28 июля 1977 года многие запомнили как дату страшного затопления Днепропетровска. Под конец рабочего четверга город напоминал море, хотя на сильные осадки в метеосводках даже намека не было. Да и начавшийся дождь мало чем отличался от обычного. Однако все изменилось уже через каких-то десять минут.
Вода продолжала прибывать и после дождя, стекая к реке стремительными потоками с улиц и проспектов, расположенных несколько выше над уровнем моря.
- Уровень воды в центре составлял до полутора метров, здесь были затоплены все полуподвальные помещения, - рассказывает историк Максим Кавун. - Десятки улиц лишились асфальтового покрытия. По свидетельствам очевидцев, на центральном проспекте Карла Маркса, в районе
ЦУМа, слой грязи составлял несколько десятков сантиметров. Особо запоминающуюся картину представляла территория перед въездом на Новый мост. Десятки машин, стоявшие тут, были затоплены почти по самую крышу, все они завязли в тоннах грязи…
Досталось и свето-музыкальному фонтану возле Театра оперы и балета, который открыли в 1974 году. Проводка, обеспечивающая "игру" водных струй, оказалась под водой, и после потопа ее уже не смогли починить.
- Мои родители и их друзья при любом удобном случае рассказывают подробности событий тех лет, - говорит Людмила Щеглова. - Они жили на возвышенности и вспоминают, что домой пришлось добираться, сняв обувь, поскольку шли по колено в воде. А вот родная сестра папы жила в низине, в районе
ЦУМа. Ее квартира находилась на так называемом нулевом этаже, то есть в полуподвале. Ее тогда полностью затопило. Власти города после дождя отселили людей, чьи квартиры были полностью затоплены, на окраину города, где возвышенность.
Не удалось избежать и человеческих жертв. Согласно слухам, которые пересказывают и ныне, нескольких людей затянуло в канализационные люки. К сожалению, точные данные неизвестны. В местной прессе опубликовали лишь… репортажи о субботниках по расчистке города.
|
Однако рассказы о человеческих жертвах не выдумки. Вот что вспоминает профессор Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Алла Бойко, которая родилась в Днепре. На 70-е выпали ее школьные и студенческие годы:
|
- Я возвращалась домой, на проспекте Карла Маркса вода поднялась мне по грудь. Люди шли, держась под руки, по пять-шесть человек. Возникали какие-то водовороты, но мне было весело, пока не увидела, как спиной вверх проплывает женщина. Позже дошло - она мертва, утонула. Как оказалось, во время этого потопа погибли сотни людей - в полуподвальных квартирах, частных домах, автомобилях, просто на улицах. Оказалось, на Днепре прорвало дамбу, и вода хлынула на степной город. Помощь оказали не вовремя, потоп начался в конце рабочего дня, и все чиновники уже разъехались. Принимать решение о спасении горожан никто не спешил.
На следующий день в программе "Время" вскользь упомянули - в Днепропетровске выпало огромное количество осадков - и все! Моя мама вспоминала, что в городе говорили о страшном событии: воспитательница в дождь завела группу детей в подземный переход, их накрыло водой. И вот через три дня после потопа двадцать маленьких гробов с телами этих малышей пронесли мимо обкома Компартии. Эту процессию никто не решился остановить. Конечно, газеты промолчали.
Днепропетровск в ту пору был закрытым городом, поэтому какую-либо информацию о точном количестве жертв найти трудно. Да и в целом, как говорит Максим Кавун, никаких официальных документов по поводу потопа в местных архивах найти не удалось. Более того, не осталось даже фотосвидетельств этого разгула стихии. (При этом имеются фото потопа 1931 года!) Лишний раз выносить сор из избы никто не собирался, поэтому все сведения тщательно зачищались. Так что приходится довольствоваться воспоминаниями старожилов о телефонных будках, при прикосновении к которым можно было получить удар током, о слое ила на центральной площади, который не торопились убирать, и о многочисленных жертвах.
С самого момента основания Екатеринослав преследовала водная стихия.
Первое крупное наводнение настигло город в 1789 году, в период зарождения городских структур. Катастрофическими в истории города стали наводнения 1820, 1891, 1892, 1907, 1908, 1917, 1931 и 1977 годов.
В 1789 году вышедший из берегов Днепр затопил ряд городов, в том числе Кременчуг и начавший строиться Екатеринослав. Особенно пострадал Кременчуг, где с 1784 года временно размещались органы управления екатеринославского наместничества. В апреле 1820 года в Екатеринославе произошло сильнейшее наводнение, равного которому не было с 1789 года. Вице-губернатор Шемиот сообщал херсонскому военному губернатору графу Ланжерону о неимоверном бедствии. В городе были затоплены и почти разрушены "смирительный" дом (тюрьма), мясные и щепные ряды, пивоваренный завод, лесная пристань и более 100 обывательских домов…
В конце XIX века Екатеринослав пережил разгул водной стихии, так сказать, нового типа. Наводнения традиционно вызывались разливом Днепра, но на этот раз причиной стали обильные ливни. Ливневая канализация Екатеринослава тогда находилась в зачаточном состоянии.
12 июня 1891 года в городе разразился сильнейший ливень. Продолжался он два с половиной часа и вызвал наводнение. Аналогичное бедствие повторилось в мае 1893 года. В результате были затоплены все полуподвальные этажи зданий в нижней части города. Целые кварталы деревянной застройки, заселенные бедняками, стали непригодны для жилья. В районе нынешнего ЦУМа уровень воды в июне 1891 года достиг полутора аршинов (107 см). Затопило и основанный в 1885 г. городской рынок "Озерка". Жертвами наводнения 1891 года, по официальным данным, стали 15 человек.
Катастрофические наводнения в Екатеринославе происходили в 1907, 1908 и 1917 годах. В 1917 году, по словам известного краеведа Михаила Шатрова, "почти до проспекта можно было доплыть в плоскодонке".
Всего за год до завершения строительства гидроэлектростанции Днепропетровск стал эпицентром крупнейшего наводнения. Пик прибытия воды пришелся на 7-10 мая 1931 года. Газета "Заря" писала 7 мая, что "почти вся береговая полоса, от Широкой (Горького) улицы до Шевченковского парка залита водой". На некоторых участках вода доходила до проспекта Карла Маркса. По воспоминаниям краеведа Геннадия Гуляева, в мае 1931 года вода стояла прямо у входа в здание Государственного банка (ныне отделение Нацбанка) на углу проспекта и улицы Воскресенской. Во время наводнения в 31-м году погибло два человека - то ли захлебнулись, то ли разбили голову об ограду, когда их откинуло потоком воды. Их искали несколько дней. Изуродованные тела нашли лишь вечером на вторые сутки.