Загрузить еще

Накроет ли Крым «Четвертая волна» Ислама?

Накроет ли Крым «Четвертая волна» Ислама?

В октябре туристический сезон в Крыму закончился. Поэтому роскошные - по любым меркам - апартаменты в Алуште, буквально в ста метрах от моря, с горячей водой, кондиционером и балконом размером с баскетбольную площадку, можно снять всего за 150 гривен в сутки. В моем номере есть даже окно в потолке, ночью можно смотреть на звезды.

Хозяин - радушный пятидесятилетний татарин Евгений (кстати, случай редчайший, и 50 лет назад татары практически никогда не давали своим детям славянских имен) каждое утро угощает на веранде чаем, урюком и фандырными лепешками. Охотно говорит о Ющенко, России, флоте. Видно, что все эти проблемы ему до лампочки, но как только невзначай спрашиваю его о религии, замыкается.

- Мы здесь редко молимся, редко ходим в мечеть, - выдавливает наконец он, - вспоминаем о Боге чаще всего по праздникам. Вот недавно средний сын женился, все как положено у нас было... Стыдно мне, что так получается. У нас здесь мало кто по обычаям живет, пост в Рамадан мало кто соблюдает. Больше говорят…

У Евгения летом нет отбоя от отдыхающих, которым надоели и заоблачные цены пансионатов, и сдающиеся по дешевке сараи. «Расходы на строительство за три года окупились», - хвастается он. Евгений из числа благополучных крымчан. Тем, кому повезло осесть на Южном берегу Крыма, хватило денег на развитие бизнеса и теперь не приходится жаловаться на жизнь. Кажется, он работает себе в удовольствие и излучает такое жизнелюбие и радушие, что нетрудно поверить - держать пост в Рамадан ему тяжело. Но таких, как он, меньшинство.

В степном Крыму, для сравнения, нет курортников, нет нормальной работы - даже вода поступает с большими перебоями. Да и в той же Алуште не каждый может похвастаться хорошим доходом с отдыхающих. Многие сидят без работы, да и зарплаты в городе, где в сезон цены подскакивают до космических высот, мизерные - 1000 гривен считается уже очень хорошим показателем… Это одно из объяснений, почему с такой стремительностью среди татар распространяются радикальные исламские взгляды. Как и было испокон веку, успокоение обездоленные находят в религии, подчас в религиозных крайностях. Подобной крайностью в Крыму в последнее время считается движение Хизб ут-Тахрир. Его приверженцев по-простому называют «хизбы».

- Идеями хизбов проникаются все большие слои крымскотатарского населения - от подростков до людей зрелого возраста, от выпускников медресе до имамов районного масштаба, - считает Айдер Булатов, зампредседателя Рескомрелигий Крыма. - Это можно объяснить возрастающим стремлением мусульманской части Крыма найти выход из тяжелого положения, в котором она оказалась в последние десятилетия, а также найти пути спасения молодежи от пороков, которыми насквозь пронизано наше общество: безнравственность, ложь, неуважение к старшим, алкоголизм, наркомания, проституция.

К слову, по меньшей мере последние три порока социологи тоже считают бичами бедных. Выбор между иглой или бутылкой и религиозным очищением каждый делает сознательно. И следующее за избавлением от пороков просветление превращает неофита в ярого радикала. И это еще мягко сказано…

Говоря о том, что мало кто из татар в Алуште свято блюдет мусульманские традиции, мой друг Евгений лукавит. Под влиянием хизбов, по данным МВД Крыма, находятся уже до 30 тысяч мусульман, в том числе 90 процентов татар Алушты. В этом же приморском городке издается их газета «Возрождение». Кстати, еще пару лет назад называли совсем другую цифру сторонников этого течения - 800-900 человек по всему Крыму…

Ваххабитов в Крыму узнать очень просто - по окладистым бородам, носить которые предписывает ислам.

ЗЛЕЙШИЕ ВРАГИ ОРТОДОКСОВ - … ДРУГИЕ ОРТОДОКСЫ

О хизбах говорит сейчас весь Крым. В первую очередь с подачи МВД республики. В сентябре этого года Геннадий Москаль потребовал от СБУ запретить деятельность Хизб ут-Тахрир на территории полуострова. Заявление это было сделано вскоре после столкновения, произошедшего между хизбами и салафитами в селе Журавки (Кировский район).

Читаю еще одно заявление МВД Крыма непосредственно по поводу инцидента в Журавках. Там 10 сентября хизбы захватили мечеть и начали проводить молебен, а когда мусульмане-салафиты «попросили» их оттуда, началась драка. В результате пострадали 8 человек, в том числе уважаемые жители села. Месяцем раньше едва не дошло до столкновения в Ак-Мечети (район Симферополя). Тогда хизбы потребовали убрать из здания бывшей мечети детский танцевальный кружок, но председатель местной общины отказался это сделать.

«ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым озадачено позицией Верховного Совета АРК и Совета министров автономии, которые не предпринимают никаких мер, а зачастую потакают проникновению и организации на полуострове разного рода сект и способствуют их легализации, что может привести к дестабилизации межнационального мира и согласия в Крыму», - говорится в заявлении. Дальше там же вспоминается покушение на жизнь учителя - салафита Арсена Джелилова. Тремя годами раньше в селе Голубинка Бахчисарайского района радикалы зверски убили семью нумизмата Агаркова… Правда, это уже были не хизбы…

Невольно обращает внимание маленькая подмена понятий - чисто в «ментовском» стиле, да простят меня служители правопорядка. Начали с банальной драки в Журавках, спровоцированной вроде бы хизбами. Закончили покушением на убийство и убийством, к которым, правда, хизбы причастны не были.

Возникает куча вопросов. Что, например, так беспокоит МВД в деятельности Хизб ут-Тахрир? Да, это радикалы, ну а разве салафиты, на защиту которых поднялась крымская милиция, не радикалы?

Председатель Рескомрелигий Крыма Владимир Малиборский убежден, что распространение радикализма среди татар - не вина народа, а его беда.

Салафизм (правильнее - салафия) - движение за чистоту ислама - основал еще в XVIII веке Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими. По его мнению, лишь первые три поколения последователей Мухаммеда практиковали чистый ислам. Все, что было привнесено позже, - ересь. Салафиты, призывавшие очистить ислам от наслоений разных времен, появились в Крыму в 90-е годы, куда раньше хизбов. Приверженцев течения легко узнать среди верующих - они, как положено правоверным, отпускают бороду, бреют усы и пять раз в день совершают намаз. Еще интересная деталь - именно бородатые салафиты охраняют муфтия Крыма Аджи Эмирали Аблаева. В свое время крымский муфтият, меджлис и Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) противились распространению салафизма на полуострове, но он сросся со всеми этими структурами вполне органично. Сейчас салафитов на всех уровнях воспринимают как благообразных и наиболее рьяных верующих, забывая, что по имени основателя - Абд аль-Ваххаба - это течение называют еще ваххабизмом, и что именно салафиты/ваххабиты знамениты с XIX века пропагандой войны против неверных - газавата, массовыми побоищами в Мекке и Медине, связаны с событиями в Дагестане и Чечне уже в наше время.

ЗАКОН БЕССИЛЕН

- В отличие от салафитов, которые заняты исключительно делами духовными, представители движения Хизб ут-Тахрир выдвигают политические цели, - объясняет мне Владимир Малиборский, председатель Рескомрелигий Крыма. - Они выступают за создание Всемирного халифата (исламского государства, в состав которого вошли бы в том числе Средняя Азия, мусульманские регионы России и, разумеется, Крым. - Прим. авт.). По этой причине деятельность их общин противоречит украинскому законодательству.

- Почему же их деятельность не запрещена в Украине, как в других странах мира? В России, Турции, Германии хизбов считают террористической организацией. Ее члены замышляли убийство короля Иордании Хусейна, убили Анвара Садата, пытались устроить государственный переворот в Иордании и Сирии… 

- Во многих странах мира Хизб ут-Тахрир выступает как политическая партия. У нас же они не регистрируются подобным образом. Большинство мусульманских общин у нас подчиняются ДУМК, но есть и такие, которые формально независимы. Часть таких независимых общин организована хизбами, это мы знаем, поскольку занимаемся мониторингом их деятельности. Но они же не называют себя таким образом! Просто независимая мусульманская община - и все. Не регистрировать такие общины мы не имеем права (хотя и не регистрируем уже два года). Через суд вынуждены добиваться закрытия тех общин, которые заявляют о политических целях.

- И какие перспективы у хизбов в Крыму?

- Идеология партии Хизб ут-Тахрир заключается в миссионерской деятельности, обращении как можно большего числа людей к исламу. Причем независимо от национальности, происхождения и т. д. С их точки зрения ислам - это не просто религия, а система жизни. По плану организации, чем больше людей начнет разделять общие идеи, тем большее их число проникнет во властные институты и оттуда будут лоббировать интересы организации.

Кстати, многие представители бизнеса, в первую очередь татарского, активно поддерживают организацию, рассчитывая, что в обмен на присутствие во власти хизбы будут лоббировать их интересы. Бороться с этим течением запретительными методами уже бессмысленно. Все запретное становится еще привлекательнее.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВОВЕРНЫХ

В том, что запретное всегда привлекательно, убеждаюсь на собственном опыте. Возле алуштинской мечети вечером побеседовать о религии собирается молодежь. Проповедники - хизбы - тоже в основном молодые. Под видом любопытствующего иду на эти «посиделки» в сопровождении гида, молодого татарского парня. В голове крутятся предположения, о чем будут говорить. Курс молодого бойца против неверных? Как нам захватить Крым и выселить русских? И представляю проповедников - бородатых, грязных, изможденных аскезой, с истовым огнем в глазах…

Ничего подобного! Из атрибутов, оказывается, угадал лишь бороды. Тема беседы, на которую я попал, всего-навсего «Экономика ислама»! А бородатые молодые люди смахивают, скорее, на вузовских профессоров, чем на экстремистов. Говорят слаженно, отвечают на все, даже сложные вопросы. Невольно замечаешь их эрудицию и знания, отнюдь не только Корана, который они цитируют наизусть на арабском по всякому поводу.

Чем-то лично мне они напоминают протестантских проповедников, заполонивших Киев, с их наигранной доброжелательностью, богословским остроумием и бесконечным, по всякому случаю, цитированием Библии.

Несколько лет назад у Свято-Успенского монастыря произошло одно из самых больших в Крыму столкновений татар и славян. Но совсем не по религиозным причинам - делили землю.

- Нас обвиняют в том, что мы вносим в среду крымских мусульман чуждое, - рассуждают хизбы и вне стен алуштинской мечети, официально. - Но разве ислам является чуждым для крымских татар? При этом ненавистниками ислама и мусульман используются термины «радикальный» и «умеренный» ислам. Поистине ислам чист от того, что они ему приписывают. Ислам такой, каким его принес наш благородный посланник Аллаха.

Где же во всем этом, спрашивается, экстремизм? Обаятельные, образованные, дружелюбные люди, заряжающие своими идеями окружающих. Может, и впрямь молодым людям действительно собираться по вечерам здесь, а не на дискотеках, где грамм «фена» купить так же просто, как стакан семечек на базаре? Конечно, идеи, проповедуемые хизбами, как, кстати, и салафитами, не вписываются в представления среднестатистического украинца, куда более близкого к Европе, чем к духовным ценностям ислама. Можно, например, долго говорить о правах женщин, которые ислам нарушает, или о негуманном суде шариата, предусматривающем телесные наказания или даже отсечение конечностей. Но это все неправильно лишь с точки зрения европейца. А кто сказал, что эта точка зрения - единственно правильная?

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ИСЛАМИЗМА

Вопреки беспокойству МВД и гудящей общественности Крыма, судьба хизбов предрешена. Столкновения в Журавке или Ак-Мечети с «умеренными» мусульманами - это уже вчерашний день. Постепенно Хизб ут-Тахрир сольется с ДУМК и меджлисом точно так же, как в свое время это сделали ваххабиты.

Уже есть первые предпосылки. «Среди мусульман Крыма духовных противоречий нет», - заявил недавно муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Раньше он же говорил: «Вошедшие в любую партию, будь то Хизб ут-Тахрир, ваххабиты, салафиты, хабашиты, в наших мечетях не будут ни председателями, ни имамами, ни членами общин»…

Да и риторика главы крымского междлиса Мустафы Джемилева тоже поменялась. «У них стеклянные глаза, они как зомби, беседовать с ними нет смысла, им что-то говоришь, а они цитируют Коран», - говорил он о хизбах еще недавно. А вот его более свежая мысль: «Запретами здесь не поможешь. Надо договариваться…»

И здесь, если разобраться, просматривается эволюция ислама в Крыму.

- То, что происходит, это не вина, а беда крымскотатарского народа, у которого нет своих сильных духовных лидеров, - считает Владимир Малиборский. - Не было в 1991 году, например, ни одного имама, который бы знал арабский язык. В Крым татары привезли семейно-бытовой ислам, и сейчас единицы знают арабский, цитируют Коран, но не понимают в точности, что там написано… Мне так в свое время говорил муфтий Нури Мустафаев: «Многие имамы делают большой грех, что произносят то, смысл чего не понимают».

Разумеется, молодые люди, получившие образование в мусульманских странах, возвращаются в Крым подготовленными, образованными и быстро становятся духовными лидерами. Но вместе с ними приходят зарубежная идеология и деньги. А тот, кто платит деньги, тот и заказывает музыку, как известно.

Атаман казацкой общины «Спас», генерал-майор Виталий Полонец: - Слухи о лагерях фундаменталистов под Бахчисараем ходят постоянно, но когда приезжает СБУ, никто ничего конкретно показать не может.

Если посмотреть на эволюцию ислама в Крыму, то она, условно говоря, на третьей стадии. После воистину умеренной - в начале 90-х, когда ислам возрождали при поддержке светской Турции (вопрос курировало турецкое министерство по вопросам религии, проповедники аккуратно регистрировались по приезде в Республиканском комитете по делам религий и занимались исключительно ритуальными делами), пришла пора ваххабитов. «Очищение ислама» они проводили мирно, в беседах и проповедях. Это была вторая стадия исламизации полуострова. Третью мы наблюдаем сейчас - вслед за ортодоксальным исламом в Крым пришли мусульмане-политики, скромные и обаятельные, говорящие о бескровном построении всемирного исламского государства.

Будет ли четвертая стадия? И какой она будет? Ответ очевиден: если Всемирный халифат не удается создать мягким, эволюционным путем, как к этому призывают хизбы на словах, его придется построить силой. Так что на смену хизбам придут новые радикалы с куда более радикальными идеями. Собственно, они уже появляются…

ПОЧЕМУ СТАЛА БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВА ДЛЯ РАДИКАЛЬНЫХ ИДЕЙ?

Поговорите с главным крымским коммунистом Леонидом Грачом. Он любит рассказывать о татарском экстремизме. О нем же говорят и крымские казаки, которые охраняют большинство православных церквей полуострова. В том числе Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае.

Отправляюсь в Бахчисарай, потому что именно этот город и окрестный район чаще всего характеризуют как своеобразную «ставку» экстремистов. По словам Грача, в 2000 году на горе Ай-Петри существовал даже целый лагерь, где чеченские боевики поправляли здоровье после боев, а заодно учили крымских мусульман методам вооруженной борьбы за свои права. Он же говорит, что уже несколько лет чеченско-татарские преступные группировки правдами и неправдами скупают здесь землю…

- Лагерей на Ай-Петри было три, - подтверждает казак, охраняющий Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае (назваться он не захотел). - Их по очереди накрыла СБУ.

В свое время из-за дележа земли вокруг православного монастыря произошло столкновение, в котором участвовали около 600 человек - татар и славян. Сейчас об этом стараются не вспоминать. Важная деталь - религиозная подоплека в столкновении если и угадывалась, то с большим трудом. Важнее была борьба за землю или, если хотите, место под солнцем.

- Есть ли такие лагеря сейчас?

- Разумеется! - с охотой рассказывают казаки. Они даже показывают места в Бахчисарайском районе, куда периодически наезжают мусульмане, чтобы отрабатывать навыки обращения с оружием и приемы рукопашного боя. Одно из них возле села Песчаное.

- Здесь они собираются, - говорит местный житель, уверенно простирая руку в сторону какого-то мрачного сооружения в предгорьях, на вид - обычного заброшенного коровника.

- Слухи постоянно ходят, - комментирует уже куда более взвешенно генерал-майор, атаман казацкой общины «Спас» Виталий Полонец. - Но когда к нам приезжает все та же СБУ, например, никто ничего показать им не может. Нам достоверно не известно о том, что где-то в окрестностях действительно существуют лагеря, в которых готовят террористов. То же касается Ай-Петри. Хотя разногласия с татарами возникают постоянно. У нас в Холмовке (село в Бахчисарайском районе. - Прим. авт.), например, на 1 мая едва дело до беды не дошло. Подралась молодежь, после этого приехали татары на 50 автомобилях - хотели отношения выяснять. И только потому, что мы, казаки, собрались всем миром, удалось избежать конфликта. Я тогда очень волновался, чтобы не началась большая драка. Пересадили бы тогда наших хлопцев…

Общее впечатление - слухи о «базах исламистов» в Бахчисарайском районе, мягко говоря, сильно преувеличены. Но вялотекущее противостояние здесь все же есть. И это важнейшая причина, по которой экстремизм, даже если его нет в Крыму сейчас, появится в ближайшее время. Тому помогут бедность и противоречия, в первую очередь по поводу земли, помноженные на религиозные разногласия, которые усиливаются по мере того, как идеи радикального ислама распространяют обаятельные и доброжелательные проповедники.

Так что Москаль, с его настойчивым поиском террористов, вообще-то прав… Пусть даже заявления крымской милиции по этому поводу подчас вызывают улыбку. 3 октября милиция задержала трех человек, обстрелявших в лесу охотников. Оказалось, это исламские террористы, имевшие при себе охотничьи обрезы и наган с патронами, а дома хранившие литературу по изготовлению взрывчатки («КП» писала об этом в номере за 6 октября).

- Ахмет «Телемастер» из Бахчисарайского района был эмиром джихада по всей Украине, - рассказывал журналистам позавчера сам министр внутренних дел на пресс-конференции в Симферополе (см. «КП» за 27 октября). Улов МВД у «телемастера смерти», к слову, оказался внушительным - автомат Калашникова и патроны к нему, пистолеты а также пластид…

- Оружие здесь у многих есть. Понимают, что незаконно, но держат на всякий случай, для самозащиты в первую очередь, - рассказывал татарин Евгений, сдававший мне апартаменты в Алуште.

- От кого собираетесь защищаться? - спрашиваю.

Евгений лишь улыбается и машет рукой…

ЧЕГО БОЯТСЯ КРЫМЧАНЕ?

«С Хизб ут-Тахриром в Крыму надо было бороться, когда он только появился, - говорит сотрудник СБУ, занимающийся именно этим вопросом. - А ведь мы знали о распространении этой идеологии и предупреждали. Вначале в АРК было меньше десяти ее носителей. Никто мер не принял, а сейчас уже поздно что-либо делать без нарушения действующего законодательства. С экстремистскими организациями та же самая ситуация. Их мало, поэтому все смеются. Зато потом будет не до смеха…»

В развитии ситуации в Крыму угадываются до боли знакомые нотки. «Мягкая радикализация» завезенного из-за кордона ислама. Приближающееся шаг за шагом внедрение его в политику. Экстремизм, который приходит не сразу, как ожидали в начале 90-х, а «четвертым этапом», на подготовленную почву. Может, кажется, что различные направления ислама проникают в Крым случайно и действуют несогласованно. Но это, пожалуй, не так. Не спеша, шаг за шагом проникал ислам и в Косово. Сначала на уровне очищения религии, затем - с политическими слоганами и, наконец, с оружием в руках. Кто выступал в данном случае в качестве режиссера, даже и не важно. Куда важнее, что зерна будущего раскола страны падают одно за другим на благодатную почву. А Украине этому тщательно прописанному сценарию и противопоставить-то нечего. Нет не только возможностей, но и желания.

Киев, откуда картинка выглядит совершенно иначе, продолжает закрывать глаза на проблему. «Татары - единственные настоящие украинцы в Крыму», - эту фразу Виктора Ющенко любят повторять все, кто недоволен политикой власти на полуострове, в том числе и в сфере религиозных отношений. А еще складывается впечатление - все боятся говорить на эту тему. Просто потому, что никто не знает, что будет дальше, а прогнозы в душе делают самые мрачные.

«Не фотографируй меня, не пиши ничего обо мне, - говорит на прощание гостеприимный татарин Евгений. - Ты уедешь, а мне потом здесь жить».

О том же, кстати, просили и другие люди, помогавшие готовить этот материал. Все они собираются жить в Крыму, что бы ни случилось. Как именно предстоит жить - ответ на этот вопрос крымчане собираются найти сами…