22 ноября
Загрузить еще

Пока мужчина умирал в ожидании скорой, девочка кричала: "Спасите папу!"

Пока мужчина умирал в ожидании скорой, девочка кричала:
Фото: Полиция прибыла на место гораздо раньше медиков. Фото: Пресс-служба Нацполиции Днепропетровской области

"Чтобы как-то отвлечь ребенка, мы рассказывали сказки"

Центр Днепра, на термометре +28, на солнце столбик приближается к +30, вокруг - раскаленный асфальт, торговые центры из бетона, стекла и металла, а в качестве зеленого оазиса разве что одинокий невысокий тополь. В общем, привычная для большого города летняя духота. Увы, часто она бывает убийственной. В таких случаях спасет только молниеносная профессиональная медицинская помощь, которая, к сожалению, может подоспеть слишком поздно.

35-летний Алексей Лукьяненко никогда на здоровье не жаловался, во вторник, 7 августа, чувствовал себя нормально и с утра отправился с 6-летней дочерью в поликлинику делать прививку. Около девяти утра, не пройдя и полпути до больницы, мужчина замертво рухнул на улице Глинки возле химчистки.

- Мы сначала заметили маленькую девочку, которая плакала у нас на крыльце, - рассказала "КП" в Украине" попавшая в эпицентр событий работница химчистки Людмила. - Думали, потерялся ребенок. Смотрим, толпа людей набежала, склонились над кем-то. Оказалось, это был ее отец. Малышку мы у себя оставили, чтобы она ничего не видела. Успокаивали ее как могли, отвлекали, даже сказки читали. А девочка просила: "Спасите папу!"

В ближайшей аптеке помочь отказались. Сказали, мол, чем мы там поможем? Давление разве что измерить можем, но нам выходить из помещения аптеки запрещено. 

- А ведь обязаны были помочь, хотя бы за пульсом следить, давление мерить, - возмущается напарница Людмилы по химчистке Елена. - В конце концов, в продаже у них должен быть мешок для искусственной вентиляции легких!

Лично спросить в аптеке, почему они не пришли человеку на помощь, у нас не получилось. Там работала другая смена, которая о произошедшем ничего не знала.

Случайные прохожие тем временем вызывали скорую и пытались привести Алексея в чувство. Участвовала в спасательной операции и проходившая мимо Юлия Гуринова, фельдшер по образованию. Обливание водой, нашатырь, таблетка от сердца под язык не помогли. Тогда девушка заруководила: "Будем реанимировать!" Сама начала делать искусственное дыхание, а двое парней, подменяя друг друга, - непрямой массаж сердца.

- Пульс практически не прослушивался. Мы пытались попросить в аптеке фонендоскоп… Не дали, - рассказывает девушка. - Через 10-15 минут случилось чудо - сердце пострадавшего забилось. Единственное - он тяжело дышал, шея напухла. Вплоть до приезда медиков у нас был контакт глаза в глаза. Мужчина реагировал на наши манипуляции. Он хватался за жизнь. Я до последнего верила, что выживет…

Параллельно люди обрывали телефон скорой. Ответ слышали один и тот же: "Мы мчимся с мигалками, ждите, скоро будем". Процесс ускорил приезд патрульных. Как только полицейские позвонили в неотложку, машина с мигалками через десять минут была на месте, а в общей сложности ехала полчаса. Это при том, что городская станция скорой помощи находится максимум в десяти минутах езды от места происшествия.

Реанимобиль приехал еще позже, хотя очевидцы изначально говорили, что случай сложный.

- Если бы помощь подоспела вовремя, человека можно было спасти, - уверена Юлия. - По моим предположениям, причина смерти - оторвавшийся тромб. Врачи по приезде кололи адреналин, дали разряд дефибриллятором, но на экране прибора, который показывает сердцебиение, как в фильме, была ровная полоса. Есть видео, примерно сорокаминутное, где видно, что скорой долго не было и патрульные приехали не сразу. 

Кстати, как показало вскрытие, убийственным действительно оказался оторвавшийся тромб, который застрял в легком. 

Потерявшему сознание мужчине пытались помочь десятки прохожих. Фото: Пресс-служба Нацполиции Днепропетровской области

"Копам везти человека в больницу запрещено инструкцией"

 - Вызов поступал в Киев, а потом перенаправлялся уже в Днепр, - дрожащим голосом рассказывает очевидица Людмила. - Я это поняла, потому что меня переспросили, в каком городе я нахожусь. Я ребятам (полицейским) советовала повезти пострадавшего в больницу своим ходом, раз скорая все никак не доедет, тут же недалеко. Они ответили, что человека трогать нельзя.

- Я бы и на руках этого паренька понесла, если бы могла, - плачет коллега Людмилы. - Жалко его очень, мы до сих пор в шоке. Обычные прохожие делали все, что могли. Слышно было, как просили: "Дыши! Пожалуйста, дыши!" Какое там, у парня отек гортани начался.

Медики, узнав, сколько человек пробыл в таком состоянии, только молча переглянулись, и стало ясно, что спасти шансов нет. 

Номер жены Алексея работницы химчистки догадались посмотреть в медицинской карте дочери. Женщина ответила, что супруг никогда ничем не болел. Сама она - врач института гастроэнтерологии. Когда примчалась, мужа уже повезли в больницу. Отец мужчины бежал километра три от парка Шевченко, где живет, на улицу Глинки, где все произошло, за ним примчалась рыдающая теща.

Теперь единственный вопрос, который задают близкие Алексея: почему скорую пришлось ждать сорок минут? Хотя на экстренный вызов в пределах города она должна приехать максимум за десять.

Печально, что в области это не первый случай смерти на улице. Буквально неделю назад на улице потеряла сознание криворожанка. Врачи к ней приехали довольно быстро, но помочь не смогли.

По данным Днепропетровского облздрава, в целом ситуация в этом году некритичная, а все потому, что лето не настолько аномально жаркое. Если брать официальную статистику, сердечно-сосудистых заболеваний больше не стало. Например, в областной центр кардиологии в мае поступило 60 человек, в июне - 40, в июле - 63. А вот скорая частенько в январе-июле опаздывала - при городском нормативе в 10 минут доезжала за 15-18. 

Фото
Фото
08 Августа 201812:19

Официально 

- Бригада экстренной неотложной помощи на этот вызов как раз ехала десять минут, - уверяет директор областного центра медицины катастроф Радий Шевченко. - В общей сложности реанимационные мероприятия проводили около 55 минут. Мужчина пережил клиническую смерть и постреанимационную болезнь. Первая бригада приехала в 9.25, вторая - в 9.38. Если бы приехали через час, то вопросы, конечно, бы были. Непонятно, почему столько обвинений, дескать, ехали очень долго. Сейчас почти каждый день столько ДТП, вызовов очень много, медики работают на износ. Для спасения жизни человека делали все возможное, но, к сожалению, если отрывается крупный тромб, то шансов практически нет. 

Комментарий юриста

"Судиться будет сложно, но возможно"

 - Доказать вину скорой будет очень сложно, но теоретически можно попробовать, - советует юрист Антон Деньгуб. - Все, что связано с врачами и скорыми, это огромная круговая порука. Существует мало случаев, когда людям удалось привлечь кого-то из медиков к ответственности. Родным нужно собирать доказательства: видео, свидетели, журналы вызовов неотложной помощи. Важную роль будет играть заключение, отчего же умер человек, и результаты экспертизы, где сказано, что пациента можно было спасти, если бы скорая приехала раньше. Бывают ведь случаи, когда смерть наступает мгновенно.