Загрузить еще

Землю трясет из-за «тектонического оружия»?

Землю трясет из-за «тектонического оружия»?
Фото: «Сейсмооружие» сегодня не работает, его водрузили на постамент под Бишкеком.

ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА

Уже давно сложилась негласная традиция: после каждого крупного землетрясения обвинять Россию или США в применении так называемого тектонического оружия, то есть в направленном нанесении ударов по недрам. Страшилка родилась еще в 1980-х. Тогда США почти в каждом штате построили башни - Gwen Towers. Эта сеть из 58 стометровых радиомачт могла создавать волны крайне низкой частоты в земной поверхности. И официально они были предназначены для поддержания связи правительства Соединенных Штатов с военными во время и после возможной ядерной войны. Однако, по мнению сторонников «теории заговора», эти башни могут использовать и для вызова землетрясений. А в 1997 году на Аляске заработал другой американский объект - HAARP. На поле площадью 14 гектаров были размещены 180 антенн и 360 радиопередатчиков. Официально он построен для изучения полярных сияний. Но и этот антенный комплекс вспоминают каждый раз, когда на Земле случается крупная природная катастрофа. Так, например, Gwen и HAARP обвиняли в произошедших землетрясениях: в 1999 году - в Колумбии, на Тайване и в Турции, в 2003-м - в Иране, в 2004-м - в Индонезии, в 2008-м - в Сычуане и в 2010-м - на Гаити. Так это или нет - вряд ли узнаем: Пентагон свои секреты не раскроет.

В России же зашумели по поводу секретного оружия в начале 1990-х. Тогда, в 1991-м, буйные головы распускали слухи: на российских военных возложили ответственность за землетрясение в Грузии и Южной Осетии, в 1993-м - в Абхазии и Югославии, в 1999-м - вновь в Абхазии, в 2002 году - снова в Грузии. А сегодня в Интернете поползли новые слухи, что якобы и Япония пала жертвой испытаний сверхсекретного оружия. И, скорее всего, из России, утверждают злопыхатели. Ведь в последнее время отношения между этими странами были довольно напряженными из-за Курильских островов. Вот якобы и отомстили.

 Так есть у РФ тектоническое оружие? Ведь в отличие от Америки подозрительных объектов на территории России не наблюдается. Или «харпы» и «гвены» совершенно засекречены, или... их нет вовсе. За разъяснениями мы обратились к заведующему лабораторией импульсной энергетики в геофизике Объединенного института высоких температур РАН Виктору Новикову.

Геофизик Виктор Новиков.

МАШИНА С МОЩНОСТЬЮ ДНЕПРОГЭСА

- Все эти слухи родились не на пустом месте, - рассеял наши сомнения Виктор Александрович. - В 1990-е годы на геофизических полигонах на Памире (Таджикистан) и Северном Тянь-Шане (Киргизия) российские ученые действительно проводили испытания установок, способных повлиять на земную кору. Но не с целью сотрясти недра, а, наоборот, погасить малейшие подземные толчки. И эти испытания вовсе не были секретными.

Установка называлась мудрено - импульсный магнитогидродинамический генератор, сокращенно - МГД-генератор. Ее разработали в 1970 - 
1980-е годы ученые институтов АН СССР под руководством академика Евгения Велихова вместе со специалистами военно-промышленного комплекса. Генератор устанавливался на машину, перемещался в любую точку и в нужном месте вырабатывал электрическую энергию в импульсном режиме. Ток подавался в земную кору и изменял ее состояние.

- Опыты проводились так, - рассказывает Новиков. - В землю устанавливали два электрода на расстоянии 4 км друг от друга - как огромную вилку втыкали в землю. МГД-генератор, подключенный к ним, за десять секунд выдавал импульс в несколько тысяч ампер. Электрический сигнал проникал до очага потенциальных землетрясений - на глубину 5 - 10 км. Приемные станции фиксировали ответные сигналы - по их вариациям можно было судить о приближающихся подземных толчках.

В результате был установлен весьма любопытный факт: во время испытаний количество сильных землетрясений вблизи генератора уменьшилось, а количество слабых - возросло.

- Происходило это потому, что импульсы МГД-генератора являлись своеобразным «спусковым крючком», приводящим к возникновению большого числа слабых неопасных сейсмических толчков, - объяснял ученый. - Аналогов этой машины в мире до сих пор нет. Технология ее изготовления - российское ноу-хау. Когда американцы делали у себя аналогичный проект, повторить его так и не смогли. Всего в СССР было сделано несколько таких генераторов разного масштаба. Среди них, например, была установка «Сахалин», по мощности сравнимая - только представьте себе - с ДнепроГЭСом!

В будущем ученые надеются создать специальную технологию электрической обработки сейсмоопасных разломов и контролировать выделения накопленной тектонической энергии. Например, чтобы предотвратить мощные толчки, можно было бы пройти с таким генератором по разлому и слегка его «протрясти». Так можно было бы разрядить очаг и забыть об угрозе лет на сто.

 

- А если землетрясения происходят в океане, как это было в Японии, то возможно сбросить напряжение там, на глубине?

- Нет. Нам нужно еще понять, каким образом осуществлять управляемое воздействие, чтобы был контролируемый отклик земных недр. Принцип должен быть как у врача: не навреди. Иначе вместо разрядки мы можем вызвать катастрофу.

- Но на базе вашего аппарата можно создать сейсмическое оружие?

- Что такое оружие? Это средство нанесения удара требуемой силы в нужное время и в нужном месте. А с точки зрения тектонического оружия просто так на пустом месте вызвать землетрясение невозможно. Потому что это колоссальная энергия, которая соизмерима с взрывом нескольких ядерных боеголовок. Можно вызвать землетрясение только там, где оно подготовлено природой. А это уже ограничения и по месту, и по времени. Что касается силы воздействия, то незаметно вызвать землетрясение тоже невозможно. Если вы хотите «тряхануть» другую страну за тысячи километров, вам мало знать опасное место тектонического разлома, надо еще и произвести на него достаточно мощное воздействие. Поэтому разговоры о каком-то сейсмическом оружии - это домыслы.

Последний пуск российской установки был проведен в 1990 году. Сегодня испытания на время прекращены. «Грозное оружие» МГД-генератор «Памир-2» занял почетное место на постаменте на Научной станции РАН на Северном Тянь-Шане. Так что в японской трагедии российские ученые точно не виноваты.

- Но я надеюсь, что после выполнения этапа фундаментальных исследований на лабораторном оборудовании и получения финансов мы вновь вернемся к полевым экспериментам уже на новом уровне знаний, - пообещал Новиков.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ведущий специалист Российского экспертного совета по прогнозу землетрясений, оценке сейсмической опасности и риска РАН и МЧС РФ, вице-президент Комиссии по геофизическим рискам и устойчивому развитию Международного союза по геодезии и геофизике профессор Владимир КОСОБОКОВ:

- Для того чтобы искусственное землетрясение было таким, как, например, на Гаити в 2010-м, надо взорвать более чем мегатонный ядерный заряд. А для искусственного аналога любого из мегаземлетрясений (таких, как в 2004-м в Индийском океане, в 2010-м - в Чили и в 2011-м - в Японии) потребуются тысячи гигатонн тринитротолуола (ТНТ), на что не хватит всех ядерных бомб, которые имеются в мире.

Если по отношению к землетрясениям воспользоваться аналогией с обыкновенным ружьем, то на сегодняшний день сейсмологи не в состоянии достаточно точно и надежно определить, есть ли ружье, а если есть, то заряжено ли оно, где расположен его курок, есть ли предохранители, куда повернуто дуло? Очевидно, что, даже имея такое «тектоническое ружье» в наличии, просто невозможно заранее предсказать, в какую сторону оно выстрелит и с какой силой. Кроме того, структура литосферы Земли изучена относительно хорошо лишь на небольших территориях, поэтому покупатель «тектонического арсенала» должен отчетливо понимать, что, скорее всего, промахнется еще при выборе «ружья» и нажатии на «курок».

На сегодня ни у кого в мире нет пока надежных методов абсолютно точного прогнозирования силы, места и времени землетрясений. Так, например, все 60 сильнейших землетрясений в 2000 - 2011 годах были «сюрпризами» для Глобальной карты Международного проекта GSHAP. Причем в половине случаев это были «очень большие сюрпризы» вместо ожидаемых «незначительных».