Бумаги, касающиеся жизни и деятельности гетьмана поступили в распоряжение Украинского института национальной памяти.
- Очень приятно то, что не только СБУ но и другие украинские спецслужбы стали рассекречивать архивные материалы большого исторического значения, - сказал сотрудник Украинского института национальной памяти Владимир Въятрович. – Несомненно, архив Павла Скоропадского значительно расширит, в качестве исторического источника, область исследований украинских ученых. Ведь речь идет об историческом периоде Украины, который очень скудно представлен документально, именно поэтому эти бумаги очень ценны для науки.
Эти документы были обнаружены советскими органами госбезопасности во время разработки архивов Министерства внутренних дел Германии и канцелярии украинской организации «Громада» в Берлине, после капитуляции фашистов. Всего нашли 2247 документов – это 19 архивных томов, большая часть из них относится к 1935-39 годам. Суть бумаг – описание политической ситуации в Украине накануне Второй Мировой войны. В их числе – очень крупная переписка Павла Скоропадского со своим сыном, который ездил по различным странам мира и пытался объединить как можно больше людей вокруг украинской национальной освободительной идеи. Эти бумаги были засекречены в советское время.
Тем не менее, историк Олесь Бузина сомневается насчет значимости рассекреченных архивов.
- Принципиально ничего нового в этом архиве обнаружить не должны. Уже давно известно, что Павло Скоропадский держал одного из сыновей в Лондоне, а другого при себе в Берлине. Елена Скоропадская, его дочь, лет десять назад рассказывала, совершенно открыто, что это делалось для того, чтобы держать постоянную связь с британским и немецким правительством. Вообще, гетьман всегда предпочитал ставить сразу на двух лошадок, на случай, если что-то пойдет не так.
Жизнь Скоропадского достаточно прозрачна, все знают, что он получал пенсию от германского правительства и те же немцы помогли ему выехать из Украины. Не секрет также то, что он занимался перепродажей и арендой земли – тоже в Украине, но будучи за границей.
Вообще, после того как 14 декабря 1918 года Петлюра занял Киев, Скоропадский стремительно стал терять свой политический вес, и уже в 20х годах ХХ века перестал быть сколь-нибудь значимой фигурой для Украины. Так что архив, который главным образом относится к концу 30х годов, никакой сенсации о гетьмане не сделает.