Загрузить еще

Как будут поднимать подлодку "Сомъ"

Как будут поднимать подлодку
Фото: Субмарина хорошо сохранилась.

Это стало сенсацией мирового масштаба. Дайверы из шведской команды Ocean X Team обнаружили затонувшую сто лет назад русскую подводную лодку "Сомъ". Судно так хорошо сохранилось, что сначала его приняли за современное. Но дореволюционный "Ъ" в названии "Сомъ" расставил все по своим местам.Находка уникальная, и уже пошли разговоры о том, что ее можно поднять на поверхность.

Выстрелить - и бежать

Мини-подлодку серии "Сомъ" построили в Америке по проекту Джона Филиппа Голланда в 1901 году. Потом отправили в Россию на доработку. Усовершенствовали субмарину на Невском судостроительном заводе в Петербурге. Рабочие, давшие подписку о неразглашении, трудились в закрытых ангарах. На испытания "Сома" выводили по ночам, естественно, не белым.

Подлодка прошла проверку боем во время Русско-японской войны. Через всю страну субмарину перевезли на поезде. Должны были вывести в море, но из-за классического русского разгильдяйства на нее не поставили торпеды. Еще несколько месяцев ждали, пока тыловые службы подсуетятся и привезут вооружение.

От подлодки не ожидали подвигов, но в марте 1905 года она обратила в бегство огромный японский эсминец, превосходивший ее по размерам в три раза!

- История курьезная, - рассказал "КП" историк Алексей Емелин. - "Сомъ" - далеко не самая современная подлодка, она могла легко затонуть в бою. Но японцы рисковать не стали и, как только увидели перископ, предпочли спасаться бегством.

Повоевать серьезно "Сомъ" так и не смог.

- Субмарина была устаревшей даже в момент ее создания. Вести бой с таким вооружением не могла. Одна торпеда в цель - и сразу бежать, - продолжает Алексей Емелин. - Так что вся эта завеса тайны на доработке оказалась лишь фикцией. Тем более по правилам ведения боя в то время субмарина обязана была всплывать, делать пре­дупреждение противнику и лишь потом стрелять.

К началу Первой мировой подлодку перекинули на Черное море, затем на Балтику.

 

Ошибка или убийство?

Начало мая 1916 года. Четыре часа утра. На пирсе базы Мариэхамн выстроились моряки и провожающие их сослуживцы - учебный экипаж малой подводной лодки "Сомъ" отправляется в свой первый боевой дозор. Моряки радуются: наконец-то в море!

А вот командир лодки Хрисанф Бугураев погружен в размышления. Для него это тоже первый поход на субмарине такого типа, да еще и с необстрелянным экипажем. Бугураев даже официально не назначен - лишь заменяет старшего офицера, уехавшего в командировку. Опытного подводника мучают нехорошие предчувствия. На берегу осталась жена Наденька. Скоро у них родится ребенок. Влюбленному в море подводнику впервые в жизни не хочется покидать базу.

Лодка отчаливает от пристани в туман. И не возвращается.

Почти через сто лет затонувшую субмарину найдут шведские водолазы. В стальном гробу остались 18 человек...

Последний день лодки - 10 мая 1916 года - историки пока восстановить не смогут. Вахтенные дневники остались на дне. Есть только показания капитана шведского парохода "Ангерманланд". Именно из-за столкновения с "Ангерманландом" субмарина и погибла.

Капитан рассказывал, что вначале заметил над водой перископ, который начал резко приближаться. Последовал удар в левый борт. Перископ пропал под водой. Субмарина не всплыла.

"Сомъ" после столкновения погрузился на глубину, откуда уже не мог всплыть. Не хватило мощности системы продувания балласта... Моряки как минимум пару часов были живы, но понимали, что им не выбраться. Вероятно, кто-то писал записки родственникам, кто-то молился... 

"Сомъ" - торпедная подводная лодка

  • Длина - 19,3 метра.
  • Ширина - 3,6 метра.
  • Водоизмещение - 120 тонн.
  • Надводная скорость - 8,5 узла, или 15,7 км/час.
  • Подводная скорость - 6 узлов, или 11 км/час.
  • Глубина погружения - 30 метров.
  • Экипаж состоял из 22 человек.
  • Спущена на воду 2 июня 1901 года, выведена из состава флота 10 мая 1916 года.
Новости по теме: подлодки История Швеция