Не говорите - "ты школьник - ты должен это делать". Потому что если у него что-то не будет получаться, может развиться чувство неполноценности и тревожность.

Учитесь порядку вместе 

Дисциплина и порядок - это внутрисемейное понятие. Нельзя требовать от ребенка выполнения тех действий, которые вы не выполняете сами. Аргумент: "вырастешь, будешь делать что захочешь" - здесь не действует. Начинайте учиться порядку вместе! 

Контролируйте процесс, а не результат

Учим самостоятельности, как только ребенок сказал: "Я сам". Но ему нужен поэтапный контроль при выполнении домашних заданий (проверяем не конечный результат, а действия, смотрим, как делает). Этим мы приучаем ребенка к внимательности и самостоятельности. Если ребенку не нравится что-то, он может, к примеру, и не записать домашнее задание. Здесь тоже нужен контроль - пришли за ребенком в школу и проверили. В начальной школе ребенок должен научиться самостоятельно выполнять домашнее задание. А контролировать процесс учебы родители должны до выпуска. 

ВАЖНО

Бить - непедагогично!

- Пакости - это один из способов познания мира: "А что будет, если…" - отмечает наш эксперт. - Но ребенок всегда хочет быть безукоризненным для родителей. Ему хочется напакостить, но так, чтобы это воспринималось как сделанное другим. Поэтому он врет. Надо с пониманием и терпением относиться к таким ситуациям. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь родителей. Его любят не потому, что он красивый, послушный, что-то умеет, а потому что он есть! Этот период пройдет, и пакости прекратятся.