Загрузить еще

Родители - об учительнице, которую уволили за пост о Гитлере: "Она прекрасный педагог – могли бы простить!"

Родители - об учительнице, которую уволили за пост о Гитлере:
Фото: Почему Марьяна не открыла доступ к архиву фейсбука, неизвестно. Но, вероятнее всего, пост о Гитлере писала она. Фото: ФБ Марьяны Батюк

"Сдохни, мразь фашистская!"

О том, чем обернется репост об Адольфе Гитлере для молодой львовской учительницы истории (напомним, сама учительница отрицает, что писала этот пост и заявила о взломе страницы), никто и подозревать не мог. Марьяна Батюк теперь в глазах некоторых – враг №1. На нее обрушился шквал оскорблений и угроз в соцсетях – не каждый может выдержать такой прессинг.

В четверг экс-учительница выложила в Facebook скриншоты "добрых" пожеланий, которые ей шлют в сообщениях. Самое безобидное – "чтоб ты сдохла, мразь фашисткая". И это помимо того, что из-за истории с Гитлером ее и так уволили с работы – по настоятельной рекомендации управления образования. 

Появился снимок фюрера и текст о нем на странице Марьяны Батюк с ее подачи или нет – неизвестно, но начальники от образования склоняются к мысли, что писала все-таки она. Иначе бы предоставила специалистам доступ к архиву своей страницы, чтобы те убедились в обратном. Сама же Марьяна уверяла, что ее страницу взломали. Впрочем, сейчас, наверное, увольнение – не главная ее проблема, после угроз обжечь ее кислотой на улице и вырезать свастику на теле…

В школе №100, где она работала, это событие не обсуждают только дети, хотя их увольнение учительницы коснулось в первую очередь. В школе, говорят ученики, уже неделю нет уроков истории – следующий будет в понедельник. Будет ли? В администрации уверяют – все в порядке, учебный процесс организован, молниеносное увольнение исторички на него не повлияло. Да и директор – историк. Только он всю неделю если не на комиссиях по вопросу учительницы, то в управлении образования - по тому же поводу. А дети говорят прямо - уроков истории нет.

- Да сколько там учебы осталось – месяц до каникул можно и без истории прожить, - молнией проносится мимо мальчишка из средних классов. С разгона влетает в стенку, поднимается, исчезает на лестнице, успевая попутно отмутузить двух одноклассников. 

- Очень жалко, что Марьяну Владимировну уволили, - не согласна Андриана из 7-го класса. – Классный учитель. Она столько интересного рассказывает! Самые интересные уроки у нее. Не только то, что в параграфе написано, а гораздо больше, подробности, о которых из учебника не узнаешь. У нас в классе по истории все хорошо учатся, она очень многих вытянула. Мы против того, что ее уволили, будем добиваться, чтоб вернули.

- Как именно будете добиваться?

Пожимает плечами, отводит взгляд.

- Моя мама тоже здесь училась, ей Марьяна Владимировна тоже нравится. Но сейчас мама с маленьким братиком, ей не до этого…

Под домом учительницы родители организовали пикет в ее защиту. Фото: vgolos.com.ua

За помощью к депутату-учительнице приходили в школу

Но надеются дети именно на родителей – может, взрослые помогут вернуть любимую учительницу? Кстати, родители уже организовали и провели пикет в поддержку Марьяны под ее домом. Вообще люди ее поддерживают. А от журналистов бегут. Все же эта история попахивает фашизмом. А у нас он, как и коммунизм, под запретом. А что, чего доброго – что-то перепутают, и потом всем доказывай, что ты не это имел в виду

- Вы же сами знаете, - как будто испытывая, заглядывает в глаза тучная дама, у которой дети учились в этой школе. – Вот как с Марьяной – не писала она, что Гитлер ее кумир, и не выступала за фашизм, а пойди докажи. Теперь и не отмоешься. Хотя жалко ее – молодая такая, ну, ошиблась… Могли бы простить.

Другая мама, миниатюрная брюнетка с домашним налетом долгого декрета, пришла за сыном-пятиклассником. С маленькой дочкой быстро убегает за угол школы и уже оттуда вполголоса говорит: "Вообще-то у нас свобода слова есть. Написала – и написала, имеет право. А что, нельзя? Это что – ругательное слово? Или она напилась и с голой грудью на школьном стадионе плясала?" И уходит, забыв, что не дождалась ребенка с уроков.

Под школой стайкой собираются родители – мамы отдельно, папы своей компанией. Рядом носятся дети помельче тех, что в школе.

- У меня старший сын эту школу закончил, всегда говорил, что Марьяна Владимировна – самый лучший учитель, - говорит одна из мамочек. – Ее мама в младших классах уроки ведет. Говорил – мама ее хороший учитель, но Марьяна Владимировна лучше. Дети ее с интересом слушали. Историю сын знал – не знать ее после такой подачи материала было нереально. Она буквально влюбляла в предмет.

- Марьяна явно не из-за денег в школу шесть лет бегала – сами знаете, учитель – все равно что нищий. Хотя три года назад ее замдиректора по воспитательной работе взяли, но на полставки. Сама тоже здесь училась. Но она – депутат. В школу, знаете, сколько людей к ней за помощью приходило, - говорят в школьных коридорах сотрудники.

Хотя большинство учителей нацепили "покер-фейс" - вряд ли в обычные дни они с такими лицами, как политические лидеры на выступлении перед народом, ходят. В руках папочки, взгляд вправо-влево – быстро мимо. С прессой позволено говорить только директору.

Школа № 100 находится на окраине Львова, к престижным не относится, но и задних не пасет. Обычная средняя школа. Фото: Анна МИЩИШИН. 
 

Как к учителю претензий нет

Директор от прессы не скрывается – тут уже не скроешься. Репортеры вперемешку с членами комиссии бродят по всей школе – кто где. Дети купаются в лучах славы – вечером увидят себя по телевизору. А уборщице – лишние заботы и ни минуты покоя, вдруг в камеры жвачка на плинтусе попадет? Делает "лицо" львовской школе.

- А про Гитлера Марьяна Владимировна рассказывала? – наклоняются к детям репортеры.

- Про Вторую мировую войну рассказывала, - у парнишки блестят глаза. Пересказывает школьный материал – умный. А журналисты слегка разочарованы – вряд ли этот ролик попадет в топ.

Директор первым делом в кабинете берет стопку бумаг, вертит в руках, как будто не понимая, что это и как у него оказалось. Оказывается, распечатанный "Закон об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов". Интересно, распечатали уже после истории с Марьяной Батюк или это настольное пособие у директоров школ такое?

- Об этом посте я узнал от журналистов, - начинает директор школы №100 Василий Тытар. – Это недопустимо. Если бы эта история касалась меня лично, если бы мою страницу взломали, я бы срочно принимал все меры, обращался бы в компетентные органы, которые бы определили, был вход на страницу посторонних или нет. Марьяна Владимировна по состоянию на 25 апреля могла бы обратиться в соответствующие органы, чтобы доказать, что она не публиковала этот пост. Она дала и мне, и в управление образования объяснения, в которых все отрицает. Как к учителю истории к ней никогда не было замечаний. Сказать, что она плохой учитель, будет неправдой. Дети ее любят, и я, и замы были на ее уроках. Всегда веселая, улыбчивая, жизнерадостная, активная. Когда такой учитель, то и детям лучше. Каждый бы так должен был с улыбкой приходить к детям. И мероприятия она организовывала, и если другие организовывали, то она принимала участие.

Марьяна Батюк проработала в школе шесть лет. Коллектив принял ее нормально, она выпускница той же школы. Когда появилась вакансия (вышел на пенсию сотрудник), предложили ей. 

- Мы проводили совещание с педагогами в понедельник, в пятницу (когда на странице Марьяны Батюк появился пост о Гитлере, – Авт.) физически не успевали, и я как руководитель, донес содержание всех нормативных документов, которыми должен руководствоваться педагог в своей работе. Даже шла речь о том, каким должен быть профиль учителя в социальной сети, - говорит Василий Тытар. - Хотя профиль - это частное дело, и в мои должностные обязанности не входит контролировать профили сотрудников. Конечно, если говорить о таких личностях, как Гитлер и Сталин, если бы любой гражданин похвально отзывался про их деятельность, этих антигероев нашего народа, это было бы неправильно. У нас есть закон об осуждении коммунистического и национал-социалистического, нацистского режимов (вспоминает о стопке бумаг на столе, – Авт.), где все прописано от "А" до "Я". Недопустимо, чтобы в школе такое было…  Хотя на уроках такого не было, конечно, была тема Второй мировой. Все знаем, как она закончилась, а сколько жертв было… Марьяну Владимировну я не осуждаю, я не тот орган, что может осуждать. Я не умею читать мысли, не знаю, нравится ей Гитлер или нет, но оснований говорить, что нравится, тоже не имею.

Директор отмечает – если суд признает экс-учительницу невиновной, двери школы для нее вновь будут открытыми. После несколько раз повторяет "У меня все" и быстро выпроваживает – дела, комиссии, еще и журналисты…

Дети жалеют об увольнении учительницы. Говорят, она многим привила любовь к истории.
Фото: МИЩИШИН Анна

Учила детей быть патриотами

Сотрудница школы (не будем называть должность) "танцует" передо мной вальс – два шага назад, два в сторону. Быстрый взгляд в сторону кабинета директора. Нет, не идет. Два шага ко мне. Руки за спиной. Видно, руководство строгое. Еще бы.

- Только в среду она (Марьяна Батюк - Авт.) заходила в школу, лично видела, - шепчет. - А то, что рассказывали, что ее не было – бред. Была она, просто ушла домой после комиссии. Вы бы тоже ушли. Но держится. Спокойная. Хотя видно, угнетенная немного всем этим. И я ее понимаю. Но сколько людей к ней приезжало даже из других районов – как к депутату. Один мужчина говорил – никто так не помогает, как она. Никому не отказывала, всем помогала, и деньгами тоже, если сама имела. Другие, говорили, отказывают, отправляют – а она никогда.

Тяжко вздыхает, поджимает губы. Все время поглядывает в сторону кабинета директора. Вообще, об этой истории почему-то очень многие боятся говорить. Или не хотят. Уборщица, едва поднимая глаза, все время метет полы – из школы комиссии еще с пятницы не выходят. А премии не видать... В глазах: "Знали бы вы, кому тут действительно тяжело".

- Она очень хороший человек, то все, что о ней плетут, приписывают – абсолютная ложь. Она учила детей быть патриотами своей страны, - в голосе собеседницы слышатся вдохновенные нотки. – Знаете, гадости каждый может написать. Она молодая, дети ее очень любили, во время организации всех праздников, которыми она занималась, дети ее с открытым ртом слушали. Сын, если книжку из другой школы нужно достать, писал или звонил Марьяне Владимировне – всегда отвечала. Жаль, не понимаю, почему ее партия не защищает. Дорогу кому-то перешла – точно…

Дети хотят, чтобы педагог вернулась. Родители – тоже.

- Дочка на исторический факультет хочет поступать, кто ее учить будет? Конечно, планируем поспрашивать Марьяну Владимировну и насчет репетиторства, но были надежды, что и школьной программы хватит – действительно хорошо преподает, - говорит мама ученицы школы №100. – А в другую школу из-за истории переводить – лишняя нервотрепка. Да и ездить далеко.

Из кабинета показывается директор – собеседники отступают в тень коридора. Разговор окончен.

- Жаль, что эта история приключилась, - бросаю, выходя из школы.

- Конечно, жаль, - тут же высовывает голову в дверь охранник. – Не могли, что ли, простить, молодая еще. Ну, выговор бы сделали… А тут сразу уволили. Эх, не по-человечески…

Марьяну затравили в соцсетях. Сейчас большинство ее постов под замком.

 

Новости по теме: Школы Гитлер