Загрузить еще

Грозит ли Украине ракетная атака из Ирана и КНДР?

Грозит ли Украине ракетная атака из Ирана и КНДР?

Похоже, в разгоревшейся международной дискуссии по поводу намерений США разместить элементы противоракетной обороны в Польше и Чехии официальному Киеву будет нелегко определиться. Наиболее важными здесь являются такие моменты. Первый - если Украина поддержит американские планы, как это повлияет на наши отношения с Россией? Второй - что дает самой Украине ПРО США в Восточной Европе?

Главным аргументом Белого дома является то, что система призвана противостоять возможной ракетной атаке со стороны «стран-изгоев», прежде всего Ирана и Северной Кореи. Одновременно американские радиолокационные станции и установки противоракет в Европе гарантируют безопасность европейским странам, в том числе Украине. Но даже поверхностный анализ ракетной техники, которая сейчас в наличии у «потенциального противника», заставляет усомниться в необходимости такой сильной защиты.

Что касается Ирана, то его правительство изначально заявляло о стремлении перекрывать своими ракетами зону Персидского залива и Израиль. Имеющиеся у Тегерана ракеты не позволяют ему быть амбициознее. Что уж там говорить о нападении на Европу, тем более - на США? Свою ставку иранцы сделали на закупку у Северной Кореи технологии производства тактических ракетных комплексов Scud-В и Scud-С (дальность пуска соответственно 300 и 500 км).

Правда, самые дальнобойные иранские «Шахаб-3» (дальность стрельбы - около 1400 км), если их запустить из района североиранского города Тебриз, способны накрыть Крым и часть Восточной Украины. Но пока, слава Богу, в украинско-иранских отношениях не наблюдается ничего такого, что позволяло бы считать опасность удара реальной. А вот поддержка планов США как раз способна негативно повлиять на отношения Тегерана и Киева.

Северокорейские ракеты тем более не грозят ни Украине, ни Европе. Основная ударная сила ракетных войск этой страны - комплексы «Нодонг-1» (дальность - 1000 км, вес боеголовки - 700 кг) и «Таэподонг-1» (соответственно 1500 км и 1000 кг). Они перекрывают часть Восточного Китая и территорию главного своего противника - Японии.

Даже самая дальнобойная северокорейская ракета «Таэподонг-2», чей неудачный запуск в августе 1998 года так напугал японцев (от ракеты не отделилась ступень и она, перелетев Японию, упала намного ближе, чем рассчитывали в Пхеньяне), ни европейцам, ни украинцам не угрожает. В случае выстрела в сторону Европы этой ракетой, имеющей дальность до 6000 км и боеголовку в 1000 кг, она долетит максимум до российского Челябинска. А от него до украинской границы еще 1500 км.

А вот ракета «Таэподонг-2» способна достичь американской Аляски и Гавайев. И тут интерес Вашингтона вполне понятен. Тем не менее для Украины участие в подобных политических играх на какой-либо из сторон едва ли имеет смысл.

СПРАВКА «КП»

Договор о ПРО (полное название «Договор об ограничении систем противоракетной обороны»), из которого нынче вышли США, был подписан Вашингтоном и Москвой 26 мая 1972 года. Смысл его состоял в том, что ни одна из главных стран - участниц «холодной» войны не должна создавать стратегическую систему ПРО, то есть такую, которая бы защищала всю территорию государства. Это означало: тот, кто первым бы начал ядерную войну, не смог бы остаться безнаказанным, что служило сдерживающим фактором.

Согласно договору, США и СССР могли иметь лишь по одному району, целиком прикрытому ПРО (США избрали таковым базу хранения ядерных боеголовок, СССР - Москву).

Вскоре после трагедии 11 сентября 2001 года Вашингтон заявил о намерении выйти из Договора о ПРО. Сейчас США планируют разместить в Восточной Европе не только РЛС, но и противоракеты.

…А В ЭТО ВРЕМЯ

В парламенте зарегистрован проект постановления «О недопустимости втягивания Украины в военно-политическую конфронтацию с другими государствами», внесенный народным депутатом, членом фракции КПУ Александром Голубом, сообщает «Украинская правда».

В частности, предусматривается одобрить позицию премьер-министра Виктора Януковича относительно того, что Украина не вела и не будет вести никаких переговоров с правительством Соединенных Штатов Америки относительно базирования систем ПРО на своей территории и не рассматривает вопрос о самой возможности таких переговоров.

Предусматривается также, что Комитет по иностранным делам должен разработать проект обращения ВР к парламентам Чехии и Польши с просьбой рассмотреть вопрос о возможности отсрочки решения по данному вопросу.