22 ноября
Загрузить еще

Роботы захватывают власть

Роботы захватывают власть
Фото: Рисунок: Валентин ДРУЖИНИН

Такси затормозило у моего дома. Я полез за деньгами. Вдруг таксометр пискнул, и таксист энергично выругался.

- Требуют сфотографировать машину и салон! - объяснил он. - Как будто у меня тут накурено-наплевано. 

- Кто требует? - поинтересовался я.

- Да этот... Яндекс! Послать бы их подальше, да заказов тогда не дадут! - и таксист достал смартфон.

Его фотографии одним движением пальца полетят в Яндекс, отсмотрит их не человек, а машина - система распознавания образов. И, если машина решит, что он неряха, его накажут. 

Этот таксист работает не в компании Яндекс, а в таксопарке. В таксопарке есть начальник - 65-летний Антон Михайлович. Но уже не он настоящий начальник двух сотен таксистов этого таксопарка, а беспристрастный робот, "живущий" даже не в самом таксопарке, а - "везде". В навигаторе. В смартфоне. Машинный алгоритм, а не Антон Михайлович решает, быть сегодня таксисту с наваром или попусту прокатать смену.

Больше всего это напоминает SkyNet, главного героя фильма "Терминатор". Суперкомпьютер, искусственный интеллект, существующий везде и нигде, определяющий жизнь человечества, - оно его создало, а он его подчинил.

Портрет по магазинному чеку

- Представляешь, я никому не говорил, что собираюсь во Львов, а интернет мне уже показывает рекламу львовских отелей. Как они узнали? - голос приятеля в трубке выдавал волнение.

Мы сейчас будем говорить о Big date. Казус с моим приятелем специалисты объяснили быстро:

- Он просто не заметил момента, когда система отметила его интерес ко Львову. Скажем, он лайкнул с компьютера фото своего львовского друга. Профиль в социальной сети привязан к номеру телефона. Зная номер телефона, система получает доступ ко всем следам, которые человек оставил в Сети, ведь сейчас везде требуется регистрация и почти везде запрашивают номер телефона якобы для того, чтобы прислать подтверждающее SMS. Итак, система предполагает, что он едет во Львов, и предлагает ему купить билет.

Человек, который мне это рассказывает, участвует в выборных кампаниях, разрабатывая атаки на избирателей через социальные сети. А тут как раз мир облетела сенсация: Дональд Трамп якобы победил потому, что  вскрыл данные сотен тысяч американцев и едва ли не к каждому избирателю подобрал универсальный ключ. Мой собеседник говорит: хотя журналисты, как всегда, все преувеличили, нет ничего невозможного. 

- Вы про политику, а я про коммерцию. Торговля данными стала хорошим бизнесом. Но если на Западе все знают, что авиакомпания "Бритиш Эрвейс" продает рекламным агентствам данные клиентов, заказавших билеты по интернету, у нас об этом предпочитают не болтать. Например, одна крупная сеть магазинов радует покупателей бесплатным Wi-Fi. Человек, чтобы попасть в Сеть, проходит регистрацию и оставляет свой номер телефона. Или ведется на нехитрую замануху: отсканируй штрихкод на чеке и получи скидку. Так машина узнает вдобавок, что ты купил. Куклу для девочки - у тебя маленькая дочь. Водку - ты любитель выпить. Виски - у тебя полно денег.

- И что потом магазин делает с этим добром?

- Продает. Сейчас колоссальный спрос на массивы данных. Кризис, квартиры-машины продаются плохо, важно знать, у кого еще остались деньги для дорогих покупок. А продавцам пищевых добавок хочется знать, где обитают необразованные, небогатые, больные люди, у которых денег на врача нет, а вера в чудо-таблетку есть. Покупаешь массив данных и через интернет подсовываешь рекламу именно этому человеку.

И никаких проблем с законом о персональных данных: люди фигурируют в биг дата не как персоны с фамилией и именем, а как некие безличные особи, снабженные идентификатором. 

Машину научат всему

Александр Крайнов, руководитель службы компьютерного зрения и технологий машинного интеллекта Яндекса, уверяет: можно вычленить человека с таким-то доходом, предпочитающим такие-то машины и рестораны, узнать о нем очень многое, в том числе сугубо приватное. Но понять, что этого человека зовут, например, Ходорковский Михаил Борисович и организовать атаку именно на него, чтобы склонить миллионера и политика к нужным действиям, нельзя.

- Мне некомфортно от мысли, что сотрудник службы безопасности может узнать обо мне все, - продолжает Александр Крайнов. - Но я спокойно восприму тот факт, что все обо мне знает машина. 

Он развивает свою мысль: сейчас везде висят видеокамеры, но их записи просматривают, только когда уже что-то случилось и нужны детали и доказательства. В скором будущем искусственный интеллект мгновенно станет анализировать то, что зафиксировала камера. Например, этот человек в маске поджидает у подъезда жертву. Эта машина ведет себя подозрительно, вероятно, водитель пьян. Сразу - сигнал полиции. А то и просто глушим мотор лихача.

Ошибки возможны, но, говорит Крайнов, машина умна настолько, насколько ее научили. Если она неверно растолкует мое поведение и накажет меня, я могу обратиться куда следует, в машину заложат мой случай, и машина впредь не совершит такой ошибки. Рано или поздно машина научится всему.

Детское восхищение умными машинами скоро сменится осознанием проблем, которые принесет искусственный интеллект. Фото: Иван ВИСЛОВ

"Вільна каса" скоро скажет робот

На этом статьи, посвященные прекрасному новому миру и биг дата, обычно заканчиваются, но у тотальной компьютеризации есть еще одно следствие: если машины возьмут на себя практически все виды труда, что же будет делать человек?

Профессия таксиста относится к числу не самых престижных, но она несет важную социальную функцию: человек, потеряв работу, может пойти в таксисты и временно перебиться. Такие профессии называются по-английски мак-джоб, буквально - "работа в "Макдоналдсе". Никто не думает, что труд в ресторане фастфуда, в такси или на стойке гостиницы - мечта жизни и что это навсегда. Но такие трудовые ниши незаменимы для студентов, временно безработных и пенсионеров. Современные технологии уже сейчас или вот-вот просто уничтожат эти профессии.

Идеей машины, которая едет без водителя, одержимы многие мировые компании. Их работа основана все на тех же биг дата: автомобиль мгновенно анализирует, что происходит вокруг. Такие машины убьют профессию таксиста. Крайнов не готов сказать, когда это случится, и тем не менее советует:

- Я бы на месте нынешних школьников не стал осваивать профессию водителя именно как профессию.

Уже существуют для "Макдоналдса" стойки автоматического заказа. Это пока прототип. Скоро человек, выкрикивающий "вільна каса", станет не нужен. Робот, способный готовить гамбургеры, уже создан и за рубежом внедряется. Те, кому сейчас лет десять, могут не надеяться, что, когда они приедут покорять Киев, им удастся устроиться в фастфуд и получить прибавку к стипендии.

P. S.Что же делать? Ответ дала в далеком 1968 году группа экономистов, которая со страниц New York Times предложила в будущем, когда машины научатся всему, выплачивать гражданам минимальный гарантированный доход просто за то, что они люди. Сегодня мы видим наконец, что некоторые страны, такие как Швейцария, Исландия и Швеция, осторожно пытаются внедрить эту затею на практике.

КСТАТИ

Дешевые и сообразительные

Колоссальным прорывом в технологиях - и колоссальной же угрозой для рынка труда - стало внедрение облачных роботов. Теперь роботу необязательно хранить в памяти всю информацию, она доступна в облаке данных. Это резко удешевило роботов. Недавно в Китае, на заводе по производству электроники, случилась волна самоубийств среди работников, люди не выдерживали нагрузок. Менеджеры решили проблему кардинально, они уволили всех, заменив их дешевыми и смышлеными облачными роботами. На этом фоне призывы поднять престиж человека труда, выглядят несколько архаично.